Власти ЯНАО заплатили миллиарды за распространение смертельных болезней. За медуслугами жители бегут в Тюмень, Новосибирск и Москву

Открытые вакансии в здравоохранении Ямала исчисляются сотнями

Кризис в сфере здравоохранения ЯНАО привлек внимание депутатов Заксобрания автономного округа. Несмотря на многомиллиардные вложения бюджета в отрасль, медучреждения региона испытывают колоссальный кадровый голод, а в отдельных населенных пунктах оказывать помощь жителям попросту некому. Очередная точка напряжения зафиксирована депутатом Иваном Вершининым в Тазовском районе, где, по его данным, в сравнении со средними показателями по автономии практически на 50% ниже уровень обеспеченности врачами и на 20% – средним медицинским персоналом. Как следствие в муниципалитете наблюдается рост заболеваемости туберкулезом и заражения ВИЧ-инфекцией. В Депздраве ЯНАО заявляют о попытках нивелировать недоступность медицинской помощи за счет мобильных бригад специалистов и санитарной авиации, но, как отмечают наблюдатели, «неугодных медиков при этом увольняют». В итоге за серьезной медицинской помощью жители вынуждены обращаться в другие регионы и округа, пока подчиненные Артюхова «участвуют в стратегических сессиях».

Поездка депутата Заксобрания ЯНАО Ивана Вершинина в Тазовский район заставила парламентария поднять тему доступности для населения качественных медицинских услуг. Как отметил представитель ЗакСо, самый крупный муниципалитет округа является аутсайдером по этому показателю, однако и в других городах и районах эта проблема является более чем актуальной.

Врачи на операции

Фото: vistanews.ru

Примечательно, что в ЯНАО на нужды здравоохранения ежегодно направляются более чем серьезные суммы. Только в текущем году расходы, согласно официальным данным, составят около 19 млрд рублей, из них свыше 7,5 млрд выделено на стационарную медпомощь, около 150 млн – на амбулаторию, более 204 млн – на скорую помощь и свыше 11 млрд – на иные нужды, связанные с отраслью.

Однако, несмотря на миллиардные вложения, негативный фон сопровождает сферу здравоохранения практически перманентно. Это и последствия необдуманной оптимизации на местах, результатом которой стало закрытие жизненно важных отделений, и недоступность экстренной медпомощи даже в случае тяжелых увечий и травм, и обвинения чиновников Депздрава со стороны уполномоченного по правам человека в «бесконечных совещаниях и стратегических сессиях» вместо реальной работы, а также перебои в обеспечении пациентов жизненно-необходимыми препаратами.

Причем, как отмечают наблюдатели, предпосылок к нормализации ситуации, судя по всему, нет, наоборот, в отдаленных населенных пунктах можно говорить о регрессе. Так, говоря о проблемах Тазовского района, Иван Вершинин обращает внимание, что у этой территории почти на 50% ниже, чем общая по региону, обеспеченность врачами, и на 20% меньше показатель обеспеченности средним медицинским персоналом.

«Пошел рост заболеваемости туберкулезом, а это социальная и очень нехорошая болезнь. Также пошел рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Он выше среднеокружных значений. Это показатель того, что система здравоохранения в Тазовском районе хромает. Были истории с увольнением врачей из-за попыток привлечь внимание к происходящему. В отдаленных поселках, той же Гыде (поселок с населением 3,7 тыс. жителей. – Прим. ред.), куда нет даже зимника, и добраться можно только вертолетом, нет стоматолога. И если у вас заболел зуб, то придется с острой болью или флюсом лететь несколько часов через Антипаюту в Тазовский, а если погода нелетная, то ждать несколько суток», – говорит депутат.

Ямальский зимник

Фото: Анна Полякова

Периодические визиты специалистов в Гыду и другие поселения, по словам собеседника «Правды УрФО», решением проблемы не являются, поскольку помощь может потребоваться в любой момент. При этом оборудование для качественного оказания услуг в Гыде есть, но фактически простаивает впустую. Глава района Василий Паршаков, по словам парламентария, уже пообещал «поставить вопрос на контроль», однако, как отмечает депутат, «это приходилось слышать и ранее, и не от одного главы».

Проблема нехватки персонала характерна не только для Тазовского района. Схожая картина наблюдается практически повсеместно. Косвенно об этом свидетельствуют и разделы вакансий на официальных сайтах медучреждений. К примеру, в Тарко-Салинской ЦРБ (Пуровский район) и ее филиалах в поселках Ханымей, Пурпе и Самбург на сентябрь текущего года остается незанятым 121 рабочее место, причем клиника нуждается в таких специалистах, как стоматолог и стоматолог-хирург, отоларинголог, хирург, акушер-гинеколог, неонатолог, дерматовенеролог, офтальмолог и терапевты, не считая обслуживающего персонала.

В Мужевскую ЦРБ (Шурышкарский район) нужны акушер-гинеколог, педиатр, врач общей практики, эндокринолог и психолог. Такая же ситуация складывается и в Аксарковской ЦРБ (Приуральский район) и ее филиале в Харпе, где требуются те же терапевты, офтальмолог, эндоскопист и детские стоматолог и эндокринолог.

Крупные города региона исключением не являются. Так, Новоуренгойская ЦГБ предлагает потенциальным сотрудникам зарплаты до 167 тыс. рублей, однако здесь остаются свободными должности хирурга, физиотерапевта, неонатолога, травматолога, реаниматолога, педиатра, нефролога и невролога. В столице Ямала – Салехарде – окружная клиническая больница обещает соискателям вакансий всевозможные льготы и заработную плату, «соответствующую уровню жизни в ЯНАО», но не может найти кардиолога, невролога, аллерголога, эндоскописта, онколога и других спецов.

Вопрос о дефиците врачей Иван Вершинин считает выходящим за рамки собственно медицинской темы. По его наблюдениям, есть целый ряд факторов, влияющих на ситуацию вкупе с оптимизацией и различными субъективными нюансами.

«Проблемы есть у всех муниципалитетов. Конечно, в крупных городах – Новом Уренгое, Ноябрьске или Салехарде – здравоохранение более развито. Что касается Находки, Гыды, Антипаюты и так далее, то там не просто нехватка, порой медпомощь просто отсутствует. Влияние оказывает, прежде всего, жилищная проблема. Высокая зарплата – это хорошо, но когда львиную ее долю тратишь на аренду жилья, работа для приезжих теряет всякий смысл. В Новом Уренгое аренда сопоставима с Москвой и Петербургом. В итоге персонал, особенно средний и младший, заменяют их коллеги из бывших союзных республик, не всегда с высокой квалификацией», – говорит собеседник «Правды УрФО».

Кроме того, как говорят сами медики, одной из причин нежелания, наряду с лишь формально высокой зарплатой, проблемами с комфортным жильем, особенно в отдаленных поселениях и исключительно высокой арендной платой, является и недостаток соцобъектов. «Приехать с Большой земли и жить по маршруту больница – дом – больница 9 месяцев в году при всем вышеперечисленном – сомнительная перспектива», – отмечают специалисты.

Впрочем, в Департаменте здравоохранения ЯНАО не считают ситуацию критической. По словам начальника отдела организации медицинской помощи и развития здравоохранения Марии Захаровой, ведомство пытается нивелировать проблему доступности услуг за счет мобильных бригад и санитарной авиации. При этом инициатором существующей системы является федеральный Минздрав.

«Медпомощь предоставляется в соответствии с порядком и стандартами ее оказания. Есть требования к размещению медицинских организаций, утвержденные Минздравом. В зависимости от численности населения формируется то или иное учреждение. Есть информационный портал, где отмечены все населенные пункты, все подразделения. У нас все соответствует этим требованиям. Экстренную помощь у нас оказывает санавиация, на которую выделяется ежегодное финансирование. Если плановая, то для ее приближения создано 8 мобильных медицинских бригад, укомплектованных разными специалистами. Дважды в год они выезжают во все населенные пункты для диспансеризации и оказания специализированной помощи», – рассказала «Правде УрФО» представитель Депздрава.

При этом обеспеченность округа врачами Мария Захарова считает «достаточно хорошей», указывая, что при нормативе 37,5 медика на 10 тыс. населения в ЯНАО он составляет 46. Обеспечивать все отдаленные населенные пункты многопрофильными учреждениями собеседница издания считает нецелесообразным, поскольку «не проводя оперативных вмешательств, не имея постоянной практики, врачи потеряют квалификацию».

Медицинский пункт

Фото Департамента здравоохранения Тюменской области

Впрочем, рядовые медики полагают, что в ведомстве лукавят, говоря о нецелесообразности создания медучреждений с хотя бы минимальным штатом основных специалистов в поселениях.

«Курс Минздрава на оптимизацию обернулся ликвидацией круглосуточных стационаров и минимизацией набора предоставляемых услуг. Никакой поправки на экстремальные условия, большие расстояния, дороговизну жизни и прочие факторы в Москве, понятно, не делали, а местные управленцы и не подумали это объяснить столичным коллегам», – говорят специалисты.

В этих условиях доверие к ямальской медицине резко падает. Об этом говорит Иван Вершинин, ссылаясь на данные исследования, проведенного под руководством доктора социологических наук, профессора, действительного члена Академии наук высшей школы Анатолия Силина.

«Проводили опрос проблем медицины с точки зрения жителей. Было опрошено более 500 жителей разных районов Ямала от Нового Уренгоя до Тазовского. К сожалению, по результатам опроса, свыше 65% респондентов оказались недовольны качеством медицинского обслуживания. Если же требуется серьезное лечение, то жители предпочитают получать его в Тюмени, Москве, Новосибирске и так далее, а не здесь», – констатировал депутат.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: in-news.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни