Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский
Фото: theins.ru
По словам источников «Правды УрФО» в одной из крупных транспортных компаний, частники прекрасно осознают, что на сегодняшний день речь идет не просто о борьбе за долю рынка, который оценивается в сотни миллионов рублей, а об их выживании в целом. За последний год своих маршрутов уже лишился ряд предприятий, а после проведения объявленного аукциона с рынка вытеснят еще несколько участников.
«Из выставленных 32 маршрутов на данный момент 29 уже обслуживаются Гортрансом. Еще три – это маршруты №№ 19, 27 и 37, – сейчас у коммерческих структур. Одним из них, №27, занимается ПАТП «Город», у которого больше маршрутов и нет, то есть речь идет о полном уходе перевозчика с этого рынка. Еще два – в ведении «Ю-Ви-Эй-Транс», у которого уже отняли несколько направлений, а теперь и вовсе оставляют с единственным №2», – пояснил собеседник издания в одной из компаний.
В мэрии при этом публично заявляют, что готовятся забрать прибыльные маршруты. По поводу маршрута №27 открыто высказывались как директор ЕМУП «Гортранс» Сергей Нугаев, отметив, что на предприятии под него готовы техника и люди, так и глава города Александр Высокинский. Не дожидаясь проведения аукциона, он заявил, что маршрут будет муниципальным. Свою позицию он объяснил именно намерением перераспределить рынок в пользу МУПа, что вызвало недовольство в бизнес-среде.
«Мы читаем в СМИ высказывания этих чиновников, которые то говорят о развитии бизнеса, то его душат, даже не скрываясь – и это, разумеется, вызывает крайнее возмущение. Зачем вообще придумали все эти госзакупки, если даже подача заявок еще не закончена, а мэр уже говорит о том, какие итоги будут у аукциона, как о совершившемся факте?» – возмущается один из коммерсантов.
Его коллега на рынке пассажироперевозок рассказал «Правде УрФО», что частники, доведенные до отчаяния, уже обсуждают конкретные ответные действия, связанные с возможным участием в аукционе.
«Условия стоят такие, что в одиночку тягаться никто не сможет – необходимо наличие 362 автобусов. Конечно, ни у кого по отдельности такого парка нет. Но сейчас не до конкуренции, и начались разговоры о том, что пора объединиться. По условиям торгов возможно привлечение субподрядчиков – и этим можно воспользоваться. Одно из предприятий будет заявлено участником, остальные партнеры выступят в роли «субчиков», чтобы выполнить требование по количеству», – рассказал о планах перевозчиков один из игроков.
Отметим, что для муниципального предприятия перспективы в случае успеха частного бизнеса вдвойне неприятные – вместе с маршрутами оно лишится и более 400 млн рублей в рамках контракта – эти деньги по условиям торгов будут выплачены дополнительно к средствам, которые перевозчик выручит с оплаты проезда пассажирами (их по условиям договора исполнитель будет полностью оставлять себе). Источники «Правды УрФО» полагают, что средства планировалось направить на выправление финансового положения МУПа и, возможно, на ремонт с обновлением парка. Депутаты гордумы, даже из числа поддерживающих инициативу перехода пассажирских перевозок в ведение муниципалитета, указывают на вопросы, которые вызывает подобная двойная плата за одну и ту же услугу.
«Необоснованное двойное финансирование недопустимо без раскрытия «тарифного дела». Если бы публиковали эти дела, материалы, на основании которых формируются и утверждаются тарифы, если бы можно было убедиться в обоснованности расходов – у общественности, уверен, было бы гораздо меньше вопросов», – считает депутат гордумы Екатеринбурга Андрей Пирожков.
Фото: 2gis.com
Еще одним сторонником перевода пассажирских перевозок в муниципальные руки является депутат Заксобрания Свердловской области Вячеслав Вегнер. По его словам, мировой опыт, в частности, принятые схемы организации общественного транспорта в Лондоне или Ницце, также свидетельствует о необходимости подобного подхода.
«Частники снимают сливки «часа пик», и отказываются ездить днем и по вечерам, в то время как муниципальные автобусы стараются и расписание выдерживать по интервалам, и вечером ездят гораздо дольше. Так что я за то, чтобы маршруты переходили в Гортранс, но, естественно, это ни в коем случае не должно сказаться на пассажирах – они не должны из-за смены обслуживающего маршрут предприятия столкнуться с дополнительными неудобствами», – уверен Вегнер.
Окончательное решение об участии в аукционе и фактически объявлении войны ЕМУП «Гортранс» частные перевозчики намерены принять в ближайшее время, чтобы при успешном исходе переговоров успеть подготовить документы. Подача заявок, как указано на сайте госзакупок, завершится 11 июля.
«Правда УрФО» будет следить за развитием событий.
Фото превью: 2gis.com