Рынок готовится к рывку тарифов «МРСК Урала» и «Тюменьэнерго». «Россети» просят неограниченные полномочия

Версия для печати

Госхолдинг хочет забрать разработку планов развития регионов

ОАО «МРСК Урала» и АО «Тюменьэнерго» (входят в ПАО «Россети») могут получить неограниченные полномочия в части формирования инвестпрограмм. Госхолдинг пытается продавить инициативу, согласно которой предлагает передать ему полномочия в части формирования схем и планов развития электроэнергетики регионов. Соответствующую директиву получили руководители всех дочерних компаний. Гендиректор «Россетей» Павел Ливинский потребовал от подчиненных провести совещания с губернаторами и озвучить это предложение. Однако пока регионы в жесткой форме отказали «Россетям», сославшись на неограниченные полномочия госкомпании и серьезные тарифные последствия. Позицию властей субъектов РФ поддержали отраслевое и экспертное сообщества. По мнению аналитиков рынка, только регион способен наиболее сбалансированно выстроить планы развития, привлекая по необходимости других игроков. Между тем «Россети», потерпев первое поражение, останавливаться не собираются и уже определили компанию, на которую планируют повесить разработку СиПРов.

ПАО «Россети» накануне утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики (СиПР) попыталось полностью взять в свои руки контроль над этим процессом. Дело в том, что на основании СиПРов формируются инвестиционные программы дочерних структур «Россетей»: документ определяет требуемый объем ввода новых объектов, который в дальнейшем ложится в инвестку электросетевых организаций.

Так, в начале года перед утверждением СиПРов гендиректор «Россетей» провел совещание с руководителями дочерних компаний, включая работающие в УрФО ОАО «МРСК Урала» и АО «Тюменьэнерго». По итогам совещания выдана директива, согласно которой гендиректоры «дочек» должны были инициировать совещания с органами исполнительной власти в регионах присутствия. При этом для всей структуры компании был составлен типовой проект протокола таких совещаний. В частности, документ включал в себя следующие пункты: определить перечень объектов для обеспечения социально-экономического развития региона и обеспечить их включение в СиПР, а также «правительству субъекта РФ рассмотреть возможность разработки схемы и программы развития электроэнергетики субъекта РФ в 2019 году силами ДЗО (дочерние зависимые общества. – Прим. ред.) ПАО «Россети».

Как пояснил «Правде УрФО» главный инженер АО «Научно-технический центр ЕЭС (Московское отделение)» Петр Антонов, передача всего спектра вопросов перспективного планирования исключительно ПАО «Россети», несмотря на кажущуюся простоту такого шага, не только не позволит достичь тех результатов, на которые рассчитывают разработчики модели, но и может привести к серьезным нарушениям в планировании и прогнозировании развития электроэнергетики регионов и, как следствие, в планировании развития иных отраслей экономики.

«При таком подходе управление рисками наступления отмеченных выше негативных последствий представляется крайне затруднительным: документы терпланирования будет готовить одна компания, которая при этом по правовому статусу представляет не государственную компанию, а акционерное общество, то есть коммерческую организацию, чьей основной целью является получение прибыли от осуществляемой деятельности, и она же в большой степени будет задействована в исполнении данных документов», – считает Петр Антонов.

Эксперт также добавил, что передача полномочий по разработке схем и программ перспективного развития электроэнергетики ПАО «Россети» потребует дополнительного финансирования деятельности общества, что в результате повлечет дополнительную финансовую нагрузку на субъекты электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

«Мы уверены, что наиболее эффективным для выполнения ПАО «Россети» задач развития электросетевого комплекса будет обеспечение сбалансированного подхода к подготовке документов территориального планирования электроэнергетики, позволяющего строить объекты максимально точно как по локации, так и по мощности», – резюмировал собеседник издания.

Однако наиболее опасные тарифные последствия в случае передачи полномочий по СиПРам могут проявиться в ходе утверждения инвестпрограмм. Дело в том, что именно планы развития регионов определяют основной объем объектов, в противном же случае это будут делать сами «Россети». «Правда УрФО», напомним, подробно рассказывала, что «дочки «Россетей» уже обратились в Минэнерго РФ с просьбой увеличить инвестпрограммы, опираясь именно на утвержденные СиПРы. К примеру, «Тюменьэнерго» и «МРСК Урала» суммарно за 5 лет просят увеличить инвестпрограммы почти на 30 млрд рублей. При этом наиболее значимые изменения, связанные с СиПРами, планировались «Тюменьэнерго» в ХМАО-Югре: инвестиции в регион предлагалось увеличить на 15 млрд рублей. Такие вложения, по мнению региональных регуляторов, невозможно уложить в существующий тариф, а компании, судя по всему, настойчиво пытаются его увеличить.

Как рассказал «Правде УрФО» собеседник издания в региональном истеблишменте, пока регионы ответили на предложения «Россетей» категорическим отказом, сославшись на федеральные нормативно-правовые акты. «По 823-му постановлению правительства РФ, это полномочия и деньги региона, а значит, совместной разработки СиПРов с «Россетями» быть не может, пока не изменится законодательство на федеральном уровне», – резюмировал источник «Правды УрФО».

Позицию регионов разделяют и представители отраслевого сообщества. Директор департамента по связям с органами власти ассоциации «НП ТСО» Наталья Готова считает, что именно органы исполнительной власти регионов способны сформировать максимально сбалансированный документ, учитывающий и координирующий планы развития территорий субъекта РФ, всех сетевых организаций, которые работают на его территории.

«В действующей модели в разработке СиПР участвуют все указанные стороны, при этом каждая из них может предоставлять как исходные данные, так и проектные решения, которые учитываются в итоговом документе. Передача полномочий по разработке СиПРов одной из сторон чревата утерей баланса, ущемлением прав и планов развития других участников процесса. Обращаем внимание на тот факт, что основной целью СиПРов является именно скоординированность развития энергетической системы регионов развитию соответствующей территории, а не наоборот», – считает эксперт.

Между тем «Россети», судя по всему, всерьез нацелены забрать эти полномочия себе. По словам источника «Правды УрФО» в госхолдинге, уже создана специализированная структура для разработки СиПРов – АО «Институт Энергосетьпроект».

«Сначала на «Энергосетьпроект» хотели повесить разработку всех планов в случае, если бы удалось продавить эту тему. Потом компания должна была заниматься формированием и разработкой корректировок и предложений в планы регионов от имени «Россетей». Однако с 26 апреля по 24 июля ее деятельность была приостановлена, а сотрудники переведены на 2/3 оклада», – делится собеседник издания в «Россетях».

Так или иначе, участники рынка уверены, что госхолдинг может добиться соответствующих полномочий. В таком случае, контролировать объемы инвестпрограмм «Россетей» будет уже некому, а строительство новых объектов может быть инициировано только по воле менеджмента компании. В свою очередь оплачивать такие проекты придется потребителям.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: punkt-a.info

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP_code

CAPTCHA
Вы точно не робот?