Минобороны загоняет «Уралвагонзавод» в многомиллионные долги

Версия для печати

Подконтрольный УВЗ актив ищет способы вернуть федеральной казне полмиллиарда

Екатеринбургский «144 Бронетанковый ремонтный завод» (подконтролен «Уралвагонзаводу») теряет более 500 миллионов рублей. Арбитраж оставил в силе решение свердловского УФАС, которое обязало предприятие перечислить в федеральный бюджет сотни миллионов в счет переплаты по Гособоронзаказу. По инициативе Военного следственного отдела СКР ведомство провело проверку и установило, что исполнитель существенно завысил цены. Эксперты усматривают в изъятии средств риски срыва новых работ по ГОЗу, также указывая на обязательства оборонщиков в 670 миллионов по собственным заказам. И хотя в УВЗ утверждают, что завод будет расплачиваться с долгами самостоятельно, аналитики уверены, что без привлечения управляющей компании финансовые проблемы ремонтному предприятию не решить. «Вне зависимости от формы расчета долговое бремя ляжет на УВЗ».

Арбитражный суд Свердловской области оставил в силе решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области, согласно которому АО «144 Бронетанковый ремонтный завод» обязано перечислить в федеральный бюджет 517,388 млн рублей. Ведомство установило, что предприятие допустило нарушения при исполнении гособоронзаказа, а именно – необоснованно завысило цены.

Фото: kommersant.ru

Как пояснили «Правде УрФО» в пресс-службе УФАС, основанием для проведения проверки стало обращение Военного следственного отдела СКР по Центральному военному округу. Результаты рассмотрения дела направлены следователям, однако стали ли они основанием для дополнительных мероприятий, в структуре СКР не уточнили. Ведомство не ответило на официальный запрос редакции.

Согласно материалам ФАС, в марте 2012 года ОАО «Спецремонт» заключило с подконтрольным на тот момент АО «144 БТРЗ» договор на сервисное обслуживание и ремонт оборудования ракетно-артиллерийского вооружения, инженерной техники, техники радиоэлектронной борьбы и др. Стоимость контракта составила 799,52 млн рублей. Управление указывает, что в контракте не был прописан точный объем работ. Также стороны не установили необходимую ориентировочную цену. Однако это стало лишь следствием нарушения Федеральной службы по тарифам. Ведомство не запросило у «Спецремонта» прогнозные цены на продукцию. В результате не была сформирована максимальная цена контракта.

Позже было подписано три дополнительных соглашения, в которых из года в год увеличивалась стоимость отдельных видов работ. Окончательная сумма сделки составила 1,109 млрд рублей. Между тем в самом договоре прописано, что цены единицы работы (нормо-час) являются твердыми и не могут изменяться в ходе исполнения контракта. В 2012-2014 годах «Спецремонт» перечислил исполнителю 4 транша, выплатив в общей сложности 1,011 млрд рублей.

Комиссия УФАС пришла к выводу, что 144 БТРЗ больше чем вдвое завысил стоимость своих услуг. По оценке ведомства, минимальная рентабельная цена контракта составляла 493,71 млн рублей. Таким образом, завод получил экономически необоснованный доход в размере 517,38 млн рублей, заключили в управлении. Предприятию предписали перечислить сумму в федеральный бюджет в течение месяца, до 17 октября 2016 года.

Однако до сих пор завод практически не выплачивал средства. В начале года УФАС обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием взыскать с предприятия долг. По состоянию на конец декабря 2017 года БТРЗ перечислил в федеральный бюджет лишь 14,8 млн рублей, следует из картотеки арбитражных дел.

Вместе с этим «Спецремонт» подал иск к заводу на 1,06 млрд рублей. Кроме того, в суд направлено заявление о признании незаконным решения УФАС. Первый иск до сих пор находится на рассмотрении, подробности дела не раскрываются. По второму, объединенному с заявлением УФАС к 144 БТРЗ, арбитраж оставил в силе решение ведомства. При этом антимонопольщикам во взыскании было отказано. Суд указал, что требовать средства в данном случае может только головной исполнитель – «Спецремонт».

Отраслевые аналитики между тем отмечают, что исполнение предписания ведомства, вероятно, несет значительные риски для екатеринбургского завода.

Согласно данным базы «Контур.Фокус», предприятие является заказчиком как минимум по пяти контрактам на капитальный ремонт и поставку комплектующих, а также техперевооружение. Общая стоимость сделок составляет более 670 млн рублей. По двум из них срок оплаты работ наступает уже в апреле и июле 2018 года. По остальным – в декабре 2018 и декабре 2019 годов. Деньги на работы, связанные с модернизацией, предприятие получает от Минобороны. В контрактах прописано, что оплата производится после поступления траншей из федеральной структуры. Помимо этого, 144 БТРЗ необходимы средства на исполнение договоров в рамках гособоронзаказа. Самый крупный из них – на капремонт двигателей внутреннего сгорания, узлов и агрегатов к бронетанковому вооружению для краснодарского «81 Бронетанкового ремонтного завода» стоимостью 124,6 млн рублей.

Фото: infox.ru

Однако практика последнего времени, считают наблюдатели, показывает, что завод может не получить в срок необходимое финансирование. Как ранее сообщил президент Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Николай Клейн, за последний год усилилась тенденция задержки оплаты работ по ГОЗ. По итогам 2017 года и первых трех месяцев 2018 года головные госхолдинги задолжали свердловским предприятиям ОПК 4,3 млрд рублей, само Министерство обороны – 5,2 млрд рублей. Таким образом, общий долг превышает 9,5 млрд рублей. Годом ранее суммарная задолженность по ГОЗ перед предприятиями региона составляла 463 млн рублей.

«Российская экономика не генерирует того количества денег, какое генерировала 5-6 лет назад. Программа вооружений достаточно амбициозна, поэтому Минобороны скребет по сусекам, и постоянно случаются какие-то такие накладки», – отмечет директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

По итогам 2016 года общий размер оборотных средств 144 БТРЗ составлял 1,44 млрд рублей. При этом у предприятия оставался непокрытый убыток в размере 484,7 млн рублей, кредиторская задолженность превышала 1,16 млрд рублей. Выручка по итогам года достигала 700,7 млн рублей, чистая прибыль – 281 млн рублей.

Источник «Правды УрФО» на одном из оборонных предприятий полагает, что у екатеринбургского завода не было шансов отбить претензии УФАС. «При предыдущем министре обороны (Анатолий Сердюков. – Прим. ред.) были скандалы межу Минобороны и производителями, и в таких случаях всегда можно было апеллировать к общественности, к главнокомандующему. Сейчас, когда формально все делают вид, что все хорошо, конфликты такие никуда не делись. Но такой политический тяжеловес, как министр (Сергей Шойгу. – Прим. ред.), всегда свою точку зрения продавит. У меня сомнений нет, что если Минобороны считает, что где-то переплатило, то оно эти деньги себе вернет», – считает собеседник издания.

Эксперт также полагает, что финансовое положение 144 БТРЗ в перспективе может осложнить сокращение объемов оборонного производства. «У завода как у сервисного предприятия часть заказов могут отнимать. Вы же понимаете, что политически если проблемы у «Уралвагонзавода», то это звучит очень солидно. А если проблемы у какого-то маленького ремонтного завода… Вся логика показывает, что, когда не хватает загрузки, ремонтные заводы всегда становитяся жертвами. Производитель говорит: это же моя техника, я ее отремонтирую не хуже, а может, и лучше. И не важно, что он затянет сроки», – пояснил источник.

По мнению главного редактора журнала «Арсенал Отечества», полковника запаса Виктора Мураховского, проблемы с долгами БТРЗ по старым контрактам, вероятно, вынужден будет решать «Уралвагонзавод». «Если решение не оспаривается, то, естественно, 500 миллионов из средств предприятия придется платить. Но что касается гособоронзаказа, там авансовые платежи проходят. И, конечно, никто не позволит за счет текущего гособоронзаказа выполнять предписание по штрафным санкциям. Либо из собственных средств, если они есть, либо кредитные где-то изыскивать возможности. Значит, придется бежать к управляющей компании с просьбой о помощи. Она может с привлечением финансов помочь – у банков, с которыми у них долгосрочное соглашение, уполномоченных по ГОЗу работать. Субсидиарная ответственность в этом случае все-таки не предусмотрена. Все равно будет отвечать организация сама», – пояснил эксперт.

Снижение объемов военного производства, по его словам, не скажется критически на екатеринбургском заводе. «Что без заказов останется – неправильно говорить. Хотя общий объем, да, действительно, снижается по госпрограмме вооружений (подписана в феврале 2018 года. – Прим. ред.), но в отличие от прошлой программы сухопутные войска, а бронетанковая техника к ним относится, больше средств получают», – отметил Виктор Мураховский.

Собеседники издания среди финансистов между тем отмечают, что вне зависимости от формы поддержки, которая будет оказана управляющей компанией, будь то гарантии, кредиты или еще что-то, «нагрузка, так или иначе, ляжет на УВЗ».

В корпорации «Уралвагонзавод» «Правде УрФО», впрочем, заявили, что БТРЗ будет гасить задолженность из собственных средств. Оспаривать решение УФАС предприятие не намерено. «Задолженность сформировалась в 2014 году при руководстве людьми, которых сегодня на предприятии уже нет. Поэтому в настоящее время АО «144 БТРЗ» вынуждено вести работу по финансовому оздоровлению параллельно с выполнением заказов. К счастью, завод полностью загружен работой, имеет стабильное финансирование, и нет никаких опасений за исполнение своих обязательств перед заказчиками», – прокомментировали в пресс-службе УВЗ.

Получить комментарий от АО «Спецремонт» не удалось. Телефонные номера предприятия были не доступны.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Справочно:

АО «144 Бронетанковый ремонтный завод» специализируется на ремонте дизельных двигателей, боевых машин (БМП, БМД, БТР), а также производстве транспортной машины «Исеть», которая предназначена для перевозки ремонтных бригад и грузов в труднодоступные районы. Согласно данным базы «Контур.Фокус», по состоянию на 2016 год предприятие принадлежало Министерству обороны РФ (55,09%) и его «дочке» АО «Спецремонт» (44,91%). С 2014 года управляющей компанией завода является корпорация «Уралвагонзавод».

Фото превью: structure.mil.ru

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP_code

CAPTCHA
Вы точно не робот?