Деньги рабочих Сабетты осядут на счетах в Евросоюзе и США

Версия для печати

На стратегическом объекте продолжает расти недовольство рабочих

В Ямало-Ненецком автономном округе нарастает недовольство вахтовых рабочих одного из крупнейших подрядчиков «Ямал СПГ» (более 50% акций принадлежит «НОВАТЭКу»). О многочисленных нарушениях трудового законодательства заявляют сотрудники скандально известного ООО «Велесстрой», официально считающегося российской компанией, конечными бенефициарами которой, однако, являются граждане стран НАТО. Претензии вахтовики адресуют и дочерней структуре – ООО «Велесстроймонтаж». Спектр жалоб разнообразен: исключительно тяжелые условия труда, задержки и размеры зарплат, высокая текучка кадров и напряженность в трудовых коллективах, напрямую влияющие на эффективность работ на стратегическом объекте. Нарушения законодательства неоднократно выявляла и региональная Гострудинспекция. С учетом роста напряженности вокруг «Ямал СПГ» из-за проблемных застройщиков отраслевые эксперты отмечают, что « руководству ЯНАО грозит обострение не только экономических, но и политических рисков». Тем временем средства, заработанные на стройках Сабетты, иностранные руководители «Велесстроя» активно вкладывают в недвижимость в ЕС и США.

Рабочие крупных подрядчиков ОАО «Ямал СПГ» – ООО «Велесстрой» и ООО «Велесстроймонтаж» – активно жалуются на задержки заработных плат и проблемы с получением зарплатных банковских карт. Кроме того, вахтовики выражают недовольство бытовыми и трудовыми условиями.

«Я приехал в Сабетту, устроившись в «Велесстроймонтаж» через кадровое агентство. Думал, что еду на должность прораба, а меня поставили монтажником. Позднее мне сказали, что нужно пройти стажировку для возможного трудоустройства производителем работ. Однако меня так и оставили монтажником, несмотря на пятилетний опыт и два высших образования. Я проработал три недели и уволился в конце июля, но до сих пор мне не выдали зарплатную карту и я не могу получить деньги. А уволился, потому что там мизерные заплаты. Поскольку компанией управляют сербы (на самом деле граждане Хорватии и США. – Прим. ред.), там маленький процент российских рабочих. К тому же тарифы почасовой оплаты у русских рабочих в разы меньше, чем у сербов. У российского монтажника на трубопроводе ставка будет 240-265 рублей в час, а у серба – 413-415 рублей. Даже у маляров тарифы начинаются с 400 рублей», рассказывает экс-сотрудник «Велесстроймонтажа».

Проблемы с зарплатами вахтовики тем не менее считают не единственными, признаваясь, что «задерживают, но все официально, все в итоге выплачивают, и премии в конце года тоже». Значительно более негативные отзывы персонал дает о бытовых и трудовых условиях, которые называют «едва ли не каторжными». По словам сотрудников, «в маленьких комнатушках живет 6-8 человек, не хватает спецодежды, приходится работать чуть ли не в дырявых сапогах, а смены почти по 10 часов».

Собеседники издания указывают на постоянно присутствующую напряженность между руководством и персоналом. Официально гендиректором «Велесстроя» значится Златко Пенич, однако конечным бенефициаром считается небезызвестный хорватский предприниматель Михайло Перенчевич. Бизнесмен пользуется неоднозначной репутацией на родине, где его считают одним из богатейших людей Балкан. При этом большую часть времени Перенчевич проводит в России – здесь его компания регулярно получает крупные заказы. Помимо «Ямал СПГ», «Велесстрой», в частности, активно сотрудничает с «Транснефтью» (Перенчевичу приписывают тесные дружеские и деловые отношения с президентом «Транснефти» Николаем Токаревым). Кроме того, «Велесстрой» в качестве субподрядчика работает на еще одном стратегическом для России проекте – «Амурском ГПЗ» (заводе по переработке гелия), – входящем в систему строящегося газопровода «Сила Сибири».

В авторитетном хорватском издании Jutаrnji Viesti упоминалось о наличии у Перенчевича помимо хорватского, еще и американского гражданства. При этом в России Перенчевич не стремится афишировать наличие у него паспорта США и в целом максимально избегает публичности. Деньги, получаемые от реализации проектов в РФ, предприниматель предпочитает вкладывать в недвижимость в Хорватии и США. В частности, принадлежащая ему группа Jadranka вложила в элитную туристическую инфраструктуру острова Лошинь порядка 100 млн евро. Бизнес-партнером Перенчевича по «Велесстрою» выступает еще один хорватский предприниматель Крешимир Филипович, который известен как «близкий друг» уроженки Ханты-Мансийска Анастасии Раковой, ныне заммэра Москвы Сергея Собянина. Златко Пенич выполняет функции номинального директора, при этом, по свидетельствам осведомленных источников издания, даже не обладает профильным образованием.

Между руководителями и сотрудниками предприятия, по оценкам персонала, «существует гигантский разрыв». На трудовую обстановку деструктивно влияет и «отсутствие доверия между самими сотрудниками, потому что все готовы друг друга сдать, а в лицо улыбаются». При обращении с вопросами к руководству, по словам вахтовиков, ответы получить не удается, проблемы решить тоже не всегда получается. Добавим, на телефонные звонки «Правды УрФО» в «Велесстрое» и дочерней структуре к моменту публикации материала также не ответили.

Недовольство организационными вопросами высказывают и экс-работники «Велесстроя», которые указали на короткий межвахтовый период, «когда для двух- или трехмесячной вахты отдохнуть можно было три недели». Некоторые жалуются на отсутствие выходных в трудовом договоре. Бывшие сотрудники также обращают внимание, что при работе в компаниях они столкнулись с «несвоевременным и формальным обучением руководящего состава и линейных рабочих».

«При работе на эти конторы есть и другие неудобства. Чтобы попасть в единственный банкомат в Сабетте, установленный в аэропорту, и перевести деньги семье, мы вынуждены отпрашиваться, теряя рабочие дни. И никогда нет уверенности, что в вахтовке будет место», – отмечает сотрудник строительной компании.

Помимо вахтовиков претензии к соблюдению законов предъявляла и Государственная инспекция труда в ЯНАО. В пресс-службе ведомства сообщили, что после тяжелых несчастных случаев в 2017 году была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Велесстрой». Инспекторы выявили нарушения требований трудового законодательства в части проведения психиатрических освидетельствований работников общества. По информации, предоставленной ГТИ, работодателю выдано предписание об устранении выявленных нарушений, по итогам рассмотрения которых виновных лиц оштрафовали на 125 тыс. рублей.

Кроме того, в начале 2017 года следователи Ямальского района заводили уголовное дело по факту причинения смерти работнику ООО «Велесстрой». В ходе следствия было установлено, что машинист экскаватора в районе строящегося завода в поселке Сабетта самовольно решил оказать другому работнику помощь по замене навесного оборудования на экскаваторе. В результате нарушения правил безопасности при эксплуатации спецтехники потерпевший получил смертельные раны. Сотруднику «Велесстроя» предъявили обвинения по статье «Причинение смерти по неосторожности».

Аналогичный случай с групповым смертельным исходом был зарегистрирован в 2015 году. Проблемы с охраной труда у компании возникали и ранее. Как писала «Правда УрФО», под пристальное внимание контрольных и надзорных органов «Велесстрой» попадал в начале 2015 года, когда во время пожара в жилом модуле на нефтеперекачивающей станции (НПС) Северо-Пуровского месторождения погибло несколько рабочих из Сербии.

Между тем официально компания нарушения техники безопасности на производстве не признает.

«Да, это то, чем мы гордимся и смело об этом говорим! Наши сотрудники на проекте «Ямал СПГ» отработали 7 267 000 человеко-часов без происшествий и травм! И это не предел, новая цель – 10 000 000 человеко-часов без происшествий и травм и потери рабочего времени. «Безопасность сотрудников – это наша приоритетная цель», – так сказал генеральный директор «Велесстрой» Златко Пенич, и каждый руководитель на проектах неукоснительно этому следует. Развивая и совершенствуя программу мотивации по охране труда, мы приучаем всех сотрудников с особым вниманием относиться к собственной безопасности и безопасности своих коллег, чтобы все без исключения возвращались домой здоровыми и счастливыми», – заявлено в официальном сообщении предприятия.

Отметим, претензии вахтовиков к работодателям, которые являются подрядчиками ОАО «Ямал СПГ», были озвучены далеко не впервые. В профсоюзах отмечают, что лишь за последний год в ЯНАО из-за нарушения трудовых прав произошло около десяти крупных протестных акций, в том числе голодовки. По мнению представителей правозащитных организаций, при сохранений текущих условий работы «недовольство будет только расти, и дальше будет только хуже». При этом политологи усматривают помимо роста социальной напряженности на стратегических объектах и другие негативные факторы. Возведение инфраструктуры фактически контролируется крупными бизнесменами из стран, являющихся геополитическими противниками России, что влечет «политические риски в том числе для регионального правительства и исполнительной власти в лице губернатора Дмитрия Кобылкина». Эксперты подчеркивают, что «повышенное внимание федерального центра к реализации стратегического проекта «Ямал СПГ» распространяется не только на отчеты региональных чиновников».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото: ООО «Велесстрой»

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.