Таможни УрФО сокращают в интересах крупного бизнеса

Стратегия ФТС грозит кадровыми потрясениями

Таможни УрФО в ближайшее время столкнутся с масштабными сокращениями – такие оценки дают специалисты ведомства, говоря, что «под нож» в первую очередь попадет «элита» из отделов оформления. Установки центра на оптимизацию всех ведомственных процессов, как предполагают таможенники, также «неизбежно и болезненно отразятся на многих рядовых представителях ведомства». В руководстве Уральского таможенного управления (УТУ), впрочем, призывают пока не драматизировать ситуацию, заверяя, что «стоит задача не сокращения, а рационального использования персонала», и обещая найти применение для опыта и знаний сотрудников, которым предстоит оказаться за контуром ведомственной стратегии. Однако и управленческий аппарат признает, что полностью кадровых потрясений избежать не удастся.

Руководитель уральского подразделения ФТС и.о. начальника УТУ Максим Чмора рассказал сегодня представителям медиа об итогах деятельности управления за 9 месяцев 2017 года, расставив параллельно акценты на актуальных и потенциальных проблемах ведомства.

Несмотря на оживление внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на территории УрФО в текущем году и, в целом, позитивную динамику, болевые точки продолжают оказывать ощутимое влияние на работу уральских таможен. Среди них – перманентные конфликты интересов бизнеса и фискалов, дисбаланс показателей перечисления средств в федеральный бюджет, рост числа уголовных дел, а также противоречивые ожидания от предстоящей реализации стратегии развития ФТС до 2020 года.

И.о. начальника Уральского таможенного управления Максим Чмора

Следует отметить, что в таможнях на территории Уральского федерального округа по итогам трех кварталов текущего года наблюдается тенденция активизации бизнеса. Представители коммерческих структур, активно осуществляющих операции в таможенных органах, говорят об «определенной стабилизации рынка». «Можно сказать, что приспособились. Если в период с середины 2014 до конца 2016 года речь скорее шла о выживании, то сейчас, по крайней мере, объемы не падают. Те клиенты, которые удержались на плаву, сориентировались в новых условиях. Нельзя сказать, что оживление явное, но грузопоток стабилизировался», – говорит собеседник в руководстве одного из крупных уральских карго-перевозчиков.

Такая оценка ситуации коррелирует с данными статистики, приведенными Максимом Чморой. По словам и.о. начальника УТУ, число участников ВЭД за отчетный период увеличилось на 10%, возросло и количество стран-импортеров на 2%. В общей сложности в зоне деятельности УТУ операции совершали около 4 тысяч различных предприятий и организаций, среди которых гиганты топливно-энергетического, военно-промышленного и металлургического комплексов: ММК, «Ямал СПГ», «Запсибнефтехим», УГМК и «ВСМПО-Ависма». За отчетный период в федеральный бюджет УТУ перечислило 38,6 млрд рублей, что позволило выполнить плановое задание ФТС на 112% (в первую очередь за счет III квартала, в котором план был перевыполнен на 29%).

«Снижения, по сути, никакого нет. Отмечается лишь снижение средней стоимости по одной декларации на товары, но это связано с тем, что бизнес стал оптимизировать свои расходы, ввозить не с запасом, а только то количество, которое обеспечивает производство или реализацию», – отметил глава уральской структуры ФТС.

Также сохраняется определенный дисбаланс показателя перечисления средств в федеральную казну по таможням УТУ. Если Екатеринбургская таможня за 9 месяцев текущего года перевела в бюджет 17 млрд рублей (годом ранее за аналогичный период – 15 млрд), то, к примеру, Ямало-Ненецкая, напротив, значительно сократила поступления – 2,34 млрд против 3,7 млрд рублей в январе-сентябре 2016 года. Однако плановые показатели, как сообщил Максим Чмора, удалось выполнить всем.

«Надо понимать, что таможни по своей структуре неодинаковы по широте номенклатуры, количеству участников ВЭД. Здесь тоже, как и в целом в экономике, есть диверсификация. Полнокровный, насыщенный внешнеторговый оборот у нас демонстрируют Екатеринбургская и Челябинская таможни. Если говорить о Ямало-Ненецкой, Ханты-Мансийской и, в меньшей степени, о Тюменской таможнях, их территория представлена ограниченным сегментом. На Ямале один якорный участник – «Ямал СПГ». И в один год он может активно ввозить оборудование, а на следующий в основном заниматься монтажом, импортируя лишь комплектующие. Здесь ситуация во многом зависит от него, и повлиять на нее мы не можем», – рассказал «Правде УрФО» главный таможенник УрФО.

Руководитель УТУ отметил, что таможни Урала и Западной Сибири активно применяют перспективные IT-продукты. По словам Максима Чморы, «таможенное ведомство является одним из лидеров в области внедрения современных информационных технологий, и каких-то сотых процента недостает до полного электронного взаимодействия с бизнесом (в части подачи деклараций на электронных носителях. – Прим. ред.)». Развитие автоматической регистрации и автоматического выпуска деклараций, а также удаленного контроля, по словам таможенников, позволяет минимизировать коррупциогенные факторы. Сроки оформления деклараций, не требующих дополнительных форм контроля, по словам главы УТУ, «исчисляются минутами» (по официальным данным – 52 минуты в среднем).

Тем не менее, по признанию спикера, недопонимание с участниками ВЭД остается. Бизнесмены, не вникающие в нюансы оформления, рассматривают под этим понятием не только непосредственную проверку, но также операции на складах и подготовку документов для подачи в орган, что относится к компетенциям околотаможенных структур.

Разгрузочные операции на площадке «Трансконтейнер» в зоне деятельности Екатеринбургской таможни

«На самом деле с Максимом Чморой можно в определенной степени согласиться. Как представитель связующей между таможней и бизнесом структуры скажу, что счет, конечно, сейчас идет не на минуты, но, по крайней мере, в УТУ декларации стараются выпускать в день их подачи. Это быстрее, чем предусмотренные Таможенным кодексом два дня. К примеру, на Дальнем Востоке это до сих пор редкость. Сказал бы, время идет на часы, но прогресс виден. Однако и бизнесменов можно понять. Им же, особенно сейчас, хочется сэкономить на складе, на оплате услуг декларантов, вообще на всем. Им бывает сложно объяснить, что подготовка декларации на 100 товаров с тысячей артикулов – процесс кропотливый и от таможни не зависящий», – рассказал изданию представитель одной из крупных брокерских фирм Урала.

Кроме того, болезненным моментом в отношениях таможни и бизнеса остается размещение таможенной инфраструктуры на площадях, принадлежащих коммерческим структурам. По словам представителей фискального ведомства, это создает «определенную двусмысленность во взаимоотношениях и воспринимается как коррупциогенный фактор». По этой причине одной из задач стратегии ФТС на среднесрочную перспективу является перемещение 90% подразделений, в первую очередь, центров электронного декларирования (ЦЭД), на площади, находящиеся в федеральной собственности.

Из негативных моментов по итогам января-сентября 2017 года Максим Чмора также отметил рост числа уголовных дел в зоне деятельности УТУ.

«За 9 месяцев – 80 уголовных дел (для сравнения: за весь 2016 год было зарегистрировано 91 дело, возбужденное по результатам деятельности таможен УТУ, за 9 месяцев 2015 года – 71 производство. – Прим. ред.). Это достаточно много для нашего стабильного и спокойного региона, где превалирует крупный бизнес. Эти цифры нас расстраивают. Основное количество уголовных дел связано с перемещением наркотических средств, лесоматериалов (16. – Прим. ред.). Эта сфера очень криминализирована, лес относится к стратегически важным товарам. Фиксировались случаи, когда товар вывозился под другим наименованием. В контейнеры вниз грузили более ценную древесину, а прикрывали дешевой. 8 уголовных дел заведено по преступлениям, связанным с товарами народного потребления, 6 – с товарами двойного назначения, по 2 – с продукцией ТЭК и драгоценными камнями, и ювелирными изделиями. В 15 случаях из 80 в делах фигурирует организованная преступная группа», – поделился подробностями глава управления.

Участники рынка объясняют рост числа уголовок несколькими факторами, но в целом не считают ситуацию критической. По крайней мере, «из средних многолетних значений текущая статистика резко не выбивается».

«Таможенные правила ужесточаются с каждым годом, человеческий фактор тоже минимизируется. Еще несколько лет назад при желании можно было легко найти способ оформиться «по-серому», а сейчас это значительно сложнее, да и мы пристально за всеми этими делами следим. Полагаю, что в отдельных случаях на преступления действительно идут из-за невозможности предоставить какие-либо документы, без которых оформить товар невозможно, но и получить их официально крайне проблематично. Но в целом закон нарушают не от безысходности, а вполне целенаправленно. Рост уголовок, думаю, на данный момент тенденцией назвать сложно. Это ведь можно расценить и как усиление контроля перемещения товаров», – высказал свою точку зрения на статистику сотрудник Уральской оперативной таможни.

К актуальным проблемам таможенных органов УрФО в ближайшей перспективе добавятся и эффекты, связанные с реализацией стратегии развития ФТС до 2020 года. Стоит отметить, что информацию о предстоящих пертурбациях до сотрудников столичный главк доводит крайне дозировано. Комплексная программа была утверждена летом текущего года. Согласно планам Москвы, к 2020 году взаимодействие с бизнесом практически полностью должно перейти в электронный формат, что сделает его бесконтактным и неперсонифицированным. Тем самым, по замыслу разработчиков, ликвидируется почва для создания коррупционных схем. Практически весь декларационный поток (до 95%) переместится в ЦЭДы.

«Эти структуры позволят с максимальной производительностью труда оформлять таможенные декларации. Мы анализировали, что на отдельных таможенных постах есть периоды максимальной загрузки. Как правило, пик бывает в конце отчетных периодов. Это в итоге ведет к увеличению сроков оформления и росту числа ошибок. В ЦЭДах нагрузка будет распределяться более равномерно», – говорит Максим Чмора.

Между тем создание центров электронного декларирования на базе крупнейших либо специализированных таможен почти неизбежно приведет к кадровым потрясениям в ведомстве. В первую очередь, секвестр персонала может затронуть «элиту» – отделы таможенного оформления, где работают наиболее профессиональные сотрудники. Работники этих подразделений в приватных беседах с изданием признаются, что «на всякий случай ищут для себя запасной аэродром, поскольку не готовы к понижению, переходу в другие отделы и, тем более, к переезду в иные регионы». Еще большую нервозность в коллективы вносит практически полный информационный вакуум о предстоящих мероприятиях.

«Пока много сказать не могу. Центров будет 16 или 17, вероятнее первая цифра, в зависимости от состояния внешнеэкономической деятельности в регионах. Часть из них будут специализированными – энергетический, акцизный. В УТУ планируется один центр. Предполагается, что его костяк составят должностные лица Екатеринбургской и Кольцовской таможен. Закроем ими где-то 50% необходимой численности. Что касается остальных 50% – будем предлагать сотрудникам других таможен, в первую очередь, Челябинской и Тюменской, сменить место жительства, будем помогать с переездом, жильем. Конечно, мы постараемся избежать радикального сокращения персонала, но полностью без этого, наверное, не обойтись. Определенная часть людей сменит направление, например, перейдут в подразделения контроля товаров после выпуска. У нас сейчас, к примеру, действует 5 мобильных групп по выявлению так называемых санкционных товаров. У нас нет задачи сократить людей, есть задача рационально их использовать», – обрисовал для издания перспективы развития ситуации Максим Чмора.

Тем не менее, в подразделениях уральских таможен не уверены, что из периода реформ удастся выйти безболезненно. Некоторые специалисты уже сейчас готовы приступить к изучению вакансий в различных коммерческих структурах, связанных с таможенным оформлением. В итоге бизнес получит в свою «команду» целый отряд опытных профессионалов, прекрасно знакомых с деталями внутренней кухни таможен УрФО.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий в таможенной сфере.

Фото: Богдан Будник

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни