Оленеводы пополняют ряды безработных ЯНАО. Компании ТЭК не заинтересованы в услугах КМНС

Первое оленеводческое предприятие ликвидируют в феврале

Руководство Ямальского района приняло решение избавиться от оленеводческого предприятия, не приносящего убытков муниципалитету на протяжении последних двух лет. Несмотря на высокую социальную значимость, МОП «Ямальское», базирующееся в труднодоступном поселке Сеяха, прекратит свое существование в феврале 2019 года. Соответствующее постановление уже подписано главой муниципалитета Андреем Кугаевским. В результате без работы останется более 60 оленеводов и их семьи, ведущие традиционный образ жизни. По мнению местных жителей, пастухи «Ямальского» вряд ли смогут найти в Сеяхе работу по профилю. В службе занятости надеются на создание новых предприятий по разведению оленей, а муниципальные чиновники рассчитывают на помощь газовиков, в то время как последние в низкоквалифицированной рабочей силе не нуждаются. Техническими специальностями сотрудники МОП «Ямальское» зачастую не владеют.

Проблема безработицы стала актуальна для Ямало-Ненецкого автономного округа, десятки лет считавшегося одним из основных регионов-кормильцев для вахтовиков, которые не могут найти работу у себя дома. Наиболее актуально вопрос стоит в Ямальском районе, где соседствуют крупнейшие нефтегазодобывающие компании и оленеводческие предприятия.

Оленевод на Ямале

Фото: graycell.ru

Глава администрации Ямальского района Андрей Кугаевский в конце октября 2018 года принял решение о ликвидации крупного хозяйства оленеводов, принадлежащего муниципалитету. Основанием для ликвидации предприятия власти назвали его «неудовлетворительное состояние» по итогам 2017 года и трех кварталов текущего. Второй причиной закрытия МОПа чиновники называли массовый падеж оленей, который произошел весной.

Стоит напомнить, что руководитель «Ямальского» Татьяна Высокос в апреле заявила о гибели как минимум 400 оленей из-за неудовлетворительных погодных условий и проблем с кормовой базой. В частных хозяйствах оленеводы считали потери тысячами голов. Коренные жители Ямала заявляли о колоссальном ущербе, значительно превосходящем масштабы бедствия, вызванные вспышкой сибирской язвы в 2016 году. Тогда, по официальным данным правительства округа, погибло 2,5 тыс. голов северных оленей. По неофициальным данным, в 2018 году на Ямале пало около 10 тыс. животных. Тем не менее, власти ЯНАО во главе с Дмитрием Кобылкиным так и не признали падеж животных в 2018 году массовым, ссылаясь на ежегодную гибель более слабых и неприспособленных к погодным условиям особей.

В ноябре работников МОП «Ямальское» (поселок Сеяха) уведомили, что в скором времени они станут безработными. Предварительные списки уже переданы в Центр занятости Ямальского района. По словам руководителя предприятия оленеводов Татьяны Высокос, все животные будут забиты, а имущество хозяйства передано на баланс муниципалитета. На забойный комплекс в Сеяхе планируется передать более 5 тыс. оленей. «Сейчас находимся в процессе забойной кампании. Подводим стада к убойному комплексу в Сеяхе», – коротко обрисовала ситуацию глава МОПа.

В Центре занятости населения Ямальского района воздержались от комментариев по поводу поступления данных о будущем массовом наплыве безработных, трудоустроить которых в условиях отдаленности поселка от других крупных населенных пунктов будет очень сложно.

«Полная ликвидация предприятия запланирована на февраль 2019 года. За это время может все серьезно измениться. Зачем раньше времени сотрясать воздух? Может быть, за эти месяцы проблема с трудоустройством будет решена, и на базе ликвидированного предприятия создадут новое, способное трудоустроить к себе тундровиков», – подчеркнула директор ЦЗН Наталья Кух. В общей сложности из-за прекращения деятельности «Ямальского» без средств к существованию могут оказаться 65 представителей коренных народов Севера и их семьи.

Местные жители указывают, что пастухами в муниципальном оленеводческом предприятии работали молодые парни, которым нужно кормить свои семьи.

«Другой работы по профилю для коренных народов в Сеяхе практически нет. Они, конечно, могут попытаться примкнуть к общинам, которые тоже каслают, но и у них дела идут не очень хорошо. Все сильно пострадали из-за весеннего падежа. Оправятся еще не скоро», – обрисовал ситуацию собеседник издания из Сеяхи.

Глава Ямальского района Кугаевский между тем считает, что решить проблему безработицы реально за счет вакансий компаний ТЭК. В ходе отчета перед депутатами Заксобрания ЯНАО управленец заявил, что власти планируют перевести часть кочевников на оседлый образ жизни.

«Мы переориентируем детей от традиционной занятости. Сегодня ТЭК предлагает до 10 тысяч вакансий. Их могут занять кочевники, это вопрос адаптации, и мы работаем над психологическими проблемами», – делился планами господин Кугаевский.

Однако если детям тундровиков на самом деле можно дать образование, которое позволит получать достойную зарплату, взрослых кочевников без специальных знаний и технических навыков газовики и нефтяники брать на работу не готовы.

 Забойный комплекс

Фото: narodsevera.ru

Стоит напомнить, что власти Ямало-Ненецкого автономного округа еще несколько лет назад делали ставку на развитие оленеводства. К примеру, в той же Сеяхе за счет другого муниципального предприятия «Ямальские олени» был построен забойный комплекс, который, в том числе, должен был удовлетворять нужды ликвидируемого МОП «Ямальское». Стремительно сокращается поголовье в стадах частных оленеводов из-за проблем с кормовой базой. Жители Сеяхи опасаются, что в скором времени может быть закрыт и забойный комплекс, запущенный в эксплуатацию в 2009 году. Кроме того, в рамках программы по сокращению поголовья чиновники не исключают ликвидации и других оленеводческих предприятий.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: www.arcticphoto.co.uk

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни