Тефтелев оставил главе Челябинска миллиардные иски и долги перед структурой Минтранса РФ

Муниципалитет потребовали привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам ЧелябГЭТ

Исполняющий обязанности главы Челябинска Владимир Елистратов уже получил миллиардные финансовые претензии. Арбитраж принял к рассмотрению заявление о привлечении муниципального образования и экс-руководителей МУП «Челябинский городской электрический транспорт» к субсидиарной ответственности на 1,8 миллиарда рублей. По мнению участников судебных разбирательств, требования в той или иной форме будут удовлетворены – прецедент, когда суд установил связь между многомиллионными долгами МУП «Челябинский автобусный транспорт» и действиями чиновников, уже состоялся. После того, как определится конечная сумма субсидиарной ответственности администрации, наблюдатели ожидают нового раунда переговоров между участниками споров. Пока же основным вопросом остается, где городские власти будут изыскивать средства на фоне колоссальных обязательств – уходя, Евгений Тефтелев оставил дефицитный бюджет.

Для казны Челябинска официально оформилась еще одна финансовая угроза. Арбитражный суд региона принял к производству заявление конкурсного управляющего МУП «Челябинский городской электрический транспорт» (ЧелябГЭТ) о привлечении к субсидиарной ответственности муниципального образования и экс-руководителей транспортного актива мэрии Виктора Храмова, Сергея Газенкампфа, Александра Портье на сумму более 1,8 млрд рублей. Заявление будет рассмотрено судом 11 декабря.

Городской транспорт Челябинска

Фото: Валерий Звонарев

Между тем собеседники издания, детально знакомые с разбирательствами, полагают, что в той или иной форме требования конкурсного управляющего будут удовлетворены арбитражем. Придерживаясь такой версии, источники ссылаются на уже созданный прецедент по привлечению города к субсидиарной ответственности по долгам МУП «Челябинский автобусный транспорт» (ЧАТ). Отметим, что на данный момент вопрос с суммой ответственности окончательно не разрешен. Изначально конкурсный управляющий актива оценивал ее в размере более 800 миллионов рублей.

«Учитывая, что обоснование субсидиарной ответственности по ЧелябГЭТу будет, вероятно, идентичным ситуации с Челябинским автобусным транспортом, можно предполагать, что и решение суда будет схожим. По ЧАТу, исходя из того, как идет продажа имущества, размер субсидиарки уменьшится не сильно относительно заявленных сумм. Кроме того, на данный момент еще рассматриваются требования к предприятию Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК, учредитель – Минтранс РФ. – Прим. ред.) на 140 с лишним миллионов», – рассуждает один из кредиторов муниципального актива.

Отметим, однако, что в случае с МУП «Челябинский автобусный транспорт» к ответственности привлечено только муниципальное образование. Связь деятельности экс-руководителей предприятия с его банкротством арбитражи не усмотрели.

В обоснование требований о субсидиарной ответственности по Челябинскому автобусному транспорту приводился целый перечень факторов. Например, сделки по покупке и приобретению в лизинг автобусов, в результате которых МУП якобы могло получить убыток в 210 млн рублей. Кроме того, подробно описывалось недофинансирование предприятия со стороны муниципалитета: речь шла как о межтарифной разнице, так и о предоставлении субсидий не в полном объеме.

Как указывали эксперты, признаки банкротства возникли у Челябинского автобусного транспорта еще по итогам 2011 года. «Согласно бухгалтерскому балансу предприятия, уже по итогам 2011 года размер обязательств должника (592,6 млн рублей) превышал размер его активов. Непокрытый убыток должника составлял на 31.12.2010 г. 420 тыс., на 31.12.2011 – 83,2 млн, на 31.12.2012 – 184,6 млн, <…> на 31.12.2016 – 957,78 млн рублей. <…> Согласно протоколу от весны 2013 на заседании балансовой комиссии, проведенном администрацией, сделан вывод о крайне нестабильном финансовом состоянии должника. <…> В качестве причин указаны недополучение субсидий из бюджета города в связи с выполнением перевозок с регулируемым тарифом на проезд пассажиров в сумме 69,3 млн, невозмещение расходов, связанных с выполнением перевозок льготных категорий пассажиров, в сумме 95,9 млн руб.», – говорится в определении арбитража.

При этом суд пришел к выводу, что несостоятельность МУПа связана именно с решениями чиновников, а не руководителей. Добавим, что ФНС как основной кредитор Челябинского автобусного транспорта пыталась оспорить отказ арбитража от привлечения к субсидиарной ответственности управленцев актива мэрии Челябинска, но проиграла в двух последующих инстанциях.

Добавим, что администрация города Челябинска в апелляции также поддержала требования фискалов и настаивала на привлечении руководителей МУПа в рамках финансовых претензий на сотни миллионов рублей.

В текущий момент конкурсные процедуры в обоих МУПах продлены. В Челябинском автобусном транспорте – до февраля 2019, в ЧелябГЭТе – до апреля. При этом к структурам поступают дополнительные требования. Как указано ранее, незавершен вопрос с определением обязательств МУП «ЧАТ» перед ГТЛК. Последняя также летом заявилась в реестр ЧелябГЭТа с требованиями на сумму более 5 млн рублей.

«В ближайшее время возможен новый раунд переговоров среди заинтересованных сторон. Должна точно определиться сумма субсидиарки по Челябинскому автобусному транспорту. По некоторым расчетам она может составить порядка 600 миллионов. Кроме того, в декабре должны определиться с порядком реализации имущества ЧелябГЭТа. После чего уже можно будет сделать выводы. Плюс надо понимать, что в Челябинске сменился глава – это тоже важный переговорный фактор. Как теперь будет реализован принятый ранее план, остается под вопросом», – рассуждает источник, близкий к мэрии. При этом он подчеркивает, что ранее именно Владимир Елистратов как профильный зам Евгения Тефтелева участвовал в большинстве переговоров по транспортным МУПам.

Арбитражный суд Челябинской области

Напомним, по данным источников «Правды УрФО», ранее обсуждались варианты передачи городского транспорта в концессию. Интерес к такому сценарию проявляли, со слов участников рынка, игроки, конечными бенефициарами которых являются Сбербанк и ВТБ. Кроме того, якобы прорабатывался вариант с созданием бюджетной структуры, на которую в итоге будет переведен городской транспорт. «Рассматривалась форма собственности, когда бюджет напрямую бы гасил убытки предприятия», – рассказывали собеседники издания.

По данным источников, к текущему моменту все переговоры находятся в подвешенном состоянии. «Вопрос развития событий интересен и в ключе возможной дальнейшей смены чиновников в администрации. Да, мы видим, что проблемы начали формироваться в МУПах задолго до Тефтелева, но он и его подчиненные довели их до финальной критической точки. Вопросы есть и к Юрию Параничеву (заместитель главы, в том числе курировал транспортные вопросы), и к финансовому блоку в лице Елены Мурзиной (заместитель главы Челябинска), да и к Елистратову, который отвечал, в том числе, за имущественные вопросы», – рассуждает представитель Заксобрания региона.

Отметим, что ранее «Правда УрФО» подробно описывала риски, связанные с миллиардными претензиями к МУПам Челябинска. При этом депутаты обращали внимание на целый ряд крупных обязательств муниципалитета, сопряженных как с федеральными установками, так и предстоящими саммитами ШОС и БРИКС. На финансовые вопросы обратил внимание, подводя итоги своей работы в администрации и Евгений Тефтелев, отметив, что бюджет областного центра остается дефицитным.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: gubernator74.ru, Rupres.com

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни