Напомним, в 2019 году президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию отдельно подчеркнул, что компании ЖКХ, энергетики и транспорта просто необходимо переводить на более чистые технологии, чтобы снизить нагрузку на окружающую среду. В том числе глава государства выделил приоритетность развития инфраструктуры для перевода техники на СПГ.
Развитие этого направления «дочкой» «Газпрома», как отмечают наблюдатели, в частности, актуально для Южного Урала. Для того чтобы облегчить экологическую обстановку, власти региона в качестве пилотного проекта приняли решение перевести общественный транспорт (30% всех выбросов в регионе приходится именно на транспорт) Челябинска на газомоторное топливо.
Далее региональные власти подписали соглашение с компанией «НОВАТЭК», которая пообещала построить 2 завода по выпуску СПГ в Магнитогорске и Челябинске. Первоначально они должны обеспечить потребность новой автобусной техники в газомоторном топливе. Параллельно компания собиралась строить инфраструктуру для частных потребителей. Между тем, по данным источника в политических кругах Южного Урала, в настоящий момент процесс по созданию завода продвигается крайне медленно. «Речи о запуске производства в Магнитогорске в текущем году идти не может. Самое раннее – в 2020 году. Насколько мне известно, сейчас там только отсыпанное поле», – рассказал собеседник «Правды УрФО».
В настоящее время потребность региона в СПГ готов закрыть «Газпром трансгаз Екатеринбург», который ранее также просчитывал вариант строительства производства в Магнитогорске, но позже отказался от проекта в пользу расширения уже имеющихся мощностей в соседней Свердловской области.
Челябинские политологи не исключают варианта, что Южный Урал может воспользоваться предложением структуры «Газпрома», которая уже сегодня может заправлять автобусы СПГ собственного производства и имеет специальную технику для транспортировки топлива из Екатеринбурга.
«При прежнем губернаторе был проработан вопрос взаимодействия с Леонидом Михельсоном (глава «НОВАТЭКа»). Там было очевидно, что многие договоренности завязаны на подготовку к саммиту. Новый врио губернатора Алексей Текслер может эти договоренности каким-то образом пересмотреть. Тот факт, что ранее он работал в Минэнерго РФ, говорит о том, что он может иметь какой-то свой взгляд на эту ситуацию. Это вопрос для комплексного рассмотрения: важен как вопрос ценообразования, так и программа сотрудничества по другим направлениям», – считает политолог Александр Мельников.
Генеральный директор «Газпром трансгаз Екатеринбург» Алексей Крюков сообщил «Правде УрФО», что переговоров с новым главой региона пока не было, подчеркнув при этом, что «компания находится в плотном взаимодействии с командой правительства Челябинской области».
Эксперты между тем отмечают, что ГТЕ в настоящее время может предложить потенциальному потребителю СПГ себестоимость значительно ниже того продукта, который заложен в магнитогорском проекте «НОВАТЭКа».
«В крупнотоннажном СПГ «НОВАТЭК» – лидеры, которых догнать тяжело. Но получить сжиженный газ эффективно в малых или средних объемах – это совсем другая технология. Тут вопрос, сколько будет стоить килограмм – 7 рублей или 30. Вот здесь мы пока впереди «НОВАТЭКа» на 2 года», – обрисовал ситуацию Алексей Крюков.
Так, за последнее время компания втрое увеличила производительность мощностей по выпуску сжиженного топлива. В 2018 году общий показатель выработки СПГ на ГРС-4 в Екатеринбурге достиг 9 тысяч тонн. При этом имеющиеся мощности в Первоуральске, Невьянске и Екатеринбурге могут выпускать до 19 тыс. тонн готового продукта ежегодно. Основным потребителем является ООО «Глобал Газ Групп» (Казахстан), которое занимается газификацией города Нур-Султан и северных регионов страны.
Кроме того, в 2019 году в рамках НИОКР «Газпром» поддержал идею создания нового проекта по производству сжиженного газа в Нижнем Тагиле. Проектно-изыскательские работы планируется завершить уже в текущем году. Первоначально за 250-300 млн рублей новые мощности планировали построить в Первоуральске.
«Мы там не подтвердились по расходу газа на потребителя. Детандерная технология не может применяться там, где не понятен расход на конкретного потребителя. Посмотрели, что тагильские предприятия нам более интересны с потребностью в заправке карьерных «БелАЗов». В «Газпроме» поддержали идею переноса проекта», – рассказал Алексей Крюков. В настоящее время с муниципалитетом уже решен вопрос по выделению земли.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.