Кобылкин и Артюхов оставили ЯНАО без реновации. Проблему с транспортом решат не раньше 2020 года

Люди сутками не могут уехать из Салехарда в отдаленные поселки

Проблема транспортной доступности отдаленных поселков ЯНАО дошла до точки кипения. В соцсетях, которые оленеводы освоили давно, ямальцы сообщают о сложной ситуации, зачастую используя даже ненормативную лексику в отношении чиновников и перевозчика. Ссылаясь на сообщения, сегодня, чтобы уехать из Салехарда в Яр-Сале и близлежащие населенные пункты, люди вынуждены сутками простаивать в очередях в кассу речного вокзала. Начиная с 25 августа онлайн-покупка билетов на сайте «Северречфлота» уже не действует, а в кассах предварительно билеты перевозчики и вовсе не продают. В регионе объясняют сложившуюся ситуацию отсутствием подменных теплоходов. Широко анонсированная Дмитрием Кобылкиным программа реновации речного флота так и не стартовала, новый глава ЯНАО Дмитрий Артюхов по сей день не определился с механизмом финансирования программы покупки новых судов, а «больше занят своей персоной на экранах телевизоров, хотя ему и избираться-то не нужно». Эксперты отрасли указывают, что «занятость» и неспешность окружных чиновников отодвигает сроки решения проблемы с транспортной доступностью отдаленных поселков как минимум на два года. 

Население Ямала снова испытывает на себе транспортный коллапс. В период летней речной навигации жители отдаленных населенных пунктов, не имеющих автомобильного и авиационного сообщения с «большой землей», не могут выехать в окружной центр, а также вернуться домой. Очереди возле касс речного вокзала в поселках Салемал, Панаевск, Яр-Сале, начиная с 25 августа, скапливаются с вечера, хотя теплоход осуществляет рейс в Салехард только на следующий день.

«Жители поселков долгое время не могут выехать из Салехарда. Женщины с детьми стоят в очередях с самого утра. Буквально сегодня была драка между пассажирами из-за очереди», – описывает ситуацию Анастасия Хороля, которая пыталась вернуться из Салехарда в эти дни. Девушка два дня не могла купить билеты на теплоход. Похожая ситуация складывается и на поселковых вокзалах.

Фото: pfvis.ru

По словам очевидцев, люди вынуждены всю ночь мерзнуть в очереди на улице, но билетов утром хватает лишь единицам. На окнах касс вывешены объявления, что лимиты предварительной продажи билетов по маршруту Салехард – Яр-Сале исчерпаны. Билеты вплоть до 1 сентября продаются лишь в день отправления.

«Спокойно уезжают только те, кто заранее купил билеты через интернет. А те, кому необходимо уехать срочно, купить билеты не могут. Те, кто занимает очередь с 12 ночи, берут по несколько паспортов. Утром с появлением билетов, они забирают все выделенные лимиты», – обрисовала ситуацию Анастасия Хороля.

По словам очевидицы, в очередях вынуждены стоять семьи с малолетними детьми, у которых просто нет средств для аренды жилья в Салехарде. «Вчера женщине с Яр-Сале не разрешили ночевать с детьми на вокзале!» – подчеркнул собеседник издания.

Согласно данным АО «Северречфлот», теплоход ежедневно курсирует по маршруту Салехард – Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале и обратно. Получить комментарий перевозчика, который принадлежит регионам «тюменской матрешки», по факту сложившейся ситуации не удалось. На момент публикации материала ситуацию не прокомментировали и в пресс-службе правительства ЯНАО.

Источник, близкий к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО, пояснил, что трудности напрямую связаны с отсутствием резервных судов у «Северречфлота». «Несколько раз за навигацию теплоход совершает рейс из Салехарда в отдаленный поселок Ныда. В эти дни судно по маршруту в Яр-Сале не курсирует. Так же произошло 23 августа. 24-го теплоход в Яр-Сале не пошел. За счет этого начала копиться очередь из людей, которые хотели оперативно уехать, но не имели заранее купленных билетов. Другого судна, которое бы могло перевозить пассажиров, в ямальском отделении «Северречфлота» нет», – рассказал собеседник издания.

Бывший сотрудник компании-перевозчика из числа плавсостава рассказал, что действительно речники испытывают трудности с флотом. Подменного теплохода в ЯНАО просто нет. «Более того, у них нет никакой ремонтной базы. Если произошла серьезная поломка, суда «встают на якорь» надолго, потому что ремонт производят в ХМАО. Плюсом необходимо еще дождаться поставки оборудования, как это произошло текущим летом с теплоходом «Рем Вяхирев». Была авария – делали гребные винты. Теплоход простоял почти два месяца», – отметил он.

Напомним, в начале текущего года экс-губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин анонсировал скорый процесс реновации судов «Северречфлота». На территории Ямало-Ненецкого автономного округа АО «Северречфлот» работает на пяти межмуниципальных и двух межрегиональных маршрутах. Пассажирские речные перевозки на Ямале субсидируются из окружного бюджета.

«Предполагается, что уже ко второму кварталу этого года будет разработан механизм реализации проекта. Мера поддержки применяется для обеспечения транспортной доступности отдаленных населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью региональных автомобильных дорог», – заявляли тогда в пресс-службе правительства округа. Весной окружные чиновники встречались с проектировщиками и судостроителями, дорабатывали будущий проект реновации, который предварительно был одобрен Минтрансом РФ. На этом, по всей видимости, проект и застыл.

Фото: fleetphoto.ru

Уже позже, когда произошла смена власти в регионе, и Дмитрий Кобылкин был назначен на пост министра экологии и природных ресурсов РФ, пост врио губернатора получила прямая креатура Кобылкина – Дмитрий Артюхов. По информации источников, близких к окружному правительству, новый глава региона пока не спешит с согласованием программы. «Документ по сей день находится на стадии подготовки. Чиновники постоянно направляют заявку «Северречфлота» на доработку», – рассказал осведомленный источник «Правды УрФО».

По сей момент основным спорным моментом остается выбор механизма финансирования этой программы. Правительство продолжает рассматривать два варианта: приобретение судов по программе «Сотрудничество», как это было в случае строительства теплохода «Фарман Салманов», и реновация с помощью лизинговых компаний. Федеральный бюджет частично помогает с оплатой лизинговых платежей в случае покупки российских судов.

«Даже если программу утвердят в ближайшее время, проблема оперативно решена не будет. После того, как будут выделены деньги, заказ поступит к судостроителям, которым также нужно время на исполнение заказа. Новые теплоходы строят как минимум по полгода, а тут еще даже с финансированием ясности нет. Если проблема начнет решаться в 2020 году, – уже будет хорошо», – подчеркнул собеседник издания, работающий в сфере речного транспорта.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

 

Фото превью: morvesti.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни