Тюменские чиновники разделили бюджет доступного образования

Версия для печати
Фото: 72.rodina.news

В регионе создали опорные точки реализации федерального проекта дополнительного образования

В Тюменской области подводят промежуточные итоги модернизации системы образования. Регион вошел в число 9 пилотных площадок, на которых проходит реализация приоритетного федерального проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Как рассказывают региональные кураторы проекта, на сегодняшний день на базе тюменского Дворца спорта и творчества «Пионер», открыты региональный модельный центр допобразования и детский технопарк «Кванториум». Кроме того, учреждение получило функции координатора внедрения персонифицированного финансирования образовательных программ в 20 муниципалитетах Тюменской области. Как отмечают эксперты, начальный этап реализации федеральных инициатив можно считать успешным, но и он не обошелся без сложностей. В частности, аналитики указывают на проблематику, связанную с нехваткой квалифицированных преподавательских кадров и непониманием условий модернизации системы со стороны граждан, что потребовало оперативной реакции со стороны оператора и властей субъекта, ставшего пилотной площадкой.

Управление молодежных и профилактических программ профильного регионального департамента, а также базовый центр реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Тюменской области» подвели промежуточные итоги первого года работы. В ноябре 2016 года регион, используя обширное проектное портфолио, прошел конкурсный отбор, инициированный Советом при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Сейчас управленцы отмечают, что за год в Тюмени удалось существенно развить комплексную систему доступного допобразования для несовершеннолетних и отчасти преодолеть кризисные моменты.

Правительство Тюменской области финансирует мероприятия в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей»

Фото: Богдан Будник

«Якорным учреждением, реализующим пилотный проект, у нас является Дворец творчества и спорта «Пионер», на его базе 17 октября открылся детский технопарк «Кванториум» и региональный модельный центр дополнительного образования детей. Кроме того, «Пионер» стал и координатором пилотного внедрения в регионе системы персонифицированного финансирования, которая подразумевает, что деньги будут следовать за детьми. Ребенок сам выбирает, где получать дополнительное образование, и финансирование целенаправленно отправляется в выбранное учреждение», – пояснила изданию заместитель директора Департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области Ирина Широкова.

Отметим, что Дворец спорта и творчества является ведущим региональным учреждением допобразования детей и молодежи и обладает опытом новаторства в сфере педагогики. Об этом, в частности, свидетельствует и статус федеральной инновационной площадки Минобрнауки РФ, полученный в 2015 году. В рамках выполнения государственной задачи на его базе организованы проектный офис, выполняющий координационно-ресурсные, организационно-методические и аналитические функции, а также «Кванториум» (уже включает в себя робо- и IT-квантумы, промдизайн, а до конца текущего года здесь появятся авто-, аэро- и хай-тек площадки). В апробацию региональной модели персонифицированного финансирования включено 20 муниципальных районов области.

Помимо «Пионера», профильные услуги оказывают свыше сотни учреждений на территории региона, однако в связи с новыми задачами возникла необходимость подготовки кадров с более высокой квалификацией.

«У нас в региональной системе дополнительного образования работает 146 учреждений различной подведомственности. Представлен и негосударственный сектор. Все они продолжают работать и реализовывать свои программы. В рамках пилотного проекта регионом привлечены федеральные средства для развития системы дополнительного образования – создания детского технопарка «Кванториум» и организации деятельности модельного центра. Финансирование направляется на развитие кадрового потенциала отрасли, укрепление материально-технической базы, внедрение информационных систем, которые сделают программы дополнительного образования более доступными», – рассказала агентству начальник управления молодежных и профилактических программ департамента Оксана Савинова.

По словам эксперта, региональная модель персонифицированного финансирования дополнительного образования предусматривает предоставление детям младшего школьного возраста дополнительно сертификатов с закрепленным финансовым обеспечением.

Фото: Богдан Будник

«По ним ребята смогут позаниматься по двум-трем краткосрочным ознакомительным программам различных направленностей. Это позволит детям попробовать себя в различных областях и впоследствии, сделав аргументированный выбор, продолжить занятия полюбившимся делом. Для обеспечения сертификатов регион выделил дополнительное финансирование. Использовать сертификат ребенок может в одной или нескольких организациях, вне зависимости от того, бюджетное это учреждение или СОНКО (социально ориентированные некоммерческие организации. – Прим. ред.). Мы рассчитываем и на то, что более активно разовьется сетевое взаимодействие, появятся новые негосударственные организации, в том числе СОНКО. Все эти меры направлены на повышение качества и доступности дополнительного образования для наших детей», – рассказала Оксана Савинова.

В связи с новыми задачами возникла и необходимость подготовки кадров с более высокой квалификацией. Для «Кванториума» федеральный оператор проводит работу по подготовке педагогов по инженерным компетенциям. Преподавателей пока, по признанию кураторов, мало, однако уже более 20 человек прошли обучение.

На первом этапе реализации проекта, как признаются кураторы, приходится вести широкую разъяснительную работу. Основной целевой группой являются родители школьников, которым предстоит выбор формы получения дополнительных знаний. При этом модернизация базируется на уже существовавшей в регионе системе, лучшие практики которой интегрируются в федеральный проект.

«В настоящее время в российской системе дополнительного образования происходит ряд сущностных трансформаций. Став пилотным регионом по реализации мероприятий приоритетного проекта, в ситуацию развития уверенно вошла и региональная система, во многом сохраняющая консервативный уклад, вместе с тем демонстрирующая точки роста и располагающая ресурсами для инновационной деятельности. Особенности формирования перспективной региональной модели дополнительного образования можно охарактеризовать следующими тенденциями: увеличивается вариативность общеразвивающих программ и проектов, различных по содержанию, уровню, форме, методическому и технологическому инструментарию, типу и режиму работы организаций-операторов, а значит, появляется больше возможностей для выбора образовательных услуг; семьи, родители как заказчики услуг становятся полноценными участниками независимой оценки качества и общественного управления образовательными системами, более четко формируется социальный заказ на персонифицированное допобразование, индивидуальные траектории развития; складывается ориентация на формирование универсальных «мягких» и надпрофессиональных, метапредметных компетенций, проектную деятельность, бизнес-модели и запросы предприятий реального сектора экономики. Наконец, получают все большее распространение модели неформального, представленного молодежными коворкингами, арт-пространствами, медиаполигонами и информального образования. Увеличивается количество частных операторов, предоставляющих доступные качественные и востребованные услуги, что стимулирует конкурентную среду рынка образовательных услуг», – рассказал «Правде УрФО» глава Дворца спорта и творчества «Пионер» Сергей Лысов.

Отметим, не во всех пилотных регионах реализация госпроекта воспринимается однозначно. Со стороны населения следуют жалобы на ограничение возможности получения бесплатного дополнительного образования лишь одним кружком, а также риски отстранения от учебного процесса организаций, не обладающих специальными лицензиями и сертифицированными программами. В Тюменской области кураторы программы часть рисков рассчитывают снять с помощью краткосрочных ознакомительных программ при школах, позволяющих ребенку в дальнейшем сделать осознанный выбор в пользу того или иного направления.

Фото: kudatumen.ru

«Спрос на образовательные услуги нашего учреждения стабильно высокий. В частности, благодаря совершенствованию программно-методического комплекса, появлению новых образовательных продуктов и услуг за последние три года мы увеличили численность занимающихся на полторы тысячи человек (в настоящее время в «Пионере» занимаются более 5 тыс. тюменских школьников, еще около тысячи получат знания в «Кванториуме». – Прим. ред.). Наряду с появлением предпрофессиональных программ, среди которых танцевальный спорт, спортивный туризм и другие, в последнее время увеличилась востребованность общеразвивающих программ краткосрочного типа – модулей – и образовательно-досуговых проектов, которые решают ознакомительную, мотивационную задачу, помогают ребенку самоопределиться в своем социально-личностном и профессиональном развитии. Такие программы часто реализуются на базе школ в сетевой форме», – добавил руководитель «Пионера».

Как отмечают аналитики, ощутимую поддержку проект получает от властей Тюменской области. Его реализация координируется профильными структурами правительства региона – проектными группами при межведомственном совете по развитию дополнительного образования, а также органами исполнительной власти в сферах образования, молодежной политики, спорта, культуры в оперативном взаимодействии с исполнителями – дворцом «Пионер» и сетью опорных центров в муниципалитетах.

На организацию деятельности регионального модельного центра из бюджета Тюменской области выделено более 4,4 млн рублей, за счет которых производится оплата труда и обучение сотрудников, обеспечиваются программно-методическая деятельность, информатизация и информационное сопровождение, а также гранты для муниципальных организаций. Кроме того, выделено 10,6 млн рублей для реализации пилотного проекта внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования. Проект создания детского технопарка «Кванториум» реализован на базе софинансирования со стороны регионального правительства на сумму свыше 70 млн рублей. Деньги пошли на подготовку помещений, приобретение учебной мебели и высокотехнологичного оборудования, а также оплату труда и обучение педагогического состава.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.