Элиты хотят отмены реформы МСУ в Челябинске. Рыльских и Овчинникову придется раскошелиться

Депутатские кланы ждут отмены конкуренции за мандат

Депутаты Челябинска начали подготовку к предстоящим выборам в 2019 году. При этом будущие участники выборного процесса намерены изменить электоральную систему. В публичную плоскость активно вбрасываются суждения об эффективности проведенной реформы местного самоуправления, когда город был поделен на отдельные муниципалитеты – районы. Источники утверждают, что спор идет в кулуарах думы и городской администрации и выгоден, прежде всего, тем группам влияния, которые традиционно решают политические вопросы за счет бизнеса, финансовых вливаний и не привыкли взаимодействовать с «мелкими» кандидатами, поднявшимися «из низов». Инсайдеры также указывают на противоречивые «знаки» из администрации президента, где, с одной стороны, рассматривают возможность отмены так называемого «наследия Володина» и, в то же время, прислушиваются к просьбам команды Евгения Тефтелева сохранить действующую модель еще на один срок. В мэрии уже намерены передать районам новые полномочия, в частности, по управлению землей.

Политические элиты Челябинска начали активно обсуждать вопрос эффективности существующей модели формирования районных советов и городской думы. В СМИ стала появляться информация о том, что реформу МСУ планируют отменить – якобы подобные обращения будут направлены губернатору региона Борису Дубровскому.

Политологи указывают на бурное обсуждение вопроса в кулуарах городской думы и мэрии, при этом, с формальной точки зрения, все участники процесса должны «сохранять лицо» в рамках партийной дисциплины и административных регламентов.

«Основной вопрос по предстоящим выборам – будет ли проведена реформа местного самоуправления или сохранится текущая система с делением на муниципальные районы и формированием огромного пула районных депутатов? Большинство ждут, когда снова вернется система из 36-38 депутатов, за которыми будут стоять нормальные округа и много избирателей. Самый главный аргумент – чем меньше избранников, тем проще найти с ними общий язык. Сейчас на районе каждый может мандатом помахать, и все это вводит систему власти в управленческий хаос. Однако неизвестно, если ли еще время, чтобы вернуть нормальную систему, и есть ли на это политическая воля. Публично предпосылок к этому пока нет, однако внутри уже актуализирована некая так называемая «борьба с наследием Сандакова», – рассуждает политолог Алексей Швайгерт.

Напомним, что Челябинск оказался единственным городом в УрФО, где проведена реформа местного самоуправления, инициатором которой был бывший первый замглавы администрации президента РФ по внутренней политики Вячеслав Володин, а проводником на региональном уровне – замгубернатора Николай Сандаков. В трех городах России – Самаре, Челябинске и Махачкале – введена система административного внутригородского деления. В столице Южного Урала образовано 7 отдельных муниципалитетов с собственными бюджетами и районными советами.

Собеседник «Правды УрФО», близкий к аппарату губернатора, подчеркивает, что процесс по обсуждению эффективности текущей модели МСУ был инициирован самими городскими элитами, преследующими вполне определенные экономические и политические цели.

«Все это происходит в интересах определенных групп, которые хотели бы утвердить удобную для себя и упрощенную схему попадания в городскую думу. И все эти обсуждения не инициированы областной властью», – отмечает источник, подчеркивая, что существующие группы влияния в городской думе уже начали считать экономику выборов, которая в действующей системе выходит весьма затратной. Чтобы попасть в думу, каждый кандидат должен вести параллельно еще 5-6 кампаний своих соратников, что в разы увеличивает расходы бюджета.

«Чтобы действующему депутату вновь избраться в думу, ему нужно сначала пройти в районный совет, протащить с собой еще несколько депутатов, чтобы они потом поддержали его на выборах. В итоге он платит и за свою кампанию, и за чужую. Но это мелочи. Потом это все нужно еще содержать, отчитываться, подталкивать – всю эту команду нужно держать в тонусе, чтобы она работала с населением, чтобы лидеру этого пула не тыкали, будто его соратники ничего не делают. Это серьезное обременение. Ему комфортнее быть одному: избраться по своему округу и нести персональную ответственность за свои действия», – отмечает собеседник издания.

В кулуарах думы и мэрии Челябинска при этом звучат мнения, что реформа себя не оправдала – она порождает конфликты и при этом является чересчур финансовоемкой. Так, часть депутатов ссылаются на то, что содержание всей структуры районных советов обходится городскому бюджету в 300 млн рублей. Однако партийная дисциплина и лояльность своим командам не позволяют выносить сор из избы, считает собеседник издания, близкий к городской команде управленцев. В частности, лидер челябинской «Единой России» Владимир Мякуш и градоначальник Евгений Тефтелев уже четко обозначили свою позицию: выборы в 2019 году должны пройти по существующей схеме, хотя их оппоненты и не исключают, что последний изменит свою точку зрения, «как только получит сигнал из Москвы».

Источник «Правды УрФО», близкий к городской команде, отмечает, что информация об отмене реформы идет сразу из двух центров. В частности, эту идею продвигают отдельные представители администрации президента, которые начали борьбу с «наследием Володина», однако конкретного посыла Москва пока не озвучила. Более того, советник президента по вопросам МСУ Николай Цуканов уже встречался с представителями команды Тефтелева и обсудил с ними возможность продолжения реформы как минимум на еще один депутатский созыв, сообщил изданию инсайдер.

«Эффект от реформы уже есть – это и социальный лифт, и то, что в городе становится больше порядка. Кроме того, никто лучше районов не сможет вести земельный контроль, КУИЗО не справляется с этим – у нас нет нормального кадастра, земли, которые как-то удалены от центра, вообще не учитываются. И эти полномочия районным администрациям уже передаются, у них есть все компетенции для этого. На районном же уровне лучше собираются налоги – те же самые патенты по 20 млн рублей с каждого района в год приносят. Это не много пока, но нам определенно нужен еще один срок. Думаю, точная позиция администрации президента будет ясна в конце мая, после проведения инаугурации и всех кадровых назначений», – отмечает собеседник издания.

Вторая группа – это депутаты «старой закалки» городского и районного уровня с определенными бизнес-интересами. Фактически они сейчас оказались в ситуации, когда в предстоящей кампании их может обойти любой активный кандидат, который грамотно выстроит работу в округе, не вкладывая больших средств. Так, по оценке собеседника издания в городской думе, раньше, чтобы провести уверенную кампанию в городскую думу, нужно было вложить порядка 3,5-6 млн рублей. Теперь же ценники изменились – 600-700 тыс. рублей, и кандидат может рассчитывать на избрание в районный совет.

«Эту идею продвигает не какой-то отдельный депутатский клан, а группа людей, которые привыкли оперировать большими ресурсами и управлять процессами на уровне города. Поэтому им легче выстраивать свою работу на больших округах, и сейчас они хотят вернуть свои позиции, а не идти по округу в 5000 человек. Но реформа действительно стала в каком-то плане социальным лифтом, и сейчас эти люди боятся конкуренции – их может обойти любой. Понятно, что такие старожилы, как Рыльских (Виталий Рыльских – депутат гордумы. – Прим. ред.) или Овчинников (Сергей Овчинников – вице-спикер думы. – Прим. ред.), не сдадут свои позиции в Советском районе, но и им проще договариваться и решать вопросы с серьезными людьми, прошедшими от больших округов, а не тащить за собой статистов в райсобрания. Это нормально с точки зрения бизнес-подходов и для системы, которая только начала меняться. Но этот формат будет упразднен, и подходы из 90-х уже не будут работать», – рассуждает собеседник издания в думе.

По словам эксперта, знакомого с положением дел в районных советах, порядка половины действующих депутатов в районах также заявили, что недовольны существующим порядком, но, тем не менее, сама система работает.

«170 депутатов думали, что, избравшись, они смогут решать свои бизнес-проблемы, но взамен получили кучу ограничений и не могут реализовать амбиции. Но это уже их проблема, а не проблема реформы МСУ. Примерно 100-125 человек из этих 170 действительно работают, – и это неплохой результат. Никто на данном этапе эту систему отменять не будет, иначе начнется полная дезориентация внутри власти, как это уже происходило ранее – последние десять лет мы только и делаем, что меняем систему местного самоуправления», – подытожил источник «Правды УрФО».

Фото: chelduma.ru

Единственная группировка в районных советах и гордуме, которую действующая схема устраивает, это представители «Молодой гвардии», – там «много человеческого ресурса», подчеркивает один из региональных политологов. При этом если до реформы молодогвардейцы также «наращивали кормовую базу» и решали все вопросы с позиции бизнеса, то сейчас им уже нужен статус и возможности продвижения.

Источники, близкие к областному правительству и аппарату губернатора, указывают, что никаких изменений до 2019 года производиться не будет – как по партийной линии, так и по линии руководства областью принято решение о продолжении реформы МСУ. «Опыта применения этой модели недостаточно, чтобы делать какие-то выводы, поэтому выборы в 2019 году пройдут по существующей схеме, если не возникнет каких-то форс-мажорных обстоятельств или указаний вышестоящего руководства. Но на текущий момент таких указаний по возврату вспять реформы МСУ не существует. Более того, госвласть не проявляет инициативы в обсуждении этих вопросов», – поделился собеседник издания.

Политолог и представитель АПЭК на Южном Урале Андрей Лавров отмечает, что районные депутаты сейчас лишены всех полномочий, в том числе финансовых. Тем не менее, действующая система не будет отменена в ближайшее время. «Систему не отменят в ближайшее время, поскольку власть не любит признавать свои ошибки. Кроме того, главный вопрос, который люди начнут задавать, если вернется прежняя система комплектации городской думы, это возврат прямых выборов мэра», – заключил политолог.

В целом, участники процесса внутри политэлит указывают, что конфликт из-за реформы МСУ уже назревает, однако, в то же время, на этот раз он может пройти «цивилизованно» и «без поджигания киосков». В депутатском корпусе полагают, что предстоящий выборный процесс больше будет походить на смену поколений, причем, новые силы смогут представить не только экс-молодогвардейцев Бурматова – «весомые политические игроки появились уже в каждом районе Челябинска».

«Правда УрФО» будет следить за развитием ситуации.

Фото превью: Александр Фирсов, АиФ

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни