Круглый стол при участии «Югры-Экологии», муниципалитетов и общественности ХМАО
Как оказалось, на сегодня как минимум два муниципалитета намерены претендовать на пересмотр размера платы за вывоз ТКО – Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский район.
Схожая ситуация сложилась и в соседнем Ханты-Мансийском районе. По словам главы муниципалитета Кирилла Минулина, в 8 населенных пунктах действует 32 контейнера для раздельного сбора ТКО, только в поселке Шапша оборудовано 6 контейнеров.
Доводы муниципальных чиновников не оказались убедительными для кураторов мусорной реформы в Югре. Так, по словам представителя Департамента промышленности Артема Чурсина, поднимать разговор о снижении платы для населения целесообразно только после того, как система раздельного сбора мусора охватит весь муниципалитет.
«Сейчас в округе порядка 2 тысяч таких контейнеров. Сказать, что какой-то муниципалитет полностью обеспечен, нельзя. Поэтому сегодня идет поэтапный переход к системе», – добавил чиновник.
Полностью позицию Деппромышленности поддержали представители АО «Югра-Экология». Правда, руководство акционерного общества отметило готовность регоператора к внедрению системы раздельного сбора мусора. «Когда по муниципальным образованиям проводились замеры накопления мусора, там не работала данная система. Поэтому она не учтена в территориальной схеме. Если же местные власти хотят уточнить норматив, то должны произвести замеры по аналогичной схеме», – прокомментировали в компании.
Между тем участники диалога говорят о лукавстве и Деппромышленности, и регоператора. Несмотря на то, что и в городе и в районе уже работали контейнеры для раздельного сбора мусора, эти данные категорически не были включены в региональную терсхему.
«Смотрите, какая получается ситуация. Еще несколько лет назад в Ханты-Мансийском районе производились замеры объемов накопления ТКО по той же методике, которую использовали разработчики терсхемы округа. Согласно расчетам муниципалитета, норматив 2,16 куб. метров в год на одного жителя прогнозировался только на 2033 год, в Ханты-Мансийске – на 2027. Однако судя по схеме, по которой работает регоператор, мы опередили время. В октябре 2018 года нам утвердили такой норматив», – говорят участники встречи.
Впрочем, сегодня участники рынка ТКО уверены, что у муниципальных властей есть основания поставить под сомнение цифры, заложенные в терсхеме. Более того, собеседники издания отмечают, что, несмотря на имеющиеся полномочия, местные чиновники не стали проводить собственные исследования, а воспользовались нормативом, который им навязал разработчик региональной территориальной схемы – ООО «Строительная компания «Гидрокор». Примечательно, что именно эта фирма из Санкт-Петербурга готовила отчет по установлению фиксированного тарифа по обращению с ТКО.
«Проблема в том, что все муниципалитеты попали под одну гребенку. Да, «Гидрокор» проводил исследования по накоплению отходов в муниципалитетах. Но вопрос стоит в качестве этих данных, за которые региональный бюджет заплатил 14 млн рублей. Никто не учитывал покупательскую способность населения и группу товаров, которые сильно отличаются в разных населенных пунктах региона. Думаю, сложно встретить в децентрализованном и не имеющем круглогодичного сообщения поселке большой магазин бытовой техники. Поэтому сегодня местным властям не мешало бы вспомнить о своих полномочиях и провести собственные расчеты, и посмотреть, что же у них по факту», – делятся мнением представители профессионального сообщества.
Напомним, о критической ситуации в Кондинском районе заговорили в начале декабря, после того как местные жители получили первые счета за услуги «Югры-Экологии». Именно в этом муниципалитете был зафиксирован самый высокий рост тарифа – плата за услугу по вывозу ТКО выросла в 4 раза.
Так или иначе, участники встречи сходятся сегодня во мнении, что ни у регоператора, ни у муниципальных и региональных властей нет понимания, как вести расчет при раздельном сборе мусора. При этом для граждан полностью отсутствуют экономические стимулы, чтобы включаться в этот процесс. «То, что сегодня некоторые жители складывают в отдельные контейнеры мусор, – это их добровольная помощь бизнесу», – отмечает Константин Терновой.
Фото: nadezhdatikhonova.ru
Тем временем для представителей общественности по-прежнему остается открытым вопрос и обоснованности действующего тарифа на услуги АО «Югра-Экология». По словам эксперта «народного фронта» Тагира Аюпова, сегодня регоператор показывает неготовность работать по многим направлениям, однако стоимость его услуг уже сформирована.
«Сегодня к руководству «Югры-Экологии» вопросов больше, чем ответов. Нам говорят, что когда-то появятся межмуниципальные полигоны, но люди-то платят сегодня. При этом еще неизвестно, будут эти полигоны или нет. В регионе достаточно примеров недостроев. Регоператор сам признает свою неготовность к реформе. Может, сначала необходимо сделать работающую систему, а потом обязывать население платить?» – рассуждает общественник.
Добавим, что в настоящее время, не получив ни от РСТ, ни от регоператора развернутой картины по формированию тарифа, включая заработную плату пока еще не существующих сотрудников «Югры-Экологии», общественники уже обратились за помощью к профильному заместителю губернатора ХМАО Алексею Забозлаеву.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: ugra-tv.ru