ШОС и БРИКС приблизили «Газпром» к Челябинску. Проект «НОВАТЭКа» в регионе завис до 2020 года

«Газпром трансгаз Екатеринбург» нацелился на внутренний рынок

Договоренности челябинских властей с «НОВАТЭКом» по обеспечению сжиженным природным газом транспорта столицы Южного Урала могут быть пересмотрены, полагают аналитики. Проект компании Леонида Михельсона по строительству завода по производству СПГ в Магнитогорске, как отмечают наблюдатели, продвигается крайне медленно. При этом в соответствии с ранее озвученными планами, новая техника на этом виде топлива должна выйти на линии пассажирских перевозок уже до конца текущего года. На эти цели область получила из федерального бюджета 2 миллиарда рублей. В этой связи эксперты обращают внимание на возможные перспективы сотрудничества с «Газпром трансгаз Екатеринбург», который готов начать поставки СПГ для нужд региона, в том числе для заправки экологичных автобусов. Пока же компания заявляет о строительстве нового завод в Нижнем Тагиле и ставит задачи по расширению поставок на внутренний рынок.

Предприятия «Газпрома» в регионах завершат в 2019 году реализацию трехлетней программы по переводу собственного транспорта на газомоторное топливо. По данным «Газпром трансгаз Екатеринбург» (ГТЕ), доля данной техники в автопарке общества в Челябинской, Свердловской, Оренбургской и Курганской областях в 2018 году уже увеличилась почти на 10%. Показатель составил 54% от общего количества машин, к концу текущего года он должен вырасти еще на 17%. Причем ГТЕ закупает не только автобусы для персонала, но и легковые машины, и спецтехнику. Как отмечают представители компании, программа позволит не только снизить нагрузку на экологию, но и расширить использование газа для заправки машин.

Газпром трансгаз Екатеринбург

Напомним, в 2019 году президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию отдельно подчеркнул, что компании ЖКХ, энергетики и транспорта просто необходимо переводить на более чистые технологии, чтобы снизить нагрузку на окружающую среду. В том числе глава государства выделил приоритетность развития инфраструктуры для перевода техники на СПГ.

Развитие этого направления «дочкой» «Газпрома», как отмечают наблюдатели, в частности, актуально для Южного Урала. Для того чтобы облегчить экологическую обстановку, власти региона в качестве пилотного проекта приняли решение перевести общественный транспорт (30% всех выбросов в регионе приходится именно на транспорт) Челябинска на газомоторное топливо.

На Петербургском экономическом форуме экс-губернатор Борис Дубровский заявлял, что область планирует вывести на дороги полностью обновленный парк автобусов на СПГ уже в конце текущего года. По данным открытых источников, на эти цели, в том числе в рамках подготовки столицы Южного Урала к проведению саммитов глав стран ШОС и БРИКС, из федерального бюджета было выделено около 2 миллиардов рублей.

Далее региональные власти подписали соглашение с компанией «НОВАТЭК», которая пообещала построить 2 завода по выпуску СПГ в Магнитогорске и Челябинске. Первоначально они должны обеспечить потребность новой автобусной техники в газомоторном топливе. Параллельно компания собиралась строить инфраструктуру для частных потребителей. Между тем, по данным источника в политических кругах Южного Урала, в настоящий момент процесс по созданию завода продвигается крайне медленно. «Речи о запуске производства в Магнитогорске в текущем году идти не может. Самое раннее – в 2020 году. Насколько мне известно, сейчас там только отсыпанное поле», – рассказал собеседник «Правды УрФО».

В настоящее время потребность региона в СПГ готов закрыть «Газпром трансгаз Екатеринбург», который ранее также просчитывал вариант строительства производства в Магнитогорске, но позже отказался от проекта в пользу расширения уже имеющихся мощностей в соседней Свердловской области.

Челябинские политологи не исключают варианта, что Южный Урал может воспользоваться предложением структуры «Газпрома», которая уже сегодня может заправлять автобусы СПГ собственного производства и имеет специальную технику для транспортировки топлива из Екатеринбурга.

«При прежнем губернаторе был проработан вопрос взаимодействия с Леонидом Михельсоном (глава «НОВАТЭКа»). Там было очевидно, что многие договоренности завязаны на подготовку к саммиту. Новый врио губернатора Алексей Текслер может эти договоренности каким-то образом пересмотреть. Тот факт, что ранее он работал в Минэнерго РФ, говорит о том, что он может иметь какой-то свой взгляд на эту ситуацию. Это вопрос для комплексного рассмотрения: важен как вопрос ценообразования, так и программа сотрудничества по другим направлениям», – считает политолог Александр Мельников.

Генеральный директор «Газпром трансгаз Екатеринбург» Алексей Крюков сообщил «Правде УрФО», что переговоров с новым главой региона пока не было, подчеркнув при этом, что «компания находится в плотном взаимодействии с командой правительства Челябинской области».

Эксперты между тем отмечают, что ГТЕ в настоящее время может предложить потенциальному потребителю СПГ себестоимость значительно ниже того продукта, который заложен в магнитогорском проекте «НОВАТЭКа».

«В крупнотоннажном СПГ «НОВАТЭК» – лидеры, которых догнать тяжело. Но получить сжиженный газ эффективно в малых или средних объемах – это совсем другая технология. Тут вопрос, сколько будет стоить килограмм – 7 рублей или 30. Вот здесь мы пока впереди «НОВАТЭКа» на 2 года», – обрисовал ситуацию Алексей Крюков.

Так, за последнее время компания втрое увеличила производительность мощностей по выпуску сжиженного топлива. В 2018 году общий показатель выработки СПГ на ГРС-4 в Екатеринбурге достиг 9 тысяч тонн. При этом имеющиеся мощности в Первоуральске, Невьянске и Екатеринбурге могут выпускать до 19 тыс. тонн готового продукта ежегодно. Основным потребителем является ООО «Глобал Газ Групп» (Казахстан), которое занимается газификацией города Нур-Султан и северных регионов страны.

Метан огнеопасно

Кроме того, в 2019 году в рамках НИОКР «Газпром» поддержал идею создания нового проекта по производству сжиженного газа в Нижнем Тагиле. Проектно-изыскательские работы планируется завершить уже в текущем году. Первоначально за 250-300 млн рублей новые мощности планировали построить в Первоуральске.

«Мы там не подтвердились по расходу газа на потребителя. Детандерная технология не может применяться там, где не понятен расход на конкретного потребителя. Посмотрели, что тагильские предприятия нам более интересны с потребностью в заправке карьерных «БелАЗов». В «Газпроме» поддержали идею переноса проекта», – рассказал Алексей Крюков. В настоящее время с муниципалитетом уже решен вопрос по выделению земли.

«Через год мы будем готовы выйти на рынок с продуктом СПГ, полностью соответствующим ГОСТу. Если его не купят в Тагиле и Челябинске, весь этот объем готовы забирать казахи. Но сегодня перед нами правлением ПАО «Газпром» поставлена другая задача – мы должны развивать внутренний рынок», – подытожил руководитель «Газпром трансгаз Екатеринбург».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни