Фото: znak.com
Новая структура получила широкий функционал от совершенствования законодательства и координации деятельности органов исполнительной власти, предоставления средств для реализации проектов мусоропереработки до вхождения в уставные капиталы организаций, участвующих в реализации реформы обращения с ТКО, и разработки типовых проектов заводов по переработке мусора. К исполнению своих обязанностей федеральный игрок должен приступить до конца 2019 года.
Кроме Российского экологического оператора, к созданию мусоросортировочных заводов в регионе будут привлечены и другие компании федерального уровня. Часть инвестиций на эти цели будет привлечена за счет региональных операторов и федеральных программ.
«Средства заложены и в рамках программы по нацпроекту «Экология», в частности, на рекультивацию Широкореченского полигона в этом году, дальше планируем вовлекать Арамильский полигон. Там будут прямые деньги из федерального и областного бюджетов. Возможно финансирование нового игрока. Он только создан. Что предложить ему у нас есть», – уточняет глава свердловского МинЖКХ.
Регоператоры Свердловской области ранее обозначали планы строительства инфраструктуры в рамках реформы ТКО. Так, в западном АПО компания «ТБО «Экосервис» рассматривает возможность реконструкции «Первоуральского мусоросортировочного завода» с увеличением мощности с 67 до 100 тыс. тонн, а также создания в Красноуфимске предприятия по сортировке мусора, расширения полигона и строительства снегоплавильной станции. По оценке директора компании Радика Хисамутдинова, инвестиции в первый проект составят от 500 млн до 1 млрд рублей, во второй – порядка 1 млрд рублей.
«В тарифе регоператора эти средства не предусмотришь. Новые объекты – это проектное финансирование сроком от 7 до 12 лет. Может быть привлечено как субсидирование из бюджета, так и доходный капитал. В Красноуфимске у нас, например, планируется финансирование по схеме 20/80, где 20% – это наши собственные средства. Остальные будут привлечены за счет инвестора. В части предоставления банковской гарантии есть договоренности с Международным инвестиционным банком», – приводит детали руководитель «ТБО «Экосервис».
В Нижнем Тагиле о планах строительства инфраструктуры по обращению с ТКО заявила компания «Облкоммунэнерго», близкая к обслуживающему эту зону регоператору «Рифей». В рамках концессии инвестор намерен создать 2 новых полигона на 185 тыс. тонн, 191 площадку для сбора отходов и мусоросортировочный комплекс, рассчитанный на 158 тыс. тонн отходов в год, снегоплавильную установку на 5700 тонн в сутки. Общие инвестиции концессионера в проект оцениваются в 4 млрд рублей, из которых 2,4 млрд – на возведение сортировочного комплекса. Вложения концедента в проект составят 1,8 млрд рублей. Пока концессионер намерен реализовывать проект за счет собственных возможностей, но от сотрудничества с РЭО не отказывается, предпочитая дождаться формирования четких механизмов взаимодействия со структурой.
Фото: 2gis.com
В соседней Челябинской области также заявляют о необходимости федеральной поддержки для строительства инфраструктуры по обращению с ТКО. Концессионер АО «Управление отходами» в рамках договора обязался создать комплекс объектов обращения с ТКО на территории челябинского кластера общей стоимостью 3,5 млрд рублей: 2 мусороперегрузочные станции на 330 тыс. и 150 тыс. т в год, 2 мусоросортировочных комплекса в Сосновском и Увельском районах на 500 тыс. и 40 тыс. т, полигон для захоронения хвостов в районе деревни Чишма, две сортировочных станции на 40 тыс. т каждая в Еткульском районе и Троицком округах. Компания также в рамках концессии на 1,322 млрд рублей создает инфраструктуру обращения с отходами в Магнитогорском кластере: полигон, мусоросортировочный комплекс на 200 тыс. т, 3 мусороперегрузочных станции.
В создание инфраструктуры включился и регоператор. ООО «Центр коммунального сервиса» взяло на себя обязательства расширения полигона под Карабашем в течение двух с половиной лет, проект оценивается в 500 млн рублей. В компании не отрицают возможности сотрудничества с РЭО.
«Федеральный оператор появляется, в первую очередь, для того, чтобы управлять теми деньгами, которые собираются в фондах, куда мы платим налог за негативное воздействие на окружающую среду. И это тот инструмент, с помощью которого будут создаваться новые перерабатывающие отрасли. В этих рамках нам понятен механизм: государство выделило деньги, организацию, которая будет осуществлять надзор за деятельностью по обращению с ТКО, место вложения средств – те регионы, где работаем мы. Например, если завтра в карабашский полигон, который готовится к расширению, придет федеральный оператор и скажет, что готов участвовать в этой программе, мы готовы рассматривать предложения. Это нормальная ситуация, когда заходит сторонний инвестор и получает долю в качестве обеспечения обязательств, которые мы берем на себя, как организация, которая будет проводить операционную деятельность», – рассказал директор ООО «Центр коммунального сервиса» Алексей Бубнов.
В Министерстве экологии региона добавляют, что помимо создаваемых объектов обращения с ТКО, необходим как минимум еще один сортировочный завод. Цена проекта будет зависеть от мощности и колеблется от 100 млн до 1 млрд рублей. Инвестор для него пока не найден. Вместе с тем чиновники и представители регоператоров полагают, что РЭО, в первую очередь, активизирует работу в регионах, где провалена реформа обращения с ТКО – «их порядка 15 по стране».
Фото: kikonline.ru
Тем не менее, приход РЭО в регион не исключается, как и вмешательство федеральной структуры в деятельность регоператоров других субъектов, где реформа реализуется крайне низкими темпами.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: shaytanka.ru