Югра опять спасает «ЮТэйр». Об увольнении Мартиросова речь не идет

В регионе разрабатывается проект внутрирегиональных перевозок

Власти ХМАО-Югры заявили о предстоящем старте проекта по обеспечению регулярных авиаперевозок внутри региона. По замыслу чиновников, основным перевозчиком станет компания «ЮТэйр», в числе главных учредителей которого выступают окружное правительство и дочернее общество нефтяной компании «Сургутнефтегаз» Владимира Богданова. Глава региона Наталья Комарова эту инициативу объяснила неэффективным использованием потенциала округа и минимальной доступностью к имеющейся инфраструктуре. Оценивая перспективы проекта, федеральные эксперты говорят о необходимости регулярного субсидирования авиаперевозчика из регионального бюджета, которое может достигать нескольких миллиардов рублей в год. При этом профильные чиновники автономии отмечают, что данная мера позволяет снизить стоимость авиабилетов на внутренние рейсы в среднем на 50-80%. В то же время представитель крупного перевозчика в беседе с изданием высказал предположение, что обсуждаемый проект может быть очередной попыткой спасти компанию от банкротства, свежий финансовый отчет которой, по оценкам аналитиков, показал серьезный портфель долговых обязательств и «нежелание владельцев «Сургутнефтегаза» спасать эту лавку единолично». Авиаэксперты решение Комаровой поддержали.

Авиакомпания «ЮТэйр» получит финансовую поддержку из бюджета ХМАО-Югры в рамках развития проекта внутрирегиональных пассажирских перевозок. Об этом сегодня, 14 ноября, заявила в ходе пресс-конференции губернатор автономного округа Наталья Комарова. Как отметила глава региона, соответствующие поручения уже даны окружному Департаменту дорожного хозяйства и транспорта и непосредственно авиакомпании, одним из крупнейших акционеров которой является Югра. Отметим, речь идет о дивизионе самолетных пассажирских перевозок.

«Сегодня округ неэффективно использует имеющийся потенциал. В регионе 3 международных аэропорта, около 10 площадок, которые могут принимать воздушные суда высокого класса. Наряду с этим мы имеем минимальную доступность всей инфраструктуры. В связи с этим мною было дано поручение переформатировать ситуацию. Рассмотреть повышение доступности авиаперелетов для населения. Для этой цели мы готовы нести затраты из бюджета, компенсировать возможные убытки авиакомпании на первое время, пока не будет отработан механизм», – подчеркнула Наталья Комарова.

Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова

Фото: admhmao.ru

Впрочем, сегодня в региональном правительстве отмечают, что в зависимости от изменений, внесенных по результатам работы в маршрутную сеть, совместно с авиакомпанией будут произведены расчеты на возмещение затрат.

«Как правило, внутрирегиональные перевозки носят социальный характер – из-за высокой себестоимости организации транспортного сообщения в условиях Севера для самих авиакомпаний это – низкорентабельный вид услуг. В целях обеспечения транспортной доступности для жителей Югры пассажирские авиаперевозки в границах региона субсидируются из двух уровней бюджетов: межмуниципальные – из бюджета автономного округа, внутрирайонные – из бюджетов муниципальных районов. Данная мера позволяет снизить стоимость авиабилетов для жителей региона в среднем на 50-80%. Получателями субсидий являются авиакомпании и аэропорты, задействованные во внутриокружных перевозках, в том числе малые авиакомпании (АО «Нижневартовскавиа»)», – комментируют в Департаменте общественных и внешних связей Югры.

Также в ведомстве пояснили, что «ЮТэйр» никогда не «уходила» с рынка региональных авиаперевозок и в настоящее время в своем развитии делает упор на этом сегменте.

«На протяжении всей своей истории компания выполняла и выполняет региональные пассажирские перевозки из всех аэропортов, аэродромов и посадочных площадок, расположенных на территории округа, в том числе из трех международных аэропортов – из Ханты-Мансийска, Сургута, Нижневартовска. Сейчас перевозка пассажиров воздушными судами «ЮТэйр» внутри региона осуществляется по 10 межмуниципальным самолетным маршрутам и 27 внутрирайонным вертолетным маршрутам», – добавили в департаменте, при этом отметив, что никаких препятствий для открытия новых маршрутов на территории Югры для авиакомпаний (в том числе «ЮТэйр») не существует. – Действующая сегодня маршрутная сеть региональных авиаперевозок в Югре задействует все возможности транспортной инфраструктуры, но маршрутная сетка может быть откорректирована – исходя из объективных факторов социально-экономического развития территорий, строительства автомобильных дорог, а также с учетом поступающих предложений общественности и жителей Югры».

Впрочем, федеральные эксперты рынка не верят, что авиакомпания сможет сделать проект хоть сколько-нибудь рентабельным, и говорят о необходимости регулярного субсидирования авиаперевозчика.

«Практика внутрирегиональных перевозок показала, что все работает до тех пор, пока есть финансирование из бюджета. И если региональные и федеральные власти хотят, чтобы такая услуга в нашей стране была, то необходима поддержка. При этом стоит отметить, что на юге Тюменской области, в ХМАО и ЯНАО развитие региональных перевозок самое лучшее в нашей стране. В первую очередь, это связано с тем, что вопросом занимаются и берут на себя ответственность региональные власти», – делится мнением глава агентства Infomost Борис Рыбак.

В то же время представитель крупного перевозчика в ходе беседы с изданием высказал предположение, что данный проект может быть очередной попыткой спасти компанию от банкротства.

«Вообще тема перевозок внутри Югры – больная как для властей, так и для ее жителей, поскольку добраться, например, из Березово в Ханты-Мансийск требует немало усилий. Анализируя происходящее, можно сделать вывод, что главу региона просят ввести внутрирегиональные перевозки и спасти компанию, которая, по всей видимости, показывает номинальную прибыль, чтобы не уйти в банкротство. Вопрос в том, что региональные перевозки в принципе – не рентабельная тема. А субсидия, сумма которой может варьироваться в районе 4 млрд рублей в год, станет, вероятно, скрытым финансированием «ЮТэйр», чтобы поддержать, предположу, и без того финансово неуспешную компанию на плаву», – комментирует ситуацию один из участников рынка.

Фото: «Федерал Пресс»

Очередным шагом к увеличению финансовой нагрузки «ЮТэйр», которая на сегодня имеет серьезный портфель долговых обязательств, эксперты рынка называют предстоящее согласование с акционерами двух взаимосвязанных сделок, вернее, пролонгацию контрактов на лизинг 15 самолетов ATR72. В переводе на российскую валюту речь идет о выплатах в 41,6 млрд рублей.

Напомним, перевозчик получил эти самолеты в 2011 году. Согласно предварительно утвержденному советом директоров соглашению, выплатить лизингодателю предстоит 270 млн долларов простроченных платежей и еще 420 млн долларов арендных платежей за будущие периоды использования. Примечательно, что самолеты, выпущенные в 2011 году, будут обслуживать пассажиров «ЮТэйр» еще как минимум 9 лет.

Между тем большое количество опасений у жителей округа вызывает перспектива выхода авиакомпании «с неоднозначной репутацией» на внутриокружные перевозки. Собеседник издания вспоминают ситуацию, когда компания продавала билеты на малый самолет, но позже отказывала людям в вылете, ссылаясь на перегрузку судна. К примеру, такой факт был зафиксирован Сургутской транспортной прокуратурой.

Так, 8 февраля текущего года авиакомпания отказалась регистрировать на рейс Игрим – Тюмень 2 пассажиров. Свои действия перевозчик пояснил тем, что «пассажиры не допущены на рейс в связи с ограничением предельной коммерческой загрузки воздушного судна АН-24». В итоге за нарушение прав граждан Роспотребнадзор привлек компанию к административной ответственности. Данное решение «ЮТэйр» пыталась оспорить в судах двух инстанций. Однако судьи дважды встали на сторону пассажиров, которым незаконно отказали в перелете.

В настоящее время у экспертов авиационной отрасли возникает масса вопросов к безопасности полетов авиакомпании «ЮТэйр». За последний месяц зафиксировано несколько авиаинцидентов с лайнерами перевозчика. Ранее «Правда УрФО» подробно рассказывала, что «Боинг 737», летевший из Грозного в Москву, вынужден был со второго круга заходить на посадку в аэропорте Внуково. «Экипаж нарушил схему захода на посадку и скоростной режим. О проблемах пилоты узнали, только когда заработал вибросигнализатор штурвала (Stickshaker)», – говорится в телеграм-канале Mash. Это сигнализирует о том, что самолет нужно срочно выводить «из сваливания». Косвенное подтверждение внештатной ситуации имеется в сервисе Flightradar. На диаграмме об этом перелете видно, что при заходе на посадку самолет резко стал терять высоту – с 1,8 тыс. метров до критической отметки в 358 метров. Лишь после этого пилоты смогли выровнять самолет и немного набрать высоту.

Примечательно, что в авиакомпании отрицают факт «сваливания», при этом подтверждая повторный заход на посадку. «Для достижения оптимальных параметров посадки командир воздушного судна увел самолет на второй круг. Полет и посадка прошли в штатном режиме», – подчеркнули в пресс-службе перевозчика. Между тем, по данным источников, аналогичная ситуация произошла с рейсом, летевшим в Москву из Краснодара 13 октября.

Федеральные СМИ со ссылкой на источники в Росавиации сообщают об августовском инциденте, расследование которого завершилось несколько дней назад. Самолет ATR72, летевший из Сургута в Томск 28 августа, выкатился за пределы взлетной полосы. В это время на борту находилось 62 человека и 4 члена экипажа. Второй пилот при посадке сделал резкое движение рулем, от чего самолет буквально стал вилять на ВПП. Командир воздушного судна попытался выровнять борт лишь после продолжительного «виляния». Эксперты заявляют, что в данной ситуации пилоты действовали непрофессионально, а самолет еще долгое время стоял на техобслуживании, так как у компании возникли вопросы к состоянию судна.

Гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов

Фото: Алексей Кондратов

Так или иначе, участники рынка отмечают, что проект внутрирегиональных перевозок может быть попыткой основных акционеров – правительства ХМАО и НПФ «Сургутнефтегаз» («дочка» НК «Сургутнефтегаз» Владимира Богданова) – спасти авиакомпанию, оказавшуюся в критичном финансовом положении не без участия ее гендиректора Андрея Мартиросова. Напомним, глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов ранее неоднократно обращался к главам Тюменской области, ХМАО и ЯНАО с просьбой «выделить денежные средства на помощь «ЮТэйр». В результате, в конце 2015 года из бюджета Югры выделили 11 млрд рублей на выкуп допэмиссии авиакомпании. Заявлялось, что деньги пойдут на «вывод предприятия из кризиса».

«Как мы видим, за последние пару лет модель ведения бизнеса у Мартиросова не изменилась. Авиакомпания продолжает жить в условиях кредитования. Сегодня перевозчик раскрыл данные отчета деятельности компании за 9 месяцев текущего года. Так, долгосрочные обязательства составляют 83,9 млрд рублей, краткосрочные долги – 9,4 млрд рублей. При этом топ-менеджер пытается экономить бюджет «ЮТэйр» за счет нелепых нововведений. Например, на одном из совещаний в региональном правительстве Мартиросов объяснил отсутствие туалетной бумаги в туалетах самолетов тем, что на низкорентабельных рейсах не предоставляется услуга по питанию. Учитывая, что все последние официальные сообщения о «ЮТэйр» в масс-медиа носят негативный характер, скорее всего, говорить не только о качестве, но, в первую очередь, о безопасности услуг авиакомпании не приходится», – резюмируют участники рынка.

Тем временем, речи о смене менеджмента «ЮТэйр» ни в официальной, ни в кулуарных средах не ведется.

«Правда УрФО» следит за деятельностью на рынке авиаперевозок.

Фото превью: siapress.ru, ystav.com

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни