ООО «Компания Рифей» и власти Курганской области сегодня расторгли соглашение об организации работы по обращению с отходами. По словам и.о. первого заместителя губернатора Курганской области Андрея Саносяна, это связано с предупреждением регионального УФАС.
Фото: News.yandex.by
Ссылаясь на заявление областного чиновника, антимонопольное ведомство не устроило, что территориальная схема размещения отходов была скорректирована только после выбора регоператора.
«С 1 января 2019 года обращение с твердыми коммунальными отходами останется в прежнем формате. Услуга по сбору и вывозу отходов на территории Курганской области по-прежнему будет входить в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Организациям всех форм собственности необходимо до конца этого года определиться с порядком вывоза мусора, провести конкурсные процедуры, заключить на их основе договоры, чтобы подрядчики могли осуществлять транспортировку твердых коммунальных отходов на существующие полигоны», – заявил Саносян.
Как указывают в региональном правительстве, накануне врио губернатора Вадим Шумков провел встречу с зампредправительства РФ Алексеем Гордеевым, где чиновники обсудили меры, позволяющие сгладить переход на новую систему обращения с ТКО для регионов, «абсолютно не подготовленных к реформе, к которым относится и Курганская область».
«Глава Зауралья подчеркнул, что ни с инфраструктурной, ни с финансовой точки зрения область не готова к запуску новой системы обращения с отходами. В частности, вызывают опасения завышенный размер предполагаемого тарифа по сбору и утилизации мусора, а также явные недочеты и упущения в разработанной схеме обращения с ТКО, которая также влияет на рост платы за услугу по вывозу мусора. Губернатор отметил, что это ключевой для региона вопрос, с которым связана защита интересов населения Курганской области, и потому его нужно будет системно и серьезно дорабатывать», – цитирует Вадима Шумкова пресс-служба губернатора.
По словам представителя ООО «Компания Рифей», внедрение новой системы не представляется возможным из-за отсутствия территориальной схемы обращения с отходами, утвержденной правительством РФ.
«Территориальная схема, по сути, – главный документ при переходе на новую систему обращения с отходами, по которому должен работать, в том числе, и региональный оператор. Прежняя версия терсхемы утверждена еще в 2016 году, поэтому отдельные ее положения утратили свою актуальность и требуют серьезных доработок. Кроме этого, отсутствует инфраструктура для обработки отходов, не оборудованы контейнерные площадки, необходимо решить вопросы с деятельностью действующих полигонов, оценить детально степень готовности муниципалитетов к внедрению новой системы обращения с отходами, просчитать экономическую составляющую, перераспределить транспортные потоки, разработать и принять всю необходимую нормативную базу. Поэтому в интересах населения было принято решение немного подождать», – сказал директор курганского филиала компании «Рифей» Юрий Коев.
Как ранее сообщала «Правда УрФО», муниципалитеты Курганской области накануне также заявили о неготовности к старту реформы. В частности, в местных бюджетах не оказалось средств на формирование контейнерных площадок, а региональный бюджет отказал им в поддержке, также ссылаясь на отсутствие денег.
В ближайшее время будет составлен поэтапный план индивидуальных мероприятий по переходу региона на новую систему обращения с отходами. Только после этого можно будет провести новый конкурс по выбору регионального оператора. ООО «Компания Рифей» не исключает возможность своего участия в нем для получения вновь статуса регионального оператора.
Напомним, с 1 января 2019 года в России вступает в силу новая система обращения с ТКО. Нововведения предполагают, что услуга «вывоз мусора» для населения будет переведена из жилищной в коммунальную. До вступления реформы в силу стоимость вывоза ТКО рассчитывалась исходя из квадратуры жилья, а с 1 января 2019 года она будет определяться исходя из количества прописанных в квартире. Отвечать за организацию утилизации ТКО будут региональные операторы. В их задачи войдет сбор средств со всех потребителей, наем транспортных компаний и заключение договоров с полигонами ТКО, и при этом, по замыслу, будет исключена возможность несанкционированного сброса мусора. Транспортная компания будет получать от регоператора средства только в том случае, если полигон ТКО подтвердит факт и объем вывезенных отходов.
Как соглашаются участники рынка ТКО и представители регионального политпула, расторжение соглашения между регионом и регоператором произошло по причине полной неготовности Курганской области. Причем предписание УФАС в данном случае носит формальный характер и интерпретируется специалистами как предлог, чтобы «отложить старт реформы и не усложнять жизнь врио губернатора Шумкову перед плебисцитом».
«УФАС заявило, что терсхема была утверждена после определения регоператора. Во-первых, так произошло во многих регионах, например, Тюменской и Свердловской областях. Это связано с тем, что в течение времени корректировались многие нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующие этот процесс. Во-вторых, если бы конкурсы на определение регоператоров проводились после утверждения схем, регионы просто не успели бы начать работать по новой системе с 1 января 2019 года. В данном случае правительству региона только на руку, хотя и не конкретное, но предписание антимонопольщиков: можно оправдать свои провалы требованием ведомства», – делится суждением менеджер одной из компаний и областной политик на условиях анонимности.
Второй аргумент, о котором говорит его коллега в Заксобрании области, и который приводит правительство Зауралья против реализации реформы – условно значительный рост тарифа для населения, «что в обстоятельствах социально-экономического развития региона является крайне ощутимой проблемой».
«Реформа направлена на развитие мусорной инфраструктуры: строительство новых полигонов и мусороперерабатывающих заводов, ликвидацию несанкционированных и нелицензированных свалок. Реализовать все эти мероприятия можно только за счет больших вложений. Средств на субсидирование роста платы граждан, как, например, в Свердловской области, у Курганской нет, возможность заключить крупные концессии, как это сделала родная для Шумкова Тюмень, тоже отсутствует. К прочему, если начать работать по закону, не возить мусор на нелицензированные свалки, платить за негативное воздействие на окружающую среду, тариф уже вырастет. Курган в данном случае – заложник собственного социального и финансового неблагополучия», – рассуждает собеседник издания.
Врио губернатора Курганской области Вадим Шумков
Фото: Pbs72.ru
Политологи видят в действиях Шумкова, дословно, «саботаж реформы в Зауралье» и политический подтекст. Дело в том, что конкретных санкций за срыв федеральный центр не предусмотрел, тюменец пришел в Курган в начале октября, хотя все ответственные лица являются назначенцами Шумкова или членами его действующей команды.
«В случае с Шумковым ему, скорее всего, простят срыв реформы. В Москве понимают, что для населения области он варяг. Если он допустит социальный накал, в глазах избирателей он будет выглядеть как человек, которого не интересует благосостояние граждан, учитывая, что регион и так находится в хвосте рейтинга социально-экономического развития по версии «Эксперта» и «АКРА». При этом, напомню, в Курганской области сохранены прямые выборы губернатора, а значит, Шумкову необходимо формировать правильный образ «защитника» малого отечества в глазах электората», – резюмирует один из политологов Кремля.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: 45.ru