Общественники отнимают доходы у чиновников Тюмени

Активисты требуют приостановить проведение торгов по пассажирским перевозкам

Администрацию Тюмени заподозрили в искусственном ограничении конкуренции на рынке пассажирских перевозок. Активисты региональной общественной организации «Народный контроль» обнаружили признаки нарушения антимонопольного законодательства в документации, подготовленной чиновниками мэрии к электронным аукционам, запланированным на следующей неделе. По версии общественников, технические задания по торгам «заточены» под конкретных участников, которыми являются муниципальные транспортные активы. Эксперты рынка разделяют подозрения активистов, в то время как кураторы сферы в мэрии предпочитают отмалчиваться, находясь в отпусках. Точку в конфликте предстоит поставить УФАС. Тем временем в самом «транспортном цехе» администрации города готовится кадровая революция.

В управление ФАС по Тюменской области поступило заявление о нарушении законодательства о контрактной системе при организации аукционов для заключения муниципальных контрактов. Представители общественной организации «Народный контроль» просят ведомство приостановить проведение торгов сразу по 14 лотам, касающимся пассажирских перевозок. Кроме того, по 7 лотам предлагается разделить муниципальные и межмуниципальные маршруты, которые заказчик – департамент дорожной инфраструктуры и транспорта горадминистрации – предпочел объединить. Проведение аукционов намечено на 21 августа, и таким образом, ведомству предстоит принять решение в предельно сжатые сроки.

Таблица аукционов, опубликованная на официальном сайте госзакупок 1 августа, привлекла внимание активистов «Народного контроля» и экспертов проекта ОНФ «За честные закупки». Все крупные лоты, начальная максимальная цена контрактов по которым варьируется в диапазоне от 12 до более чем 436,6 млн рублей, предусматривают использование при перевозках транспортных средств большого и особо большого класса. Общественники подозревают, что данный шаг предельно сужает возможности для участия в аукционах. По мнению «народных контролеров», в техзадании усматриваются и другие признаки включения условий под конкретного поставщика.

«Согласно техническим заданиям электронных аукционов, <…> в один лот объединены муниципальные и межмуниципальные маршруты. Кроме отличия по протяженности и особенностям обслуживания на данных маршрутах установлен разный тариф за проезд <…> Пунктом 18 Извещения установлено следующее требование: перевозчик обязан использовать транспортные средства в единой цветовой гамме (зеленый цвет – «флора», согласно образцу Приложения №6 к проекту муниципального контракта). За невыполнение данного требования, согласно пункту 9.5 муниципального контракта, предусмотрен штраф. Данное требование установлено исключительно в интересах АО «Тюменское ПАТП №1» и АО «Тюменское ПАТП №2» (основные пассажироперевозчики муниципалитета, учредителем которых является МО «город Тюмень». – Прим. ред.), которым накануне аукциона была закуплена партия новых автобусов «ЛиАЗ» цвета «флора».

Пунктом 18 Извещения установлено следующее требование: перевозчик обязан использовать транспортные средства, оснащенные техническими средствами, позволяющими производить видеозапись и хранение каждого отчетного дня работы в течение 30 календарных дней: а)дорожной ситуации (по направлению движения транспортного средства); б) действий водителя на рабочем месте; в) обстановки в салоне транспортного средства; г)всех дверей транспортного средства, предназначенных для посадки (высадки) пассажиров <…> Именно с такими камерами была поставлена новая партия автобусов «ЛиАЗ» для АО «Тюменское ПАТП №1» и АО «Тюменское ПАТП №2»… Кроме того что эти требования прописаны под конкретного участника, они никак не влияют на качество оказываемых услуг и, следовательно, искусственным образом ограничивают конкуренцию и нарушают требования ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», – излагают в своем заявлении активисты (копия документа находится в распоряжении «Правды УрФО». – Прим. ред.).

Подобные требования, по мнению общественников, в том числе экспертов «Общероссийского народного фронта», не только резко ограничивают конкуренцию в интересах подконтрольных чиновникам мэрии предприятий, но и в перспективе поспособствуют росту тарифов. При этом активисты указывают, что ранее уже выдвигали претензии к муниципальным контрактам и находили поддержку в надзорных органах.

«Прописав указанные требования по цвету и количеству камер в салоне в аукционной документации, администрация города Тюмени открыто лоббирует интересы двух хозяйствующих субъектов – ПАТП №1 и ПАТП №2. Ведь не прошло и месяца, как всему городу были продемонстрированы новенькие автобусы, закупленные ПАТП именно с такими параметрами. С одной стороны, так и должно быть, поскольку эти два предприятия принадлежат городу Тюмень. С другой стороны, закон о защите конкуренции еще никто не отменял, и когда лоббирование происходит таким топорным образом, здесь уже стоит задуматься. Требования по цвету установлены только для автобусов, осуществляющих перевозки школьников (желтый), все остальное – это прихоти чиновников. То же самое касается камер в салоне автобуса. Если руководитель предприятия посчитает нужным обезопасить себя от лишних страховых выплат, пусть устанавливает хоть 10 камер за свой счет. А то получится так: сначала все перевозчики в добровольно-принудительном порядке перекрасятся или купят новые зеленые автобусы, поставят на них по 5 камер, а потом снова придут в мэрию и заявят об убыточности перевозок и попросят поднять тариф. Такое мы уже наблюдали не раз.

Своей победой считаем тот факт, что в новых контрактах уже убран пункт, разрешающий победителям аукциона привлекать к перевозкам субподрядчиков. Мы это положение начали оспаривать сразу же после проведения прошлогодних аукционов, так как он противоречит Федеральному закону №220-ФЗ. На нашу сторону встало только УГАДН по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО. В настоящее время ответы городской прокуратуры обжалуются в прокуратуре Тюменской области. Но, видимо, в администрации сами поняли, что сделали что-то не то, раз исключили данный пункт», – рассказал изданию эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Виктор Нестерук.

Позицию «Народного контроля» и экспертов ОНФ поддерживают и отраслевые специалисты. Собеседники издания в профессиональном сообществе рассуждают о схожести ситуации в различных городах и говорят о плюсах и минусах «зачистки» рынка.

«Ситуация, которая сейчас складывается в Тюмени, мало чем отличается от других крупных городов, того же Екатеринбурга. Там проводятся подобные аукционы. Здесь есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, действительно можно отсеять неподготовленных людей, непрофессионалов. В сегменте должны работать компетентные компании. Но, во-первых, количество таких фирм крайне ограничено, а во-вторых, требования к конкуренции никто не отменял. Пока же бросается в глаза, что аукционы явно заточены под свои предприятия, которые в дальнейшем и будут субсидировать», – считает представитель транспортной сферы, детально знакомый с ситуацией на рынке нескольких регионов РФ.

Тем временем в мэрии Тюмени предпочитают хранить молчание. Куратор транспортной сферы, заместитель главы городской администрации Максим Афанасьев отказался ответить на вопросы агентства, сославшись на отпуск.

Тюмень

В стенах мэрии тем временем готовятся к «кадровой революции» в транспортном блоке. Два актива в скором времени, по информации собеседников издания, планируется объединить, а главой единого предприятия назначить Романа Шулепова, с которым связывают транспортный коллапс, настигший Тюмень осенью 2011 года. Десятки маршрутов тогда были сокращены, и тысячи горожан буквально штурмовали оставшиеся маршрутки. Мелкие частные перевозчики устраивали акции протеста, социальная напряженность резко возросла, и в итоге спустя несколько дней властям пришлось экстренно пересматривать ход «оптимизации» из-за предельно накалившейся обстановки. Вскоре под начало главного антагониста частных перевозчиков образца 2011 года, вероятно, перейдет объединенный транспортный актив мэрии.

«В настоящее время ПАТП №1 и ПАТП №2 находятся в процессе слияния. Должность нового руководителя готовится занять Роман Шулепов, на текущий момент являющийся заместителем генерального директора обоих ПАТП Александра Пискулина. С 2011 по 2016 Шулепов занимал должность заместителя директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. Именно при нем случился известный транспортный коллапс в сентябре 2011 года, когда все перевозчики поехали по вновь заключенным договорам. Бывшему директору департамента Виктору Смолину не раз приходилось отвечать перед городской прокуратурой и тюменским УФАС за работу своего заместителя. После проведения аукционов в 2016 году Шулепов неожиданно увольняется с должности заместителя директора департамента и устраивается заместителем генерального директора АО «ТТС», генеральным директором которого является Алексей Раков, брат Анастасии Раковой, заместителя мэра Москвы Сергея Собянина. А спустя некоторое время уже работает заместителем генерального директора в ПАТП №1», – поделился на условиях анонимности информацией собеседник издания в руководящем аппарате мэрии.

Уже в ближайшее время станет известно, какую позицию в очередном раунде конфликта займет региональное УФАС. Представители «Народного контроля» рассчитывают, что ведомство как минимум приостановит проведение аукционов, итоги которых, по их мнению, «практически полностью уничтожат немалую долю компаний, специализирующихся на транспортных услугах, а также создадут явную угрозу повторения событий сентября 2011 года».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни