Курганский АПК называет Кокорина фантазером. Аграрии просят помощи у президента РФ

Версия для печати

Сельхозпредприятия теряют прибыль из-за дефицита подвижного состава и роста цен на ГСМ

Курганская область получила из федерального бюджета 630 млн рублей на поддержку АПК. Губернатор Алексей Кокорин ждет прироста урожая после рекордных сборов 2017 года. Однако сами аграрии воздерживаются от столь же позитивных прогнозов, указывая на срыв посевной, ограниченность кредитных ресурсов, резкий рост затрат на ГСМ. Планы по экспорту зерна из региона также оказываются на грани срыва – Курганская область должна отправить железнодорожными вагонами 320 тысяч тонн зерна еще до начала июля. Однако жесткий дефицит зерновозов на РЖД существенно тормозит перевозки и, как ожидают представители железнодорожной отрасли, приведет к резкому скачку цен на аренду вагонов к началу новой уборочной кампании. В этой ситуации аграрии вновь столкнутся с недостатком средств, как и в прошлом году, а Зауралье – недосчитается налоговых поступлений. Представители Агропромышленного союза Курганской области не надеются на помощь областных властей и направили коллективное обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбами о помощи.

Правительство Курганской области утвердило сегодня 5 соглашений с Министерством сельского хозяйства РФ, в рамках которых на поддержку предприятий агропрома регион получит из федеральной казны 630,6 млн рублей, а из областной  – 185,8 млн рублей. Предприятиям отрасли также, вероятно, будут перечислены субсидии в 280 млн рублей.

Часть направленных средств пойдет на субсидирование процентной ставки для кредитования сельхозпредприятий. Хотя лимит на этот вид поддержки среди крупных предприятий был почти полностью выбран еще в апреле.

Однако предприятия АПК остались не удовлетворены объемами финподдержки. По данным экспертов Курганского зернового союза, общий объем дотаций крупным сельхозпредприятиям – немногим более 750 млн рублей, в то время как потребность в средствах в 3-4 раза выше. Сдерживает кредитование ограничение максимальной суммы субсидируемого кредита в 50 млн рублей.

«У малых форм хозяйствования лимиты поддержки не выбраны. Им выделялось около 20 млн рублей субсидий. Потребность в кредитах составляет примерно 400 млн рублей. Дело в том, что у банков есть инструкции по кредитованию бизнеса. Если отношение долгов предприятия к EBITDA больше 2,5, заем не дадут», – делится эксперт Курганского зернового союза. Сложности с получением заемных средств подтверждают в НКО «Агропромышленный союз Курганской области», объединяющем порядка 600 хозяйств. «Кредиты и субсидии получают те, у кого нет задолженности по налогам. Во-вторых, у малых предприятий нет достаточной залоговой базы. В прошлом году займы получили только 17% хозяйств. В этом году, думаю, показатели будут теми же», – считает руководитель союза Виктор Худяков.

В созданной ситуации предприятия АПК вынуждены прибегать к потребительскому кредитованию, зачастую через Сбербанк. Также в порядке частных договоренностей, говорят представители отрасли, можно получить займы и у трейдеров. Однако обходится это куда дороже, чем целевые субсидируемые кредиты.

К прочему, финансовые проблемы курганских аграриев осложнили падение цен на зерно, срыв сроков посевной, резкий рост цен на горючее и дефицит специализированных вагонов для перевозки по железной дороге. По словам Худякова, большую часть запасов зерна фермерские хозяйства вынуждены были продать по низким ценам – после уборочной кампании цена на зерно упала почти в 2 раза. На сегодняшний день оно сохранилось у крупных производителей и трейдеров. Производство зерновых в минувшем году превысило 1 млн тонн, всего было собрано 2,2 млн тонн в первоначальном весе.

В этом году губернатор Курганской области Алексей Кокорин ожидает роста урожая, о чем он заявил на Петербургском экономическом форуме. Одной из причин, по его мнению, является улучшение качества посевного материала – доля кондиционных семян составила 85%, что выше, чем в предыдущие годы. «Самое главное, чтобы хотя бы полтора месяца было лето, чтобы зерно успело созреть. Качество зерна от теплой погоды будет значительно выше, то есть не просто фураж, а второго-третьего класса», – сказал губернатор.

Хотя сами аграрии от прогнозов роста урожайности и, тем более, улучшения качества зерна пока воздерживаются, в получении зерновых второго класса вообще крайне сомневаются и называют заявления чиновников фантазиями. «Семенной материал у нас такой же, как в прошлом году. Ситуация почти критическая. Оптимальные сроки посева пшеницы – до 25 мая. В крайнем случае, можно до 5 июня сеять, но не позднее. Иначе просто не вызреет. Серые хлеба можно и до 10 июня сеять, но потребность в них в регионе невелика. Их покупают на корм скоту, но из-за снижения цен на молоко сейчас скот могут начать вырезать. В регионе и так осталось 45-50 тысяч голов», – рассказал изданию один из крупных аграриев.

На сегодняшний день, по данным аграриев, в Курганской области засеяно только 57% зерновых от плана. Завершить посевную планировалось к концу мая, и, как отмечают чиновники Департамента АПК региона, «отставание пока не критическое». При сохранении сухой погоды, считают аграрии, посевную возможно завершить за неделю, но пока по прогнозам синоптиков ожидается дождливая погода.

Частично компенсировать финансовые потери региональным аграриям предлагалось за счет перехода на технические культуры (подсолнечник, рапс) – площадь их посева увеличена на 25%. Впрочем, как отмечают в Курганском зерновом союзе, рост площадей под масличные культуры коснулся, в основном, ранее специализировавшихся на этом виде работ 30-40 хозяйств. Кроме того, рентабельность их производства в 2017 году также упала. В настоящее время, по словам аграриев, на рынке в целом наблюдается некоторая корректировка цен.

«В прошлом году некоторые вынуждены были продавать зерно себе в убыток. Сейчас средняя прибыль – 15-20%. С начала года зерновые подорожали на 20-30%. На пшеницу 4 класса средняя цена – около 7 тысяч рублей за тонну. При содержании протеина больше 12,5% – цена выше. На зерно 5 класса цена – 6-6,5 тысячи рублей. Оно востребовано сейчас, например, в Ленинградской области», – отмечает эксперт Курганского зернового союза.

Новые зерновозы в Курганской области

Фото: oblduma.kurgan.ru

Однако отправлять зерно на дальние расстояния курганским аграриям, по их отзывам, затруднительно из-за резкого роста цен на транспортировку и дефицита специализированного подвижного состава на железной дороге. Порядка 70% зерновых из Курганской области отправляются в ближайшие регионы. По данным Курганского зернового союза, с учетом 20%-го роста цен на ГСМ, на которые в структуре стоимости приходится 25-30%, прибыль от продаж падает.

«Чтобы купить одну тонну солярки, приходится продавать 9 тонн зерна. Нас уже беспокоил вопрос ГСМ, когда это соотношение было 1:3. Сейчас ситуация просто дикая. Мы недавно на съезде сельских хозяйств приняли резолюцию и направили обращение к президенту РФ с описанием проблемы и просьбой о помощи», – говорит Виктор Худяков.

В настоящее время в правительстве РФ обсуждается вопрос снижения акцизов с 1 июля. По данным «Ведомостей», на тонну бензина оно составит 3000 руб., что позволит удешевить литр бензина в среднем на 2,2 рубля, на тонну дизельного топлива – 2000 руб. (1,7 руб. на 1 л). Таким образом, рост цен на топливо будет лишь частично скорректирован.

Значительную долю произведенного зерна Курганская область планировала отправить на экспорт. Цена за пшеницу с содержанием протеина выше 12,5% в этом случае доходит до 200 долларов за тонну. Однако и в этой части аграрный бизнес тормозит крайний дефицит зерновозов. «Накопленное с 2017 года зерно продаем. По данным на 25 апреля было отправлено 64 тысячи тонн (из 320 тысяч тонн зерна, которое запланировано вывезти из региона. – Прим. ред.), но можем не успеть», – приводят данные в Департаменте АПК региона.

Для отправки на дальние расстояния трейдерам приходится договариваться об аренде подвижного состава за несколько месяцев, иногда ожидание зерновозов доходит до полугода, хотя проблема их дефицита уже не раз поднималась на федеральном уровне. В качестве одной из мер «для снятия напряженности» «Федеральная грузовая компания» в мае предложила использовать полувагоны, однако грузоотправителей такой вариант не устраивает.

«Это обструкция сделки купли-продажи. Полувагон не пломбируется. В результате может возникнуть ситуация, когда, например, в вагоне отправляли 69 тонн, а пришло в конечный пункт 67 тонн. Куда делись 2 тонны? Использование полувагонов – это игра в рулетку. Это непрозрачная сделка. К тому же для этих вагонов необходимо еще и специальное устройство для выгрузки зерна. Использование полувагонов дешевле, чем хоппер-вагонов, но дополнительные затраты эту разницу частично нивелируют», – считает депутат Курганской облдумы, аграрий Олег Колташов.

Крупные курганские зернопроизводители в этом году начали закуп собственных вагонов. Так, бизнесмен Колташов приобрел 70 зерновозов. При этом продолжает арендовать вагоны «Русагротранса», чтобы обеспечить поставки. В этом году бизнесмен намерен увеличить отправку зерна с 120 до 200 тысяч тонн и надеется на продолжение субсидирования перевозок по РЖД. Впрочем, даже при сохранении этой меры поддержки резкий рост арендных ставок на подвижной состав к началу уборочной кампании может крайне негативно сказаться на курганских аграриях.

«Зерновозы – это дорогая и непростая техника. Покупать, думаю, смогут крупные предприятия, как «Федеральная грузовая компания» и «Первая грузовая компания». В уборочную кампанию ставки на аренду вагонов резко взлетят. Есть, конечно, ограничительные меры на повышение цен для собственников подвижного состава, но в таких ситуациях они давно научились работать через аффилированные фирмы, которые ставят выгодные им цены. Спекуляция в начале летнего сезона на отдельных видах вагонов уже заметна», – заключает руководитель Национального союза железнодорожников Юрий Бусыгин.

Представить точные данные о дефиците зерновозов в Курганской области в Южно-Уральском управлении железной дороги в течение трех рабочих дней так и не смогли.

По подсчетам института проблем естественных монополий (ИПЭМ), с учетом поставленных в майских указах президента задач увеличить экспорт продукции агропрома к 2024 году более чем в 2 раза – до 45 млрд долларов, для перевозки зерна железнодорожный парк придется нарастить на 10-12 тысяч зерновозов. С учетом планового списания 18 тысяч вагонов цифра возрастет до 22-24 тысяч. В текущем году планируется списать 722 зерновоза, в 2019 – более 10 тысяч. В короткий срок заполнить дефицит специализированного подвижного состава вряд ли удастся. В этой ситуации аграрии предлагают продлить срок эксплуатации существующих вагонов, но вагоностроители настроены против таких решений.

Фото: 1-trk.ru

Сегодня одной из мер поддержки аграриями рассматривалось проведение зерновых интервенций. Однако сейчас эта мера выглядит менее выгодной, а минимальные цены, согласованные Минсельхозом РФ в случае проведения интервенции, установлены ниже, чем в 2017 году. На мягкую пшеницу 3 класса – 8,9 тыс. руб. за тонну (в 2017 – 10,3 тыс. руб.), 4 класса – 7,6 тыс. (9 тыс. руб.), 5 класса – 6,4 тыс. руб. (7,6 тыс. руб.).

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: liport.ru

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Мнения

Это не фантазии,это просто

Это не фантазии,это просто ложь.Согласен с Вами в области нет тех кто бы мог оной эффективно упралять.

Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP_code

CAPTCHA
Вы точно не робот?