Перевозчики мусора проигнорировали торги регоператора ХМАО. В Югре ждут повторения бедственного сценария в Челябинске

Ответственные чиновники не смогли договориться с игроками рынка

Экологическое сообщество ХМАО заявило о рисках возникновения мусорного коллапса, схожего с ситуацией в Челябинске. Региональный оператор ТКО провалил кампанию по заключению контрактов с транспортировщиками твердых коммунальных отходов. По ряду муниципалитетов в южной зоне деятельности АО «Югра-Экология» компании-перевозчики проигнорировали объявленные аукционы. Между тем ответственные лица в правительстве региона неоднократно обещали, что новая система по обращению с отходами в автономном округе заработает уже с 1 октября 2018 года. Корректировку сроков реализации федерального проекта представители регионального оператора объясняют отсутствием у мусороперевозчиков опыта участия в торгах. Впрочем, сами предприниматели называют другую версию – не договорились по цене. В то же время представители профессионального сообщества делают акцент на слабости территориальной схемы по обращению с отходами. В существующем виде документ, по оценкам аналитиков, не позволит региональным чиновникам эффективно реализовать задачи, поставленные федеральным центром. В конечном итоге, по словам собеседников издания, за первые провалы реализации проекта губернатор спросит со своего заместителя, главного куратора Алексея Забозлаева

АО «Югра-Экология» проваливает сроки старта федерального проекта по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории ХМАО. К такому выводу пришли участники рынка, проанализировав условия соглашения между региональным оператором ТКО и Департаментом промышленности автономного округа.

Так, согласно документу деятельность регоператора в Югре должна стартовать 1 октября 2018 года. Однако до сих пор не заключены договоры на оказание услуг по транспортированию отходов. Более того, ряд закупок отменен по причине отсутствия интересантов.

Фото: radiohm.ru

Серию аукционов АО «Югра-Экология» объявило еще в конце августа. Торги проходили для оказания услуг на территории Югорска, Нягани, Ханты-Мансийского, Октябрьского и Кондинского районов. Начальная цена контрактов по ряду муниципалитетов составляла несколько десятков миллионов. Первые итоги закупочной деятельности акционерного общества, обнародованные на официальном сайте госзакупок, показали, что большая часть торгов по южной зоне действия признаны несостоявшимися. Что касается северной, то здесь они и вовсе были отменены.

«Например, по Нягани, в 5 из 6 лотов закупка уже признана несостоявшейся, а по одному пока не обнародованы результаты. Провальными торги были для Ханты-Мансийского и Октябрьского районов. Конечно, в качестве официальной версии указано отсутствие заявок или подача только одной заявки, но в реальности все понимают, что власти просто не смогли договориться с компаниями, которые традиционно занимаются транспортировкой мусора в этих муниципалитетах. Одни захотели получить сверхприбыль, а регоператор – сохранить свои интересы. Там же, где все-таки удалось расторговаться, ценник упал настолько низко, что сейчас стоит вопрос о качестве услуг, которые будут предоставляться», – описывают ситуацию участники рынка.

Настолько провальный старт работы в АО «Югра-Экология» объяснили отсутствием у компаний опыта участия в аукционах. По словам директора акционерного общества Павла Ващенко, теперь транспортировщики должны пройти сквозь фокус нового законодательства, включая предоставление банковского обеспечения деятельности по контрактам, наличие GPS-систем на автомобилях и другие условия. «Очевидно, не все смогли вовремя обеспечить выполнение условий. Кроме того, электронные аукционы отыгрываются на федеральной площадке с жесткими регламентами их проведения, которые обусловлены 44-ФЗ. Ранее же транспортировщик заключал прямой договор с УК или другим потребителем без аукционных процедур», – прокомментировал «Правде УрФО» управленец.

Еще более печально складывается ситуация в северной зоне действия регоператора. Напомним, еще в августе Арбитражным судом ХМАО принято решение о применении обеспечительных мер в отношении АО «Югра-Экология». В результате компания получила запрет на деятельность по отбору операторов, оказывающих услуги по транспортированию отходов. Эти обстоятельства вынудили регоператора направить письма в адрес компаний, занимающихся транспортировкой ТКО в северной зоне, пришло письмо от «Югра-Экологии», где указано, что до заключения договора с регоператором услуга потребителям будет оказываться в рамках действующих договоров.

«Происходящее сегодня на мусорном рынке ХМАО никак не коррелирует с заявленной ответственными чиновниками датой – 1 октября. Они не только публично ее обозначили как старт перехода на новую систему обращения с отходами, но и прописали ее в соглашении между Деппромышленности и регоператором. Таким образом, до 1 октября «Югра-Экология» должна была заключить договоры с перевозчиками отходов, полигонами, управляющими компаниями и юрлицами, которые являются источниками отходов. Еще три дня назад транспортировщики должны были забирать мусор и возить его на полигон, а регоператор – за это платить. В итоге мы получаем только неутешительные итоги торгов, а регион – новые нелегальные свалки», – констатируют представители экологического сообщества.

Сегодня одним из ярких примеров отсутствия организованного обращения с отходами экологи называют Ханты-Мансийский район, где, кстати, также торги признаны несостоявшимися. Со слов собеседников издания, в районе поселка Бобровский на протяжении практически 10 лет местные жители свозят твердые коммунальные отходы в лесозону.

«Конечно, люди нарушают закон, но другое дело, что и власти муниципалитета не создают условия гражданам для реализации своих функций как источника образования отходов. И такая недоработка связана с тем, что территориальная схема по обращению отходов – это абсолютно сырой документ. Например, согласно действующей терсхеме Ханты-Мансийск образует всего 18 кубов строительных отходов. Это как может быть? И большинство вещей, которые заложены в этом документе, не соответствуют действительности по многим параметрам. Хотя именно терсхема должна быть настольным документом для всех участников рынка, в первую очередь для регионального оператора и кураторов из правительства. Именно от потребностей территориальной схемы должна быть наполнена финансированием и мероприятиями окружная программа. У нас же все наоборот – есть 100 рублей, давайте на них что-нибудь сделаем», – рассказывает изданию представитель потенциального партнера регоператора.

Напомним, ранее участники коммунального рынка уже выступали с критикой территориальной схемы. В частности, эксперты указывали, что из документа невозможно понять, где находятся источники образования отходов, отсутствует информация, какие отходы и как в Югре перерабатываются, насколько долго хватит имеющихся полигонов, а также нет ясности, какие нужны мощности автономному округу по обращению с отходами.

Кроме того, в документе представлена лишь перспективная схема движения потоков отходов в формате прямых линий. Это, по мнению аналитиков, не дает возможности определить оптимальный логистический путь между местами накопления отходов и объектами по их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению. При этом отсутствие возможности выбора наиболее короткого пути, скорее всего, станет причиной увеличения тарифов для населения.

В то же время эксперты напоминают, что одним из условий работы регоператора в Югре было возведение 5 межмуниципальных полигонов. Однако еще в октябре 2017 года в программу по обеспечению экологической безопасности были внесены изменения, согласно которым сроки формирования полигонов смещались от одного года до трех. Самая ближайшая дата, когда начнет работу первая очередь первого полигона, – 2020 год.

Очередное обострение конфликта вокруг деятельности регионального оператора, по оценкам экспертов, грозит обернуться для Югры повторением ситуации в Челябинске, где участники рынка просто саботировали процесс уборки ТКО. В результате город буквально погряз в мусоре.

Заместитель губернатора ХМАО Алексей Забозлаев

Фото: ugrales.ru

«Мы видим, что регоператор и окружные управленцы не могут договориться с местными игроками. Как итог – в той же Нягани или Октябрьском районе мы получим мусорный кризис. При этом один из главных кураторов проекта Алексей Забозлаев (заместитель губернатора ХМАО. – Прим. ред.), возможно поторопился, когда дату старта ставил 1 октября 2018 года. Ведь федерация требует запустить новую систему с 1 января будущего года. Получается, что власти сами себе поставили срок, и сами его проигнорировали. Это какое-то хождение на грани тонкой лжи. И скорее всего, данная история не устроит губернатора региона Наталью Комарову, которая результаты спросит, в первую очередь, с Забозлаева. Невыполнением условий соглашения должны заинтересоваться и правоохранительные органы», – делятся мнением собеседники издания.

Стоит отметить, что в настоящее время новой системе мешают заработать в полную силу и многочисленные судебные разбирательства, участником которых выступает АО «Югра-Экология». Так, Арбитражный суд ХМАО рассматривает ряд дел, в числе которых – оспаривание итогов конкурсного отбора регоператора, а также законность выдачи лицензии «Югра-Экологии».

«Все это стало следствием того, что ответственные управленцы завели на рынок аффилированную организацию. А в этой истории итог один – заинтересованные чиновники будут ждать свою маржу, в то время как отлученный от власти бизнес выполняет свои обязанности. Сегодня же мы получили серьезный конфликт на рынке, который уже засветился за пределами региона, и риски неисполнения установок федерального центра», – резюмирует вовлеченный в конфликт источник, близкий госструктурам Югры.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: toptyumen.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

2 комментария к “Перевозчики мусора проигнорировали торги регоператора ХМАО. В Югре ждут повторения бедственного сценария в Челябинске”

  1. Сомневающийся

    Сомневаюсь, что система заработает, в том числе с 01.01.2019! Как работали, так и будут работать управляющие компании, транспортировщики и полигоны…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни