Новая редакция документа, подготовленная рабочей группой, состав которой, к слову, в правительстве региона не конкретизировали, была представлена 3 апреля. При этом, как сообщили изданию осведомленные собеседники, чиновники обошлись собственными силами, не привлекая к разработке ни представителей рынка, ни экспертов сферы.
Отметим, в конце февраля на сайте правительства Курганской области появилась информация об «активной работе над актуализацией территориальной схемы» и планах уже в мае выбрать регионального оператора. Стоит добавить, что именно слабая проработка предыдущего проекта стала одной из основных причин срыва «мусорной реформы» в Зауралье в конце прошлого года. Впрочем, и обновленная редакция не устроила экспертов.
По словам эксперта, существуют аналоги мусоросортировочного комплекса со значительно более низкой стоимостью, а любое увеличение тарифа должно быть тщательно продумано и обосновано. В противном случае жителям придется платить абсолютно неподъемные суммы. Кроме того, аналитики РЭО и «Деловой России» обращают внимание на необходимость учета действующего уклада в новой схеме, а также соблюдения интересов уже сформированного пула предприятий, занятого операционной деятельностью в сфере обращения с ТКО.
«С момента полного выполнения мероприятий схемы абсолютно все функции и потоки концентрируются у регионального оператора, который обычным «котловым» способом формирования тарифа, путем включения всех своих операционных и инвестиционных затрат в него, просто переложит данные затраты на плечи конечного потребителя – организации и население», – указывают на возможные риски новой схемы представители рабочей группы «Деловой России».
Среди других замечаний аналитики отмечают, что территориальная схема разработана на период 2016-2025 годов, при этом проект опубликован в начале апреля 2019 года. «Совершенно не понятно допущение ретроспективы в представленном проекте территориальной схемы и ограничение горизонтом планирования до 2025 года», – значится в оценках РЭО.
Кроме того, собеседники издания отмечают, что в качестве источников образования ТКО на территории области принимаются административно-территориальные единицы – районы, города, пгт и сельские населенные пункты, что противоречит правилам, утвержденным правительством РФ. Согласно им, «источник образования отходов» – это объекты капстроя или их совокупность, объединенные единым назначением и неразрывно связанные физически или технологически, а также расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы.
Аналитики отмечают, что предложенный чиновниками вариант актуализированной схемы обращения с отходами грозит срывом достижения целевых показателей по национальному проекту «Экология». По мнению представителей профессионального сообщества, принятие схемы в предложенном виде может свидетельствовать «о сложностях понимания сути вопроса разработчиками проекта».
«В таблице 3.5 доля ТКО, направленных на обработку, составляет 100%, начиная с 2021 года. Это означает, что к указанному сроку в Курганской области должны быть введены в строй технологические мощности, позволяющие производить обработку 100% ТКО, образующихся на территории субъекта. Вместе с тем такая теоретическая возможность территориальной схемой предусмотрена только в 2022 году. Доля ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО меньше целевых показателей национального проекта «Экология» в 2018, 2019, 2020 годах, а также в 2023 и в 2024 годах. Это означает, что Курганская область в плановом порядке срывает исполнение национального проекта «Экология», – следует из комментария.
Представленные плановые показатели утилизации ТКО, по оценкам экспертов, являются необоснованными, так как в терсхеме отсутствуют сведения об уже имеющихся и планируемых к вводу в эксплуатацию производственных мощностях по утилизации ТКО с указанием применяемых технологий и конечного продукта. Наконец, исходя из проекта, в период с 2021 по 2025 годы плановые показатели утилизации ТКО равны по массе и по объему. Этого не может быть физически, подчеркивают собеседники издания, поскольку отдельные фракции, входящие в состав ТКО, имеют кардинально разные весовые и объемные характеристики.
Еще одна тема, по мнению представителей Российского экологического общества, практически не затронутая в проекте, это раздельный сбор отходов производства и потребления. «Направлению отводится особая роль в перечне поручений президента РФ Владимира Путина по итогам профильного заседания Госсовета», – говорит аналитик. В частности, предполагается участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке, переработке отходов, а также ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
В свою очередь группа аналитиков «Деловой России» во главе с председателем регионального отделения Сергеем Дорониным рассчитывает на обратную связь с чиновниками правительства Зауралья.
«Предлагаем учесть основные предложения, либо провести рабочую встречу с действующими участниками рынка, на которой обсудить основные параметры предлагаемой схемы, либо предоставить возможность защиты позиции действующих предпринимателей в сфере обращения с отходами в рамках открытых публичных обсуждений», – обращаются представители профильной сферы рынка к главе депприроды.
Замгубернатора Курганской области, директор департамента промышленности Андрей Саносян
Фото: 1tmn.ru
Стоит отметить, что в разговоре с «Правдой УрФО» региональные управленцы выразили открытость и готовность к диалогу. По словам главного куратора разработки территориальной схемы Андрея Саносяна, целью схемы является максимальное соблюдение интересов всех участников процесса.
По словам замгубернатора Курганской области, предложенный проект рассчитан как на краткосрочный – 2020-2021 годы, – так и на долгосрочный периоды. Конечным итогом реформы в Зауралье должен стать переход на современные методы работы с отходами – от полигонов к мусороперегрузочным станциям, а также уменьшению объемов захоронении в пользу переработки. Плюсом для региона Андрей Саносян считает возможность изучить позитивный и негативный опыт других регионов, где реформа уже стартовала.
«Окончательное утверждение схемы планируется на конец мая – начало июня. Скорее всего, примерно в те же сроки объявим и конкурс по выбору регоператора», – заключил Андрей Саносян.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.