Набиуллину обвинили в уничтожении среднего класса и «поддержке Навального». Банки приравняли предпринимателей к террористам

Бизнесмены жалуются на блокировку счетов и обещают закрыть компании

Предприниматели Уральского федерального округа ликвидируют «свои бизнесы», ссылаясь на перманентное закручивание гаек банками и установку налоговиков «на пополнение бюджета любой ценой». Одной из ярких иллюстраций сложившейся в экономике болезненной ситуации бизнесмены называют действия кредитных учреждений в рамках «антиотмывочного законодательства», которые уже привели к заморозке средств порядка 500 тыс. предпринимателей. По словам финансистов, «перестраховка» банков, опасающихся санкций со стороны «конторы Набиуллиной», уже принимает абсурдные формы, при которых даже физическое лицо не может воспользоваться своими собственными средствами. Сами банкиры в закрытых диалогах признают проблему, но ссылаются на жесткую политику Центробанка, которая заставляет их собственными руками убивать клиентскую базу. Пока бизнес-сообщество и общественные организации готовят планы по изменению федерального законодательства, сами предприниматели говорят о вымирании целого класса, добавляя, «что в конечном итоге восстановление бизнеса будут оплачивать из своего кармана простые граждане, а формирование в этой стране среднего класса вообще невозможно».

Центробанк толкает малый и средний бизнес регионов УрФО к неизбежному вымиранию. Предприниматели, опрошенные изданием, говорят об этом открыто, жалуются на массовые блокировки банками счетов и транзакций, якобы связанные с исполнением «антиотмывочного» 115 ФЗ, и заявляют о готовности закрыть бизнес, «поскольку ситуация в финсекторе становится все хуже день ото дня». В частности, эксперты говорят о негативном влиянии практикуемых с лета 2017 года так называемых «правил черных списков», на основании которых организация, чьи операции были признаны сомнительными в одном банке, рискует лишиться возможности получить услугу и в других кредитных учреждениях. Как констатируют аналитики, проблема имеет общероссийский масштаб: согласно цифрам, озвученным «Деловой Россией», с начала года банками было заблокировано около 500 тыс. счетов предпринимателей.

На основании массовых жалоб федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов уже направил председателю Банка России Эльвире Набиуллиной письмо с просьбой разобраться в ситуации и защитить бизнес от подобных действий банкиров.

Фото: kpcdn.net, Виктор Гусейнов

О приобретающей критический характер ситуации активно говорят и в регионах. В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области «Правде УрФО» сообщили о массовых обращениях, связанных с блокировками, которые поступают от региональных бизнесменов.

«Сейчас мы предпринимаем ряд шагов, чтобы определить, насколько ситуация критична для региона в целом. В конце октября состоится заседание Научно-консультативного совета по налогам при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области, в ходе которого мы будем выяснять конкретные примеры правоприменительной практики. Затем мы планируем проведение круглого стола с южноуральскими предпринимателями по проблеме реализации 115 ФЗ. Я считаю, что блокировка счетов и отказы в проведении сделок банками – случаи вопиющие. Банки начали заниматься несвойственными им функциями по оценке «благонадежности» клиентов, высказыванию подозрений по сделкам, ведь, по сути, такие действия должны находиться в компетенции правоохранительных органов и Росфинмониторинга, но никак не банков. Каждый должен заниматься своим делом: финансист пусть проводит платежки, а полиция – отслеживает правонарушителей», – поделился своей позицией уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров.

Отметим, данная проблематика уже озвучивалась на уровне регионального отделения «Деловой России», в частности, приводился пример, когда строительная фирма, ранее входившая в группу компаний, организовала юрлицо и отрыла свой счет в банке. Однако через несколько месяцев обслуживание было приостановлено, при этом списана комиссия в несколько миллионов.

«Как выяснилось позже, в тарифном справочнике банка была установлена повышенная комиссия в размере 15% от оборота по тем платежным поручениям, по которым принимается решение об отказе. Простыми словами: за услугу банка по проверке и приостановке подозрительной сделки. В упомянутом случае банк смутили большие обороты (до 45 миллионов рублей), что для фирмы-новичка нетипично. Разморозить счет удалось только в конце года и только по решению суда: строительный сезон к тому времени уже завершился, фирма потеряла часть прибыли из-за простоя», – рассказывали юристы.

Актуальность проблемы признает и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх, отмечая, впрочем, «что на данный момент в аппарат ни одной оформленной жалобы по этому вопросу не поступало». По словам бизнес-омбудсмена, необходимо говорить о корректировке ситуации на нескольких уровнях. Первый – федеральный, связанный со 115 ФЗ, инструкциями Центробанка, и избыточным регулированием. Второй – уровень взаимоотношений непосредственно кредитного учреждения и предпринимателя, где также возникают перекосы из-за низкой конкуренции за клиента и желания сотрудников банка «перестраховаться».

«Конечно, менять федеральное законодательство, как и правоприменительную практику, – задача непростая. Хотя мне кажется, что создание рабочей группы (предложение Бориса Титова. – Прим. ред.) – это поиск как раз быстрого решения по регулированию взаимоотношений. При этом инструкции Центробанка при наличии политической воли и достаточной аргументации можно изменить быстрее. Сейчас эта аргументация готовится на федеральном уровне», – высказала надежду на изменение ситуации Елена Артюх.

Несмотря на отсутствие официальных жалоб, представители бизнеса Свердловской области рассказывают, что стабильно сталкиваются с ограничениями в банках, «якобы связанными с противодействием отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Так, по словам одного из индивидуальных предпринимателей, обратившегося в редакцию, он столкнулся с блокировкой счета в Сбербанке, после того как попытался приобрести автомобиль. «В банке заявили, что операция якобы непрофильная и сомнительная, в итоге средства, необходимые для ведения бизнеса, зависли», – рассказал собеседник издания. По словам источников, при этом создается абсурдная ситуация, когда бизнесмен не может «перевести средства в другое кредитное учреждение, поскольку банки отказывают в обслуживании, на основе «ранее по надуманным причинам выявленных сомнительных операций».

Не помогают, как рассказывают ИП, и обращения в суды: «во-первых, судьи в большинстве случаев становятся на сторону банкиров, а если предпринимателю и удается доказать свою правоту, кредитные учреждения уходят в апелляции, максимально затягивая разморозку жизненно необходимых для бизнеса средств». В Уральском банке Сбербанка России, в который издание обратилось за разъяснением ситуации, заявили, что счета клиентов не блокируются, а анализ операций клиентов производится в соответствии с установками Центробанка.

«Банк не блокирует счета клиентов, но может ограничить дистанционное обслуживание счета или отказать в совершении операции, если экономический смысл неясен. Банки обязаны проводить анализ операций, совершаемых клиентами, по критериям, которые устанавливаются Банком России. Информация об отказах аккумулируется регулятором в едином списке и доводится до сведения всех кредитных организаций, и эта информация может приниматься и другими банками во внимание при оценке деятельности клиента по счету. В этой связи мы рекомендуем клиентам сотрудничать с банком по возникающим вопросам и возвращаться с пояснениями и документами в банк. В Сбербанке анализ по каждой ситуации проводится индивидуально», – пояснили в Уральском банке Сбербанка России.

Между тем собеседники издания в предпринимательском сообществе отмечают, что борьба банков якобы с терроризмом и отмыванием доходов уже вышла за пределы обычной логики, и создаются прецеденты, когда даже физическое лицо не может воспользоваться собственными средствами. «Я продавал квартиру как физическое лицо, мне предоставили аванс векселями Сбербанка. Заказал наличные, думал куплю необходимую валюту перед Новым годом. Сперва с меня потребовали огромное количество ненужных документов, потом отказались выдавать деньги, предложив перевести их на счет. Сказали, что имеют право подозревать сделки по 115 ФЗ. В итоге я написал заявление о закрытии счета и обратился в суд. Но средства так и не выдали. Суд был проигран, а я вместо того чтобы получить деньги, вынужден был направить их на досрочное погашение ипотеки», – рассказал «Правде УрФО» бизнесмен, работающий в Свердловской области.

«Складывается ощущение, что нас всех по непонятным причинам приравняли к бандитам и террористам», – дает эмоциональную оценку другой предприниматель. При этом собеседники издания подчеркивают, что аналогичные ситуации происходят не только в банках с госучастием, таких как Сбербанк и ВТБ, но и в региональных комструктурах. «Ситуация касается всех поголовно, какие-нибудь УБРиР или СКБ не исключение», – замечает собеседник издания.

«В целом создана система, в которой работать по-другому невозможно. Сотрудники банков, отвечающие за финмониторинг, настолько запуганы, что предпочитают перестраховываться. Они, безусловно, имеют профессиональное суждение, в соответствии с которым могут отнести операцию к нормальной, но им проще по формальным признакам этого не делать, поскольку ответственность несоизмерима с недовольством клиента или его потерей. Доходит до того, что ЦБ пишет письма с просьбой проверить клиента, потому что предприниматель платит налогов меньше какого-то процента от оборота, и это якобы вызывает подозрения. В итоге его шерстят на легализацию доходов. Стоит сказать, что у нас в целом произошла подмена понятий. Легализация – это когда наличные деньги поступают в банк и становятся официально чистыми, этот принцип прописан и в Базеле. У нас же под этими лозунгами идет борьба, скорее, с уклонением от налогов и более или менее легальными способами их оптимизации. Предпринимателей пытаются заставить работать по неудобным для них схемам. Стоит также отметить, подобные ситуации в меньшей степени происходят в госбанках. Поэтому многие в Челябинске уходят в тот же самый Сбербанк. Создается аномальная ситуация: якобы борясь за чистоту и прозрачность бизнеса, регулятор этот бизнес и добивает», – описывает ситуацию представитель финансового сектора Южного Урала, пожелавший общаться в закрытом режиме.

При этом финансисты подчеркивают, что любые рекомендации ЦБ воспринимаются участниками рынка как руководство к действию. «Те же самые «черные списки», которые формирует и рассылает регулятор, используются очень четко, потому что никто не хочет брать на себя риски. И в этом, безусловно, кроется серьезная составляющая проблемы». Другой представитель коммерческого банка, присутствующего на территории УрФО, также на условиях анонимности, отметил, что сложившаяся ситуация – «напрямую следует из политики, проводимой ЦБ».

«Я могу констатировать, что за последнее время подходы к вопросам противодействия отмыванию доходов сильно ужесточились. Это прямое следствие политики ЦБ, потому что за любыми даже техническими ошибками следует очень жесткое наказание. В целом Банк России демонстрирует всем, что это очень серьезная тема и к ней надо относиться со всем пиететом. В банках ситуация простая: никто не хочет лишиться лицензии за якобы сомнительные операции. Фактически малый бизнес выдавливается с рынка. Причем банки в связи с требованиями регулятора собственными руками убивают свою клиентскую базу. Что вы хотите, если у нас, по официальным оценкам, треть экономики находится в серой зоне, а все остальное – это бюджетные потоки, обсуживающиеся в госбанках. Тем не менее полная потеря клиентской базы, надеюсь, дело далекое. А вот отзыв лицензии или многомиллионные штрафы происходят здесь и сейчас. Центробанк делает все, чтобы «выдавить» экономику в белую. То же самое происходит с кредитованием физических лиц. Да, у тебя есть доходы, но с них могут быть не уплачены налоги, и регулятор их считает неподтвержденными. В итоге банк вынужден создавать резервы в размере не менее 50% от кредита. Все сигналы уже даны, и они предельно четкие, при этом тот факт, что уничтожается целый слой бизнеса, средний класс, никого не останавливает», – поделился своим видением положения дел в секторе представитель банка.

Куда категоричнее в приватном разговоре с обозревателем «Правды УрФО» высказался представитель одного из крупнейших банков России. «Ситуация такова, что единственный бизнес в этой стране – это обналичка. Другого бизнеса сегодня фактически нет».

При этом участники финансового рынка говорят о том, что «политика регулятора, вероятно, приведет к еще большему уходу в теневой сектор предпринимателей». «В итоге в «тень» вытолкают 2-5 миллионов человек с учетом предпринимателей и их семей. Непонятно, что в этой ситуации будут делать банки, ведь крупных корпоративных клиентов и окологосударственных структур на всех не хватит», – дает неутешительный прогноз один из финансистов.

Председатель совета ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков в телефонном разговоре обсуждать с «Правдой УрФО» проблему (нетрадиционно для политика) отказался, сославшись на серьезность темы, и попросил официального письма.

Фото: Илья Питалев / РИА «Новости»

Еще более пессимистичные сценарии описывают сами предприниматели, указывая, что «стремление любыми способами пополнить бюджет» привело к крайне нездоровой ситуации в экономике. «На уровне Госдумы принимается сразу 4 закона, которые направлены на пополнение бюджета и уничтожение малого и среднего бизнеса. Вопрос ведь не только в нормативных актах, но и их исполнении. Можно посмотреть, с каким усердием налоговая вынимает деньги из предпринимателей. Мои знакомые – владельцы тюменской компании, ежегодно платят от 10 миллионов рублей налогов. К ним пришла проверка – ничего серьезного не обнаружила, но все равно доначислили еще миллионы рублей на основании очень сомнительных заключений. В итоге предприятие приняло решение о ликвидации. И таких бизнесменов тысячи, поверьте. Многие мои знакомые уже приняли решение вообще уйти с рынка. Люди сейчас заморозили всю активность, смотрят, что будет происходить дальше. Рано или поздно кому-то придется восстанавливать повсеместно разрушенный бизнес. Впрочем, и цены тогда будут другие – в разы больше, чем сейчас. При дефиците люди всегда платят дороже, а он при условиях такой политики неизбежно настанет», – резюмировал собеседник издания среди предпринимателей Тюменской области.

Так называемый предпринимательский класс, как оценивают политологи, «наиболее социально и политически активный пласт населения», сегодня находится на перепутье решений. «Телевизор нам говорит, что жизнь налаживается. Скоро выборы Путина. Как вы думаете, какое настроение у индивидуальных предпринимателей и их семей? Телеграмм-канал «Банкста» назвал ЦБ филиалом ада на земле. И нам ведь все равно, Путин решил поступить с нами так, или его подчиненная Набиуллина. Значит, он доволен ее решением убить нас как класс, как вид. Но сидеть сложа руки мы ведь не будем, «Газпром» не единственный, у нас дети тоже есть хотят. Набиуллина попросту нас вынуждает поддерживать позицию Навального», – высказал политические предпочтения один из активных участников рынка малого предпринимательства ХМАО-Югры.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни