Губернатор Курганской области Вадим Шумков (справа) и глава финансового управления региона Константин Ермаков (в центре)
Фото: Пресс-служба губернатора Курганской области
Согласно официальным данным финуправления правительства Курганской области, в 2020 году расходы на ЖКХ запланированы в размере 942,8 млн рублей (2,05% от всех расходов), на 2019 год закладывалось около 1,4 млрд рублей (3,35%).
«Средства на субсидию предоставлялись областным бюджетом городскому, который уже выделял деньги для компаний в сфере ЖКХ. Теперь этого источника, видимо, не будет. Учитывая, что в регионе отрасль находится в плачевном состоянии, всегда можно найти, куда с умом потратить деньги. Необходимость государственного финансирования связана с искусственным тарифным сдерживанием: цены для потребителей устанавливаются заниженные, а разницу между экономически обоснованной и установленной ценой покрывает бюджет. Такая ситуация сложилась во всей России. Но курганское правительство не может себе позволить ни сдерживать, ни установить экономически обоснованные тарифы. Все это в итоге ведет к гибели ЖКХ», – делится мнением собеседник «Правды УрФО» на рынке коммунальных услуг.
В частности, руководство «Водного союза» заявило о том, что город прекратил выделение средств по субсидии вопреки заключенному ранее соглашению. Изначально на ремонт сетей должно было поступить 230 млн рублей, однако из бюджета поступило только 150 тыс. рублей. Причем предприятие выполнило большую часть работ на 200 млн рублей и теперь не может рассчитаться с подрядчиками, которые уже обратились в суд.
Причем Курган – не единственная «горячая точка» на карте коммунальных конфликтов Зауралья. О высоком уровне износа коммунальных сетей и инфраструктуры не раз заявляли эксперты и на муниципальном, и региональном уровнях. Более того, проблемы с неудовлетворительным состоянием коммуникаций уже приводили к крупным коммунальным авариям и прокурорским проверкам. Например, в Петухово где несколько сотен человек более недели провели без водоснабжения из-за аварии на сетях.
В проекте бюджета на 2020 год на коммунальное хозяйство предусмотрено 149 млн рублей, в том числе на инвестпрограмму Курганской области, субсидии на развитие газификации и водоснабжения. Однако, по оценкам экспертов, на эти цели требуются миллиарды. Вместе с тем общественники не усматривают в финдокументе возможности для развития ЖКХ.
Общественник поясняет, что фактически в бюджете Курганской области на 2020 год отсутствуют средства на проектную и сметную деятельность, связанную с модернизацией ЖКХ. Несмотря на то, что в Курганской области действуют такие программы, как «Курганский гектар» (выделение земель для тех, кто собирается заниматься сельским хозяйством), бюджет не предусматривает проведение в эти территории каких-либо коммуникаций.
«Речь не только о фермерах, но и о крупных сельскохозяйственных предприятиях. Помощь на обеспечение инвесторов инфраструктурой в бюджете не предусмотрена», – подчеркнул Аникин.
В Курганской области к 2020 году численность населения может сократиться до 822 тыс. человек
Фото: пресс-служба завода «Уральские локомотивы»
Экономисты в разговорах с «Правдой УрФО» утверждают, что «спасти курганский бюджет может только наращивание налоговой базы и объемов налоговых поступлений не только за счет новых налогоплательщиков, и за счет развития уже имеющихся». Тем не менее, отсутствие инфраструктуры на земельных участках, предлагаемых для ведения бизнеса, по-прежнему сдерживает интерес предпринимателей. Таким образом, «на фоне якобы агрессивной инвестиционной политики действующей зауральской власти остается нерешенной одна из главных проблем привлечения бизнеса на территорию депрессивного региона».
Наблюдатели отмечают, что формирование бюджета Курганской области идет с учетом снижения численности населения, прежде всего, экономически активного. Так, плановый бюджет 2019 и 2020 года предусматривает в следующем году сокращение численности жителей региона до 822,2 тыс. человек. Причем год назад чиновники рассчитывали на 396,1 тыс. человек работоспособного населения в 2020 году, но уже сейчас ожидания стали скромнее и составляют только 356,2 тыс. Эксперты усматривают в ситуации с оттоком населения дополнительный фактор для снижения налоговых платежей.
«Доходная часть становится несколько меньше в части налоговых и неналоговых поступлений. Их доля в 2020 году должна составить 49,87%, а на 2019 год планировалась на уровне 49,99%. Это говорит о том, что налоговая база на самом деле не увеличивается. При этом неналоговые доходы будут увеличены в физической величине, скорее всего, за счет реализации имущества. При этом возрастут дотации и субсидии, за счет которых будут пытаться сдержать баланс», – считают экономисты.
Финансовые аналитики в складывающейся ситуации обращают внимание на то, что в Курганской области соотношение госдолга к доходам уже составляет 84,9% при среднем российском показателе в 22,5%. Сегодня приведение региональных бюджетов в сбалансированное состояние требует не только увеличения доходной части, но и существенного сокращения расходов. Секвестр может коснуться сокращения численности персонала, снижения расходов на транспорт и содержание офисных помещений и еще целого ряда аналогичных статей. В этом случае снижение расходов на ЖКХ, урезание расходов на безопасность и правоохранительную деятельность или охрану окружающей среды помогут улучшить сбалансировать бюджета без существенного удара по социальной сфере.
«Однако вопрос в качестве управления, эффективности используемых подходов, оптимизации расходования средств. В этом случае можно ожидать постепенного сокращения долговой нагрузки на бюджет области без существенных негативных проявлений в части повседневной жизни жителей области», – прокомментировал ситуацию аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
Региональные экономисты не разделяют сдержанной позиции федерального эксперта, указывая на то, что «кредиторская политика зауральского правительства может обострить социальное напряжение и недовольство в регионе, тем более после сокращения расходов на хозяйство, и без того находящегося в плачевном состоянии». Отметим, сокращение расходов в 2020 году планируется также в сфере национальной обороны (с 39 до 37,5 млн рублей), национальной безопасности и правоохранительной деятельности (с 450 до 329,1 млн рублей). Расходы на экологию сократятся со 117 млн рублей до 90 млн рублей.
В Курганской области из-за высокой степени износа коммуникаций существуют риски крупных коммунальных аварий
Фото: poetrysilver.ru
Член комитета по бюджету областной думы Курганской области Олег Колташов предположил, что сокращение расходов на сферу ЖКХ связано с переходом объектов и имущества в частную собственность. Аналогичная ситуация, по предположению депутата, произошла в сфере охраны окружающей среды, а сокращение расходов не скажется негативно на коммунальной сфере, экологии, безопасности и правоохранительной деятельности.
«Сейчас судить об изменениях рано. Когда будет второе чтение, будет уже понятно по пунктам, где какое будет сокращение. В декабре ситуация будет более понятной. Пока второго чтения не будет, невозможно проанализировать», – заявил член бюджетного комитета облдумы Владимир Алейников.
«Правда УрФО» будет следить за развитием событий в Курганской области.