Чиновники образования ХМАО делают детство платным

Жители автономии раскритиковали реформу дополнительного образования

Оптимизационные процессы в дополнительном образовании ХМАО вызвали резкую критику жителей региона в адрес ответственных чиновников Депобразования Югры и муниципальных властей, поддержавших новацию. Появление персонифицированных сертификатов, которые, по сути, дают возможность ребенку получить бесплатно услугу только в одном кружке или секции, уже вызвало протесты среди родителей и потенциальных участников проекта. Критики внедряемой департаментом системы говорят о нарушении принятой федеральным центром концепции допобразования и ущемлении прав детей. Кроме того, среди рисков обозначается отстранение от учебного процесса организаций без специальных лицензий и сертифицированных программ. Общественники в качестве негативных последствий указывают на вероятный рост уличной и бытовой преступности. Между тем в самом департаменте настаивают, что речь идет не об утвержденном порядке, а о пилотном проекте, который также апробируется в 9 других регионах страны, и заявляют о «нахождении в постоянном диалоге по спорным вопросам», а власти Ханты-Мансийска тем временем запускают в школах сбор подписей в поддержку инициативы.

Очередной виток оптимизации в соцсекторе ХМАО-Югры вызвал негативную реакцию среди представителей общественных организаций и жителей региона. Поводом для критики в адрес чиновников Депобразования и молодежи автономии стала реформа, предполагающая использование именных сертификатов для посещения детьми кружков и секций. Инициаторы новой системы в департаменте, пилотное внедрение которой уже произошло в Сургуте, Белоярском и Кондинском районах, говорят о предоставлении «равных возможностей всем детям». Однако эксперты указывают на многочисленные риски новой системы.

Несмотря на то, что старт проекта в муниципалитетах Югры, в том числе и в столице региона Ханты-Мансийске, при поддержке главы города Максима Ряшина был дан в начале сентября, жители уже начали высказывать резкое недовольство реформой. В коллективном обращении к депутатам окружной думы родители школьников сравнивают новую систему «с невольническим рынком» и заявляют о многочисленных ее минусах.

Глава Ханты-Мансийска Максим Ряшин

Фото: admhmansy.ru

«Сегодня педагоги, как невольники, должны показать всю свою красоту и значимость, чтобы их услуги купили, а родители, как покупатели, имея ограниченную сумму в виде сертификата, лихорадочно пытаются высчитать, сколько могут купить, при этом умудриться максимально занять ребенка, обеспечив не только получение конкретных знаний, но и развитие его духовно-нравственных качеств, удовлетворение его интересов. При этом сумма сертификата мала. Например, в Ханты-Мансийске она составляет 35 996 рублей в год. За такую сумму все желания ребенка реализовать невозможно. Кто высчитывал эту сумму? Почему именно ее достаточно? Создатели системы уверяют о доступности любых услуг дополнительного образования, в том числе и частных, при этом оговариваясь, что «родитель имеет возможность оплатить недостающую разницу самостоятельно, если стоимость обучения в образовательном учреждении будет выше номинальной стоимости сертификата». А если такой возможности многодетные, малоимущие, родители-одиночки, и просто семьи со средним достатком или ипотекой не найдут? Следовательно, ребенок не имеет возможности дальше продолжать любимое занятие. Это напрямую противоречит концепции, принятой правительством РФ», – озвучивают проблему авторы письма парламентариям.

Отметим, что петиция горожан стала поводом для проведения родительского собрания в Ханты-Мансийске, в котором приняли участие представители педагогической сферы и регионального Департамента образования. Как указывают участники встречи, организаторы мероприятия не ожидали, что тема сертификатов вызовет такой широкий резонанс. Инициаторами собрания предполагалось, что диалог будет вестись исключительно с авторами письма, однако на встречу пришло несколько десятков человек.

«Такой интерес к теме связан с тем, что сегодня в разных муниципалитетах Югры сформировались инициативные группы родителей, которые категорически против реформы. Например, на собрании мне было делегировано представлять интересы некоторых родителей Сургута и Нефтеюганска… Несмотря на то, что экономическая столица региона стала пилотной площадкой апробирования проекта, и первый этап не показал всю картину возможных проблем и может даже выглядеть привлекательным, поскольку еще сохраняются бесплатные кружки, куда родители могут записать ребенка помимо сертификата, изучение доступной информации о реформе пугает и приводит к серьезным вопросам о целесообразности данного нововведения. По сути, дети, в семьях которых невысокий достаток, будут ущемлены в своих увлечениях. На 35 тыс. рублей в год ребенок сможет посещать только один кружок, за остальные придется платить родителям. Проводимая реформа ставит нас в условия «не рожать», поскольку трудно будет тянуть несколько детей, она приведет к снижению уровня жизни населения. При этом нам говорят: «Надо попробовать, это всего лишь эксперимент». Очередной эксперимент. Общество от них уже устало. Когда-то наше образование считалось самым лучшим в мире, но в результате реформ мы потеряли этот уровень», – делится мнением участник городского родительского собрания Надежда Пачганова.

Смысла инициативы Депобразования по внедрению сертификатов не понимает и координатор проекта «Равные возможности – детям» ОНФ Вячеслав Гончаренко. По его словам, за благой идеей обеспечения равных возможностей может скрываться идея оптимизации.

«Поскольку на основном образовании мы экономить не можем – право на бесплатное его получение гарантировано Конституцией РФ, то на дополнительном считается возможным. Внедряя систему сертификатов, по которым ребенок может посещать 1-2 кружка, мы лишаем молодое поколение права выбора. Ребенок – это тот возраст, когда человек экспериментирует. Он хочет везде себя попробовать. Если ребенку не понравилось, сертификат уже считается использованным? Еще один минус – мы загоняем детей опять в школьную систему, где нужна аттестация, поскольку реформа предполагает, что сертификат действует только на оплату услуг организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, сертифицированные программы и сотрудников с педагогическим образованием. В результате у нас за бортом оказались различные кружки и секции, а также некоммерческие организации. Более того, эта программа не будет действовать в малонаселенных пунктах, поскольку педагог в деревне не заинтересован заниматься сертифицированием своих программ. Поэтому непонятно, о каких равных возможностях говорят отдельные чиновники», – считает эксперт Народного фронта.  

Впрочем, руководство самого Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры не видит рисков в проводимой реформе. Более того, в официальном ответе родительскому сообществу глава структуры Алексей Дренин напомнил, что согласно СанПиН, объем максимальной аудиторной нагрузки по дополнительным общеразвивающим программам не должен превышать 10 часов в неделю.

«Режим занятости ребенка в кружках, секциях или досуговой деятельности не должен влиять на его здоровье, также в течение дня у него должно оставаться время на прогулки на свежем воздухе, отдых, общение в кругу семьи и выполнение домашнего задания», – заявил директор департамента. Кроме того, по мнению чиновника, принцип «попробовал – не понравилось – сменил» относится к досуговой деятельности, а смена ребенком дополнительных общеобразовательных программ несколько раз в течение учебного года «негативно влияет на качество деятельности организации и нарушает федеральный закон в части обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ».

Ситуацию с реформой дополнительного образования собеседники издания вписывают в оптимизацию социального блока региона. Напомним, серией конфликтов закончились попытки укрупнить медицинские учреждения в поселках Пионерском Советского района и Высокий (входит в городской округ Мегион). Кроме того, оптимизационные процессы в образовании вызвали конфликты в бюджетной сфере Мегиона. Жители муниципалитета выступили с резкой критикой городских чиновников.

Анализируя ситуацию, представители профессионального сообщества полагают, что «в попытке показать свою эффективность в оптимизации затрат» отдельные чиновники Депобразования запускают проект, который «толкнет детей в подворотни».

Ханты-Мансийск

Фото: fishki.net

«Примечательно, что данная инициатива нашла полную поддержку у главы Ханты-Мансийска Максима Ряшина, который, видимо, забыл, что главная цель допобразования – максимальная социализация детей, предоставление им знаний и навыков, с которыми они выйдут в большой мир. Сегодня, отказываясь платить за их досуг, в краткосрочной перспективе мы начнем платить за увеличение уличной и бытовой преступности, о чем уже сегодня предупреждают представители полиции. Более того, не успел проект стартовать, как в городе ценник на услуги допобразования вырос на 15%. При этом мы понимаем, что население окружной столицы делится на две категории – чиновники и люди, которые обслуживают их жизнедеятельность. Учитывая эту особенность, позволить себе несколько направлений дополнительного образования смогут только управленцы, которые имеют гарантированно высокий заработок. В результате этой борьбы пострадают дети и люди, готовые делиться с ними своими знаниями и навыками, а право на детство станет платным», – резюмируют собеседник издания.

Успокаивая взволнованных родителей в Департаменте образования и молодежной политики Югры еще раз подчеркивают, что речь идет не об утвержденном порядке, а о пилотном проекте, который также апробируется в 9 других регионах страны.

«Департамент находится в постоянном общении с родителями и педагогическим сообществом, и мы понимаем, что многие опасения родителей снимаются после детального разъяснения сути реформы допобразования. К примеру, есть мнение, что ребенок будет лишен права выбора: если записался в секцию по плаванию, но позже потерял интерес, то сменить на другой вид спорта уже не выйдет. На самом же деле в течение первых двух недель учащиеся могут определяться – нравится ли им выбранная программа. Это повышает ответственность, мотивацию ребенка, а сами организации и педагогов стимулирует пересмотреть подходы работы и задуматься над качеством услуг, чтобы усилить свою конкурентоспособность. Этап апробации выявил, что часть муниципальных организаций и предлагаемые ими программы действительно неконкурентоспособны и низковостребованы детьми и их родителями», – рассказали изданию в департаменте.

В структуре также подчеркнули важность соблюдения в реформе баланса между интересами государства и запросами семей. «Мы, как и родители, заинтересованы в том, чтобы дети могли раскрыть свой потенциал и таланты в самых разных направлениях. И то, что сначала запущен пилотный проект, позволяет учесть все сложности, шероховатости, которые обнаружились сейчас, в дальнейшем», – резюмировали в Депобразования и молодежи Югры

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

4 комментария к “Чиновники образования ХМАО делают детство платным”

  1. вообще не пойму, к чему сыр-бор. допобразование — музыкальная, художественная, спортивная школы, школы иностранных языков и т.д. всегда были платными! тут же государство взяло на себя часть семейных расходов. и вот опять — НЕ ТАК! МАЛО! 

  2. Вот опять ОНФ на ровном месте скандалы из пальца высасывает. Дали людям, наконец, самим определить — какие услуги должны быть в допобразовании, так нет — ОНФ против. Чего это, интересно? С ОНФ не поделились? Вы уж определитесь — народный вы фронт или антинародный.

  3. А нас кто то спросил, хотим ли мы быть подопытными кроликами? Хоть бы какой нибудь интернет опрос провели

  4. Василий Гуськов

    да граф ряшин очень любил детей. бывает поймает схватит за руку и держит пока ужинать не позовут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни