Губернатор Челябинской области Борис Дубровский провел 6 декабря совещание, посвященное запуску в регионе новой схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Глава субъекта потребовал, чтобы в соответствии с федеральными установками все необходимые работы по шести мусорным кластерам были завершены до 1 июля 2018 года.
Фото: pravdaurfo.ru
Отметим, что на данный момент в Челябинской области фактически оформлено два кластера – магнитогорский и кыштымский. В обоих случаях уже выбран региональный оператор. В частности, по Магнитогорску концессионное соглашение заключено с ЗАО «Управление отходами» (Москва). Стоимость проекта оценивается в 1,3 млрд рублей. Кластер будет обслуживать 4 муниципалитета: непосредственно Магнитогорск, Верхнеуральский, Агаповский и Кизильский районы. Концессионер должен будет возвести новый полигон ТКО, 3 мусороперегрузочные станции с элементами сортировки и мусоросортировочный комплекс (МСК) мощностью 200 тыс. тонн в год. Также известно, что желание заняться сбором и утилизацией ТКО изъявило ООО «Центр коммунального сервиса» (Магнитогорск), обеспечивающее сегодня вывоз мусора в муниципалитете.
Как рассказала в ходе совещания министр экологии Челябинской области Ирина Гладкова, в Кыштымском кластере на данный момент идет процесс заключения договоров с собственниками ТКО, а также владельцами транспортных предприятий и мусороперегрузочных станций. После этого оператор должен будет согласовать в профильном министерстве тариф, после чего сможет приступить к работам. Ранее региональные власти определили оператора для данной территории. Им стало ООО «Спецсервис» (Кыштым).
Активная работа, как отмечают собеседники издания, сейчас идет по Усть-Катавскому и Карабашскому кластерам. Особо губернатор акцентировал внимание на последнем, подчеркнув сжатость сроков и необходимость в течение 2018 года вывести из эксплуатации городские полигоны ТКО в Миасском и Златоустовском городских округах (входят в кластер), поскольку они исчерпали свои ресурсы.
Как было отмечено на совещании, самая масштабная задача стоит по челябинскому кластеру. Реализация новой системы в областном центре должна решить проблему рекультивации городской свалки, находящейся фактически в центре мегаполиса и давно не соответствующей санитарным и экологическим нормам. При этом именно челябинский кластер эксперты склонны назвать наиболее проблемной зоной, напоминая о двух уже отмененных УФАС конкурсах, слабой, по их мнению, проработке документов, долгих поисках резервной площадки и колоссальном масштабе необходимых работ по рекультивации действующего полигона.
«Если говорить про Челябинск, УФАС уже дважды заворачивало конкурс. По сути, ничего не сделано. Только сейчас осваиваются деньги на выделение и оформление земли в районе реки Теча, где будет новый полигон. Это необходимо было делать значительно раньше. На данный момент полетаевский полигон не готов. С копейского компании, занимающиеся транспортировкой мусора, тоже выгоняют, они не знают, что делать. Обещание городских властей в ближайшее время закрыть действующую в Челябинске свалку – ложь. Они просто физически не успеют этого сделать. Ситуация с учетом отсутствия необходимой инфраструктуры для внедрения новой системы и оперативности работы Министерства экологии и муниципалов рискует затянуться на несколько лет. Более того, в целом территориальная схема абсолютно не проработана. Причем, как уже говорят в исполкоме ОНФ, судя по всему, такая ситуация складывается во многих регионах России. Есть уже нарекания по магнитогорскому кластеру. Люди сообщают, что ничего не изменилось, а собирать с них стали в разы больше. Есть надежда, что ситуацию изменит новый куратор экологического блока Сергей Сушков (заместитель губернатора. – Прим. ред.). К Олегу Климову (заместитель губернатора. – Прим. ред.), конечно, было много вопросов. В любом случае мы будем обязательно поднимать всю эту проблематику на итоговом форуме ОНФ в Москве», – рассказал «Правде УрФО» руководитель региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Виталий Вороной.
Собеседник издания в политических кругах региона, рассуждая о причинах, позволивших наладить работу по внедрению новой системы в двух муниципалитетах, в то время как в Челябинске этого не произошло, отмечает, что «за ситуацией в Магнитогорске внимательно следил лично губернатор, а городские чиновники сработали оперативно. В Челябинске все было наоборот. Ни Минэкологии, ни команда Тефтелева не смогли сделать все слаженно».
Глава Челябинска Евгений Тефтелев
Фото: Андрей Абрамов
Другой источник подчеркивает, что весь функционал по внедрению новой системы обращения с ТКО уже давно был передан на региональный уровень. «Не исключают, что лишение Климова полномочий в области экологии связано с той проблематикой, которую мы сейчас имеем по свалкам и которую однозначно понимает губернатор», – рассуждает собеседник издания, отмечая при этом, что в «общественном понимании» в возможном срыве программы будут виновны именно городские власти во главе с Евгением Тефтелевым.
Кроме того, депутаты добавляют, что до сих пор «тонким» для Челябинска остается вопрос, сколько жители будут платить по новой схеме. «В Магнитогорске сборы выросли примерно в четыре раза. По Челябинску прогнозный рост в 4-5 раз. В реальном выражении это более 70 рублей. По некоторым расчетам 100 рублей. Многие будут недовольны таким ростом. В целом же, надо сейчас смотреть на действия УФАС. Если до 1 марта конкурс будет разыгран, то есть шансы. Если нет, к июлю, конечно, не успеют», – резюмировал собеседник издания в Законодательном собрании Челябинской области.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: gubernator74.ru