Депутаты Законодательного собрания Свердловской области, региональные чиновники и общественники обсудили сегодня, 7 ноября, создание в муниципалитетах субъекта зеленых поясов. В рамках вступивших в силу изменений федерального закона «Об охране окружающей среды» в регионе планируется на первом этапе оформить такие зоны в 14 городах: Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Серове, Асбесте, Рефтинском, Красноуральске, Реже, Кировграде, Верхней Пышме, Полевском, Ревде, Каменске-Уральском, Краснотурьинске.
Заседание комитета по аграрной политике Заксобрания
Пилотные проекты стартуют в Верхней Пышме, которая предложила отнести к «зеленому щиту» порядка 1 тыс. га, и Екатеринбурге, где эта зона может достигнуть 45 тыс. га. Оформление земель, куда предлагается включить леса, парки, территории водоемов в городских округах, в качестве зеленого пояса ведет к приданию территориям статуса особо охраняемых.
Финансирование содержания зон, как отмечают в Министерстве природных ресурсов Свердловской области, будет осуществляться за счет средств региональной казны. Понимая это, некоторые муниципалитеты уже заявили значительные территории в зеленые пояса. Так, администрация Асбеста предложила включить свыше 38 тысяч га. Впрочем, в Полевском глава муниципалитета наоборот не усмотрел оснований для создания «зеленого щита», что вызвало резкую критику со стороны ОНФ.
«На уровне муниципалитетов мы видим нежелание заниматься созданием зеленых щитов – должна быть проведена большая работа, нужно встречаться с жителями. Один из таких муниципалитетов – Полевской, где мы активно занимаемся проблемой Северского водохранилища. Столкнулись с тем, что муниципалитет не видит целесообразности создания пояса. Мы считаем, что это аполитичное решение и неправильное, потому что экологические проблемы в Полевском есть… Исполнение федерального законодательства – один из критериев эффективности работы главы. Года не прошло с его избрания, а он начинает отписки писать, и у меня вопрос насчет его уровня компетенции», – поделилась мнением с «Правдой УрФО» глава исполкома свердловского ОНФ Жанна Рябцева.
С данной ситуацией в региональном Минприроды намерены детально разобраться в течение ближайших двух месяцев и полагают, что для отказа могут быть весомые основания.
«В соответствии с ФЗ там невозможно будет строительство. Не знаю, какая причина отказа в Полевском. Не исключаю, что это может быть связано с развитием муниципалитета. В 2000-х годах были случаи, когда земли муниципалитета включали целиком в ООПТ (особо охраняемые природные территории. – Прим. ред.). Потом возникали сложности со строительством объектов, например, очистных. До конца ноября мы собираем предложения от всех территорий. В декабре я буду знать причины, почему тот или иной муниципалитет не хочет создавать зеленый пояс», – пояснил заместитель министра природных ресурсов региона Вячеслав Петров.
В отличие от Полевского, в Екатеринбурге завили о готовности включить в «зеленый щит» свыше 17 тыс. га городских лесов, 14 лесопарков и 6 территорий водных объектов. В их число входят и популярные места отдыха горожан, например, Шарташский, Нижне-Исетский и Юго-Западный лесопарки, Верх-Исетский, Нижне-Исетский и Елизаветинский пруды. Кроме того, представители ОНФ и администрации Екатеринбурга настаивают на включении в охраняемую зону 28 тыс. га лесов, находящихся в федеральной собственности.
По данным «фронтовиков» и Департамента лесного хозяйства по УрФО, данные участки находятся в южной и северо-западной частях муниципалитета, в районе поселка Горный щит и озера Шарташ, а также на территориях, ранее включавшихся в границы Верх-Исетского лесничества. На этих землях неоднократно проводились незаконные вырубки.
«Проблема в том, что у Росимущества нет возможности обеспечивать защиту от массовых порубок и пожаров. Статус у этих земель не оформлен должным образом. Вроде как получается, что они у Росимущества в управлении, но ведомство заявляет, что у них нет соответствующей структуры для управления лесами и финансов. По ФЗ №183 это функции муниципалитета, но территории им не переданы, то есть на их содержание город не может тратить деньги. Росимущество при этом против передачи. Получается, что они (чиновники федерального ведомства. – Прим. ред.), как собака на сене: используют территории, но никаких усилий по их сохранению не предпринимают», – рассказал начальник Департамента лесного хозяйства по УрФО Вячеслав Дробышев.
Фото: nakanune.ru
При этом, как отмечают компетентные собеседники издания, незаконность действий Росимущества уже доказана в Арбитражном суде Свердловской области. Так, в феврале 2017 суд признал незаконным отказ в передаче муниципалитету двух участков площадью 4,9 и 3,5 тыс. га. Территориальное управление федерального агентства, согласно материалам дела, мотивировало отказ передачи в собственность неразмежеванных, как следует из сведений кадастровой карты, земель сдачей их в аренду юридическим и физлицам. Суд, впрочем, не счел этот довод достаточным основанием, указав, что еще в 2010 году данные участки были включены в границы Екатеринбурга.
«Земельные участки относятся к городским лесам, использование, охрана, защита и воспроизводство которых должны осуществляться органами местного самоуправления», – говорится в заключении арбитражного суда.
В конфиденциальных беседах источники издания, знакомые с ситуацией, делятся мнением, что одна из причин нежелания Росимущества передавать земли муниципалитету под создание «зеленого щита», вероятно, заключается в намерении отдельных служащих заработать на предоставлении территорий в живописных районах под застройку, что в итоге ставит под вопрос реализацию федерального закона в Екатеринбурге. Кроме того, источники подчеркивают, что на отдельных участках уже появились строительные объекты.
К этой проблеме в ближайшее время намерены активно подключиться представители ОНФ, собирающиеся поднять конфликтную ситуацию на Форуме действий, где ожидается участие главы государства.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.