«Уралвагонзаводу» предлагают дополнить «Армату» роботами. Минобороны оттягивает сроки массовой поставки танка в войска

Передовая разработка в серийном производстве может лишиться функций

АО НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) ведет разработку робототехнического комплекса на базе танка Т-72, который, по мнению экспертов, станет дополнением ранее созданному комплексу «Армата». Последний, несмотря на изначальные планы руководства УВЗ поставить в армию несколько тысяч машин, с трудом запущен в серию. По контракту с Минобороны РФ за 4 года планируется выпустить 132 машины на платформе «Арматы», причем 9 из них – до конца года текущего. Пока, по информации представителей ВПК, нижнетагильским заводом выпущено лишь ограниченное количество моделей, принимавших участие только в парадах. Эксперты не исключают, что в условиях торга о снижении цены на серийную единицу с Минобороны передовая разработка УВЗ будет в итоге продана с исключением ряда функций. А сроки создания дополняющего «Армату» роботизированного комплекса на базе Т-72 не называются. Как отмечают эксперты, разработки подобных машин идут уже десятки лет, и пока не дали ожидаемого результата.

Гендиректор «Уралвагонзавода» (входит в ГК «Ростех») Александр Потапов на выставке ADEX заявил об идущих опытно-конструкторских работах по созданию робототехнического комплекса на базе танка Т-72. Отвечая на вопрос об использовании в новой разработке шасси Т-72Б3, глава корпорации отметил, что техническое задание для проекта выбрано заказчиком – Минобороны РФ.

«Новый танк на платформе Т-72 альтернативой «Армате», конечно, не станет. Предполагается использовать старые шасси не для замены «Арматы», а для действий на тех направлениях с новейшими платформами «Арматы», где использование робототехнических комплексов будет выгодно по условиям обстановки и физико-географическим характеристикам местности. Можно было бы сделать это и на платформе «Армата», но стоимость такого комплекса увеличится в разы. Платформа предыдущего поколения уступает «Армате» в защищенности экипажа, но если машина без экипажа, этот недостаток как бы нивелируется», – считает эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Т-72Б3

Фото: defence.ru

Отметим, что «Армата» неоднократно подвергалась критике из-за ее высокой стоимости. На момент разработки цена нового танка составляла, по оценкам экспертов, порядка 250 млн рублей и была близкой к себестоимости «плюс нормативная рентабельность». В 2015 года Олег Сиенко, занимавший на тот момент пост директора УВЗ, заявлял о перспективах поставки до 2020 года 2300 машин для российских вооруженных сил.

Однако планы Минобороны по покупке «Арматы» неоднократно пересматривались из-за дороговизны машины – к 2018 году производитель запрашивал за нее 450 млн рублей. В ходе переговоров, как сообщают СМИ, ведомство добилось снижения цены до 320 млн рублей. Официально на УВЗ цену продажи и себестоимость разработки не раскрывают. Источники издания в ВПК отмечают, что заводу все же удалось добиться контракта с Минобороны на 132 машины со сроком поставки до 2022 года. Причем контакт включает как собственно танки Т-14 «Армата», так и созданные на той же платформе боевые машины пехоты (БМП), бронированные ремонтно-локационные машины.

«Пока на заводе изготовлены только машины, ранее принимавшие участие в парадах. До конца года в рамках контракта будет готово 9 новых машин. Выпуск запущен в серию», – говорит знакомый с производством УВЗ источник издания в военно-промышленном комплексе.

По мнению военного эксперта, главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, «законтрактованная УВЗ партия маленькая, но, возможно, для предприятия и это уже успех». Эксперт полагает, что при снижении закупочной цены машины производитель не будет жертвовать ее боевыми функциями – «речь идет о минимизации издержек и оптимизации производственных процессов».

В то же время Виктор Мураховский не исключает, что со снижением цены «Арматы» по контракту с Минобороны производитель может отказаться от ряда не ключевых опций машины.

«В «Армате» почти нет иностранных комплектующих. Достаточно много инновационных, в том числе произведенных в Челябинске и Москве. Без них собрать полноценную машину нельзя. Цена для нашего Минобороны удивительна, но если перевести в доллары, то оказывается существенно дешевле даже предыдущих моделей европейских производителей. Возможно, будут сняты некоторые не ключевые дополнительные опции. У нас были такие случаи. Например, в России комплексы активной защиты сделаны одними из первых в мире. В советское время комплекс «Дрозд» был запущен в серию. Сейчас есть современные комплексы, но они не закупаются Минобороны и не ставятся на танки – дорого, они считают», – говорит Виктор Мураховский.

В министерстве, по словам экспертов, рассматривают возможность совместного применения с «Арматой» разрабатываемого на основе Т-72 робототехнического комплекса. Однако пока на УВЗ сроков создания последнего не называют.

«Есть такое Третье НИИ Минобороны, где был разработан доклад о создании робототехнических комплексов. Оттуда и вышла мысль о создании нового комплекса. Почему на платформе Т-72? Это самый массовый танк. С 1970 года их было выпущено больше 30 тысяч. Минобороны является заказчиком новой модели. Сказать, что это реальный проект, пока нельзя – это набор идей на бумагах, есть четыре модели машины, соответственно, нет и конечной стоимости», – делится источник «Правды УрФО» в ВПК. В качестве плюсов платформы Т-72 отмечалась и ее невысокая себестоимость.

Попытки разработать робототехнический комплекс на основе различных моделей танка идут в России с 1930-х годов. Однако до сих пор разработки не дали желаемого результаты. Эксперты указывают на недостатки машин в области приема радиосигнала как горно-лесистой местности, так и в условиях городской застройки. «В Сирии пытались испытывать комплексы «Уран», «Соратник» и ряд других, но они пока не дали ожидаемого результата. Притом, что у противника не было средств радиоэлектронной борьбы», – отмечает Виктор Мураховский.

Гендиректор УВЗ Александр Потапов показывает танки Дмитрию Рогозину (бывший вице-премьер Правительства РФ, ныне гендиректор Роскосмоса)

Фото: in24.org

Востребованность разработки по заказу Минобороны во многом зависит и от цены, которую в итоге предложит за модель изготовитель в случае запуска в серийное производство.

«С технической точки зрения проблем нет. Главное, чтобы Минобороны включило изделие в гособоронзаказ. Эта задача тоже решаема. Здесь многое зависит от менеджмента корпорации, чтобы убедить военных и встать в линейку боевых роботов. Вопрос в том, чтобы найти согласованные позиции не только по тактико-техническим вопросам, но и по ценовым, убедить, что эта разработка будет наиболее эффективной, чем продукция, например, конкурентов из смежных отраслей», – заключает Игорь Коротченко.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Фото превью: ria.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни