Тефтелев загнал Челябинск в долги. Структуры Сбербанка и ВТБ предложат Дубровскому отдать транспорт

Версия для печати

Администрацию ждут новые миллиардные финансовые претензии

Челябинск рискует столкнуться с масштабным бюджетным кризисом. Арбитражный суд региона уже признал ответственность городских чиновников за долги банкротящегося МУП «Челябинский автобусный транспорт». Выплаты из бюджета в связи с данным решением могут составить сотни миллионов рублей. При этом конкурсный управляющий другого транспортного актива мэрии – МУП «ЧелябГЭТ» – уже готовит еще одно заявление о привлечении муниципалов к субсидиарной ответственности. В данном случае объем финансовых претензий может превысить миллиард рублей. Кроме того, чиновникам придется изыскивать средства на выкуп социально значимого имущества транспортного предприятия, затраты на которое также могут превысить миллиард. Где город найдет необходимые деньги с учетом дефицитного бюджета, значительных социальных обязательств и трат, необходимых для подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, для депутатов остается секретом. Пока власти и кредиторы рассматривают вариант передачи транспорта в концессию, «интерес к активу уже проявили структуры, аффилированные с госбанками».

Бюджет Челябинска в краткосрочной перспективе рискует потерять миллиарды рублей. Арбитражный суд региона уже создал прецедент, решив привлечь муниципальное образование к субсидиарной ответственности по долгам МУП «Челябинский автобусный транспорт» (ЧАТ). Уточним, ранее конкурсный управляющий банкротящегося городского актива подал в суд заявление о привлечении к ответственности Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Челябинска, Сергея Афанасьева и Эдуарда Маховского (оба возглавляли МУП в разные периоды) суммарно на 878 миллионов рублей. В обоснование своих требований антикризисный менеджер указывал на тотальное недофинансирование предприятия и бездействие ответственных чиновников.

«Муниципальное образование не в полном объеме возместило предприятию межтарифную разницу за 2015 год, а также не в полном объеме предоставляло субсидии по возмещению расходов. <…> Установленный в 2010 году норматив затрат на перевозку пассажиров в размере 19 рублей 45 копеек не компенсировал фактические затраты должника. Непринятие мер к утверждению экономически обоснованного тарифа и норматива затрат со стороны муниципального образования привело к формированию убытков и банкротству, <…> признаки банкротства ЧАТ <…> возникли по итогам 2011 года, в связи с чем администрация Челябинска должна была дополнительно профинансировать должника либо не позднее 01.04.2012 принять решение о ликвидации предприятия», – говорится в материалах арбитража.

В итоге суд согласился, что власти Челябинска несут прямую ответственность за сформированные на предприятии долги, но сумму субсидиарки на данный момент назначать не стал, отложив решение до завершения расчетов с кредиторами.

Впрочем, как утверждают собеседники издания, детально знакомые с банкротством МУП «ЧАТ», после того, как ООО «Общественный городской транспорт» (создано взамен МУПа) выкупило у него имущество на 350 млн рублей, «на предприятии мало что осталось». «Соответственно, вопрос расчета с кредиторами не стоит, реестр закрыт не будет. А размер субсидиарной ответственности останется примерно таким же», – делится своим видением представитель отрасли.

В администрации Челябинска уверены, что решение о привлечении города к ответственности будет обжаловано в апелляции. Отметим, что обозначенная судом позиция крайне важна для чиновников в связи с банкротством еще одного городского актива – МУП «Челябинский городской электрический транспорт» (ЧелябГЭТ). Как сообщала «Правда УрФО», по мнению экспертов, несостоятельность предприятия также была вызвана его недофинансированием на протяжении многих лет. Также инсайдеры указывали, что мажоритарный кредитор актива администрации – налоговая служба – будет требовать привлечения чиновников к ответственности и в рамках данного банкротства. Собеседники издания оценивали вероятные финансовые претензии в сумму более 1 миллиарда рублей.

Конкурсный управляющий МУП «ЧелябГЭТ» Дмитрий Лазарев подтвердил сегодня «Правде УрФО», что заявление о субсидиарной ответственности уже готовится для подачи в суд. Впрочем, объем требований антикризисный менеджер уточнять на данный момент не стал.

Источники издания, близкие к правительству Челябинской области, между тем утверждают, что дальнейший ход событий во многом будет зависеть от встречи, которая должна состояться в конце июля. «Насколько я знаю, планируется, что на встрече будут губернатор Челябинской области Борис Дубровский, глава города Евгений Тефтелев и его заместитель по правовым и имущественным вопросам Владимир Елистратов, а также представители заинтересованных сторон. На повестке, вероятно, будет стоять вопрос передачи электрического транспорта в концессию», – рассказывает чиновник.

Напомним, ранее «Правда УрФО» уже сообщала, что механизм концессии рассматривается как один из вариантов вывода общественного транспорта Челябинска из системного смоделированного кризиса. Однако, со слов собеседников, «инвесторы очень осторожно присматривались к активам, поскольку дальнейшие сценарии развития банкротства не были до конца понятны».

Фото: Андрей Ткаченко

«В администрации, судя по всему, склоняются к варианту, который был реализован по МУП «ЧАТ». То есть сперва – выкуп социально значимого имущества, а потом уже – какие-либо действия. К прочему, не совсем понятно, как применить концессию в рамках закона о банкротстве. Думаю, на этом же будет настаивать налоговая как основной кредитор», – делится своим видением ситуации близкий к мэрии источник.

По данным чиновников в экономическом блоке правительства области, интерес к концессии городского транспорта проявили две структуры. Собеседники издания среди финансистов указывают, что «конечными бенефициарами компаний являются госбанки – ВТБ и Сбербанк». Так или иначе, ситуация с ЧелябГЭТ, по мнению наблюдателей, несет существенные риски для бюджета Челябинска.

«Помимо субсидиарной ответственности, есть еще имущество, которое городу необходимо сохранить. И в данном случае, опять же, речь может идти о сумме порядка миллиарда. При этом, судя по всему, реестр закрыт не будет из-за так называемых текущих платежей», – рассуждает знакомый с процессом юрист.

Таким образом, отмечают депутаты Заксобрания, только кризис транспортных МУПов может обойтись администрации в сумму порядка 3 миллиардов. Кроме того, крупные претензии предъявлены и к другим городским активам. Например, с МУП «ПОВВ» Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Челябинской области требует более миллиарда рублей за ущерб, нанесенный Шершневскому водохранилищу, реке Миасс и озеру Синеглазово. Закрывать соответствующие долги, как ранее отмечали экономисты, муниципальные предприятия самостоятельно, вероятно, не смогут, что «приведет к колоссальным потерям казны».

«Где изыскивать средства при дефицитном бюджете, больших социальных обязательствах и намечающихся ШОС и БРИКС, непонятно», – замечает собеседник издания среди региональных депутатов.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: skyscrapercity.com

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP_code

CAPTCHA
Вы точно не робот?