Согласно уставу, цель, ради которой создавалось МУП – обеспечение функционирования муниципальных предприятий пассажирского транспорта. Однако МУП «Челябинский автобусный транспорт» ЧАТ) и МУП «Челябинский городской электрический транспорт» (ЧелябГЭТ) были признаны банкротами, что позволило аудиторам сделать вывод: переданное СОД имущество используется для не предусмотренной уставом цели.
Фото: Андрей Ткаченко obzor74.ru
Более того, как указывают источники в надзорных органах, имуществом в СОД распоряжались зачастую неэффективно. Выяснилось, например, что в хозяйственной деятельности МУП не использовало ряд нежилых помещений и прочее общей стоимостью 1,7 млн рублей. В аренду эти активы также не сдавались, то есть фактически висели мертвым грузом на организации.
Это выглядит вдвойне примечательно в связи с тем, что значительную часть дохода МУП «СОД» получало именно от сдачи в аренду муниципального имущества (транспортные средства и помещения). Так, в 2017 году поступления по этой статье составили более 20 млн рублей, за 9 месяцев 2018 – около 17 млн.
«Причем если бы имущество было просто у муниципалитета, то доходы шли бы напрямую в бюджет. А так их осваивало непонятное МУП, у которого прибыль – в районе 500 тыс. рублей», – делится своим мнением источник в силовых структурах.
Еще интереснее выглядит информация по компаниям, учредителем которых является МУП «СОД». Тут необходимо напомнить, что после резонансных банкротств МУП «ЧАТ» и МУП «ЧелябГЭТ» власти создали замещающие ООО «Общественный городской транспорт» (ОГТ) и ООО «ЧелябГЭТ». Причем в самом начале реализации этой идеи эксперты, опрошенные «Правдой УрФО», критически высказывались относительно действий администрации, указывая, что проблема с недофинансированием никуда не исчезла.
В результате три из четырех учрежденных МУП «СОД» компаний в 2017 году показали убытки. В частности, по данным системы «Контур.Фокус», вышеупомянутое ООО «ОГТ» – более 97 млн рублей, ООО «ЧелябГЭТ» – порядка 117 млн. Общий объем убытков связанных структур превысил 200 млн рублей.
При этом, например, ОГТ получил муниципальное имущество МУП «ЧАТ» на сотни миллионов рублей. Как выяснилось, сделка также проходила с нарушениями – не была согласована учредителями.
Далее развернулась примечательная история – на одном из этапов ОГТ вынужден был вернуть имущество ЧАТу, но в тот же день оно было частично выкуплено городской структурой. Причем чтобы приобрести необходимое для работы имущество, ОГТ обратился в коммерческие банки и привлек кредиты на 350 млн рублей. Поручительство по сделкам обеспечило еще одно МУП – «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения» (МУП «ПОВВ»).
Далее чтобы закрыть кредиты и пополнить оборотные средства, были заключены договоры займа на 50 млн рублей с МУП «ПОВВ» и на 30 млн рублей с МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» (ЧКТС). Как указали аудиторы, по состоянию на октябрь 2018 задолженность по договорам погашена не была.
Участники транспортного рынка Челябинска также подчеркивают, что действия команды бывшего главы администрации Евгения Тефтелева не только не привели к стабилизации ситуации в городе, но и, вероятно, обострили кризис.
«Вопросов по приобретению имущества очень много. Когда создавалась замена МУПам – чистые юридические лица, без долгов, предполагалось, что они покажут, как надо работать и позволят снять кризис. Однако сейчас мы видим, что ситуация еще хуже и продолжает усугубляться. Автобусов на линиях стало еще меньше. При этом число нелегалов не уменьшилось. Насколько я знаю, многие предприниматели обращались в мэрию со своими предложениями как настроить ситуацию на рынке. Предлагали создание СП, государственно-частное партнерство, но по каким-то причинам все идеи в мэрии так и не были услышаны», – описывает свое видение ситуации учредитель транспортного предприятия.
Добавим между тем, что и на этом пертурбации с выкупом автобусов и помещений не закончились. Впоследствии арбитраж расторг договор купли продажи: имущество было возвращено муниципалитету, а бюджет компенсировал его стоимость. Проанализировав эту последовательность событий, ревизоры контрольно-счетной палаты пришли к выводу, что ОГТ проведены неэффективные расходы, сопряженные с выплатой процентов за пользование кредитами более чем на 27 млн рублей.
Вызвала вопросы сделка по приобретению имущества и по другому направлению. Согласно одной из оценок, часть выкупленных за бюджетный счет транспортных средств нуждалась в ремонте. Причем, его стоимость превышала экономическую целесообразность выполнения работ.
Нарушения были выявлены и со стороны Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) мэрии. После расторжения сделки чиновники снова передали имущество ООО «ОГТ» в аренду. Но когда договор закончился, актив администрации еще несколько месяцев пользовался имуществом без каких-либо правовых оснований на это. В итоге, по мнению аудиторов, бюджет недополучил еще более 7,8 млн рублей.
Фото: newdaynews.ru
Для полноты картины кризиса в сфере городских перевозок добавим еще несколько аспектов. Как указано выше, бюджет заплатил сотни миллионов рублей за выкуп имущества. Однако аудиторы выяснили, что значительная его часть длительное время просто простаивала. Так, из отчета КСП следует, что в течение более полутора лет не эксплуатировалось, например, 152 автобуса.
В целом, по данным аудиторов, в течение 6 месяцев в эксплуатации находилось только 29,5% от приобретенного в аренду движимого имущества. «Всего неэффективно использовано имущество на сумму более 63 млн рублей», – рассказывают источники издания.
При этом, как выяснилось, ООО «Общественный городской транспорт», вероятно, должным образом не исполняло муниципальные контракты на перевозку. После анализа сведений в муниципальных контрактах и данных МУП «СОД» аудиторами было установлено, что количество эксплуатируемых автобусов на линии значительно меньше, чем предусмотрено расписанием движения. Между тем, несмотря на систематические нарушения, управление транспорта города не применяло штрафные санкции к активу, подчеркнули ревизоры.
Добавим, что отдельные выдержки из проверки КСП могут заинтересовать правоохранительные органы. Так, ранее сообщалось, что по требованию прокуратуры возбуждено уголовное дело в отношении экс-заместителя директора ООО «ОГТ».
Как указывали в надзорном органе, менеджер являлся параллельно руководителем ООО «Первая гильдия +», при этом вопреки интересам ОГТ организовал движение автобусов на маршрутах, пересекающихся с маршрутами, обслуживаемыми ООО, в результате чего существенно снизил получаемую выручку городского актива.
«Кроме того, через ранее созданное им же юридическое лицо приобрел 6 автобусов, которые в последующем были переданы ОГТ на основании договора, устанавливающего завышенную стоимость арендной платы», – заявлялось в официальном сообщении прокуратуры. Между тем, по данным отчета КСП, на этом сомнительные сделки, вероятно, не заканчивались. Например, ревизоры установили, что из 20 автобусов, приобретенных ОГТ в аренду у ООО «Первая гильдия +», 11 перестали эксплуатировать до окончания договора аренды.
Еще одно обстоятельство: по договору городской актив должен был получить транспорт, готовый к эксплуатации. Между тем его в дальнейшем дооборудовали – аптечками, огнетушителями, аварийными знаками. По 6 автобусам и вовсе пришлось делать капитальный ремонт двигателя.
Таким образом, расходы на 3,6 млн рублей на приобретение оборудования и расходных материалов, которые должны были быть предоставлены по условиям договора ООО «Первая гильдия +», являются неэффективным использованием средств ОГТ, посчитали эксперты. Далее ревизоры выявили нарушения, связанные с договором на ремонт и техническое обслуживание транспорта, заключенным ОГТ опять же с «Первой гильдией +». Как указали аудиторы, при расчетах с компанией использовались повышающие коэффициенты, не предусмотренные договором.
Добавим, что «Правда УрФО» уже подробно описывала системный смоделированный кризис общественного транспорта Челябинска, который может обойтись бюджету в миллиарды рублей. «Теперь к ситуации с банкротными МУПами добавляются новые крупные потери бюджета и, вероятно, уголовные дела», – заключает собеседник издания, близкий к надзорным органам.
Фото: ura.news
Собеседники издания в гордуме Челябинска впрочем, отказались обсуждать подробные итоги ревизии КСП, сославшись на то, что они еще не были рассмотрены на комиссиях.
При этом от принятых решений будут серьезно зависеть в целом перспективы общественного транспорта. Как сообщала «Правда УрФО», челябинские власти намерены вложить порядка 6,5 млрд рублей в обновление городского пассажирского парка, а закупки автобусов на СПГ начнутся уже в этом году.
«Правда УрФО» будет следить за развитием ситуации.
Фото превью: «РИА Новости», Александр Кондратюк