Свердловские чиновники «заложили» взрывчатку в жилой зоне. Депутаты требуют вмешательства прокуратуры

Жители Заречного требуют свернуть опасное производство вблизи своих домов

В Заречном развернулся крупный жилищный скандал, связанный с функционированием склада и производства компонентов для взрывоопасных веществ вблизи жилых зданий. На данный момент дачные участки попадают в зону разлета осколков объектов «Уралвзрывпрома», и жители требуют свернуть производство. Предприниматели в свою очередь настаивают на сносе жилых построек, ссылаясь на, вероятно, незаконное их размещение вблизи опасной зоны. Депутаты гордумы Заречного, разбирая конфликт, говорят о возможных нарушениях со стороны чиновников при переводе участков в категорию дачного строительства, и указывают, что от объектов «Уралвзрывпрома» зависит работа других предприятий. Пока суды разбираются в обоснованности земельных операций, парламентарии требуют подключиться к конфликту прокуратуру, а десятки жителей рискуют лишиться своих домов. 

Жители деревни Курманка городского округа Заречный 27 января намерены провести пикет с требованиями разрешить им жилищное строительство на приобретенных земельных участках, которые находятся в зоне разлета осколков объектов «Уралвзрывпрома». Также активисты требуют сокращения опасной зоны предприятия.

«Уралвзрывпром» уже был пойман на хранении под открытым небом сотен тонн селитры

Фото: 66.ru

«На складе «Уралвзрывпрома» по документам 43 тонны взрывчатки в тротиловом эквиваленте. На объекте установлен минизавод по производству компонентов взрывчатки мощностью 1100 тонн в год. Производство относится к химически опасным объектам и должно быть зарегистрировано, но зарегистрирован только склад. Вокруг объекта установлена зона разлета осколков в 450 метров, но она заходит на границу населенного пункта, что является нарушением», – озвучила «Правде УрФО» позицию жителей организатор пикета Галина Мичурина.

Кроме того, жители указывают, что Генпрокуратурой уже были выявлены нарушения на промплощадке, где, помимо склада взрывчатки «Уралвзрывпрома», работает производство «НИПИГОРМАШ», функционирующее без лицензии на эксплуатацию взрывоопасных и пожароопасных объектов. По данным жителей, ссылающихся на итоги проверки надзорного органа, подача напряжения на электроустановки института на опасном объекте производится без разрешения контрольных органов. Также отсутствуют крытые площадки для хранения аммиачной селитры и тары из-под нее.

Проблемный вопрос существования предприятия вблизи участков, где граждане уже построили и планируют еще возвести жилые дома, по словам депутатов гордумы Заречного, не может решиться уже несколько лет. В ходе переговоров в 2015 году собственники промактива согласились уменьшить зону разлета осколков с 600 до 450 метров, но от дальнейшего сокращения отказались.

«Чтобы сократить зону разлета осколков, нужно сократить количество боеприпасов на складе. Тогда курманский карьер может остановиться. У них на складе недельная норма запаса. То, что производят из селитры, – не опасное, а вот то, что хранят пиропатроны для взрывов, – опасно. Мы уже настаивали на уменьшении зоны с 450 до 250 метров. Тогда, как говорят собственники, объем запасов будет очень маленький, и вывозить их невыгодно. Когда сокращали с 600 до 450 метров зону разлета, объем запасов пиропатронов уменьшился с 60 до 45 тонн. Склад обслуживает четыре карьера, поставляют в Асбест, на Шувакиш, Курманку. От его работы зависят другие предприятия, это тоже надо учитывать», – говорит спикер думы Заречного Валерий Боярских.

При этом в оценках количества граждан, которым, вероятно, грозит запрет на строительство или даже снос домов в связи с близостью опасного объекта, чиновники и жители расходятся. Последние называют цифру в 32 участка с находящимися на них постройками. По мнению спикера думы, говорить необходимо о 14 участках и только одном возведенном жилом доме.

Как утверждают организаторы предстоящего пикета, собственник «Уралвзрывпрома» Валерий Богачев сейчас в судах пытается добиться признания уже возведенных домов незаконными и, как следствие, их сноса.

«Богачев говорит: «Не могу смотреть, как они строятся, потому что это опасно». Жители не хотят сдаваться. Готовы на голодовки и перекрытие Свердловского тракта. Вид разрешенного использования участков у них не изменен – там нельзя строить. В свое время существовал совхоз «Мезенский». Когда он распался, несколько предприимчивых людей скупили земельные паи, провели перенарезку и продали их по коммерческой стоимости. Один из таких крупных собственников обратился в Управление АПК Белоярского района, и там им изменили вид использования – под дачное строительство. Видимо, то же самое посоветовал сделать и другим покупателям, но это незаконные документы. Они не имеют юридической силы. Лет 6 назад произошла перенарезка границ, и эти территории вошли в состав Заречного», – описывает ситуацию Валерий Боярских.

Как следует из письма Министерства АПК Свердловской области от 2017, ряд участков совхоза «Мезенский» в составе единого земельного надела общей площадью 66 га были переведены в специальный фонд земель, которые затем планировалось выделять под огороды. Начиная с 2008 года, несколько собственников зарегистрировали права на участки, причем в свидетельствах уже фигурировал вид разрешенного использования «дачное строительство». Часть участков переведены не были и, соответственно, могли использоваться только для сельхознужд.

Трехэтажный дом одного из собственников земельных участков

Фото: rg.ru

При этом в администрации Заречного на 2008 год, как указывают в Министерстве строительства региона, отсутствовал графический план землепользования и застройки (ПЗЗ), то есть определять границы зон застройки можно было лишь по их словесному описанию, исходя из которого данная территория предполагала, в том числе, возможность строительства дач. Не появился графический план и в измененных ПЗЗ от 2010 года.

Отметим, что в этот период склад боеприпасов находился в законсервированном состоянии. Решение о расконсервации принято в 2011 году, то есть на момент существования у жителей права собственности на земли с разрешением строительства дач. В 2012 году «Уралвзрывпром» начал активную деятельность и оформил лицензию на работу с взрывчатыми веществами, в 2013 году установил охранную зону в 600 метров. В официальном письме от 2014 года в Росреестр занимавшего в тот момент пост главы Заречного Евгения Добродея указано, что вид разрешенного использования участков – «дачное строительство». При этом отмечалось, что стройку в ряде случаев вести нельзя, поскольку площади превышают установленные законодательством ограничения.

«У старого ПЗЗ – до 2017 года – отсутствовала графическая часть. Это позволяло трактовать его как угодно по видам разрешенного использования. Каким образом в это время переводили земли – вопрос. Есть огромные участки, например, по 40 гектар, где разрешено дачное строительство. По этому вопросу дума направила запрос в прокуратуру», – отметил депутат гордумы Виталий Ваганов.

При этом парламентарий подчеркивает актуальность вопроса деятельности опасного промобъекта вблизи поселка. «До сокращения зона захватывала значительную часть поселка, включая многоквартирные дома. По идее, есть закон о промышленной безопасности, и опасные производственные объекты не должны находиться так близко к местам проживания», – подчеркивает депутат.

В настоящее время в муниципалитете ожидают результата рассмотрения судебных исков от «Уралвзрывпрома» о признании незаконной смены вида разрешенного использования земель, а также о сносе объектов на них, а жители готовятся отстаивать свое право на жилье.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Фото превью: s7.travelask.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни