Екатеринбург и Челябинск противопоставят Москве

Версия для печати

Эксперты оценили перспективы конурбации двух столиц

Свердловская и Челябинская области выходят на новый этап формирования стратегий развития. Уже в ближайшее время, в соответствии с установками федерального правительства, субъектам необходимо будет определить свое место в макрорегионе. Эксперты ожидают сближения двух территорий и формирования конурбации Екатеринбурга и Челябинска, в том числе за счет реализации проекта высокоскоростной магистрали между двумя городами-миллионниками. В числе положительных эффектов от слияния центров аналитики называют многомиллиардный рост поступлений в бюджет, оживление рынка труда, увеличение инвестиционной привлекательности территорий, экономию бюджетных трат в свете синхронизации планов развития. По оценкам специалистов, конурбация Екатеринбурга и Челябинска может стать третьим или даже вторым региональным союзом в стране, сформировав определенный противовес Москве и Санкт-Петербургу. Впрочем, как признаются эксперты, существует целый ряд как политических, так и экономических факторов, которые станут едва ли преодолимым препятствием в процессе сближения территорий, а изменить ситуацию «сможет только политическая воля федерального центра».

Регионы УрФО должны уже в ближайшие годы представить федеральному правительству свои планы, которые лягут в основу стратегии пространственного развития макрорегиона. Как отмечают эксперты, ключевую роль в ней будет играть, в частности, проект конурбации Екатеринбург – Челябинск, который способен стать импульсом для развития экономики всего Урала. Проблематику и перспективы объединения территорий, и в том числе формирования «уральского созвездия», эксперты обсудили на международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2017». В ходе диалога акцент ожидаемо был сделан на реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск – Екатеринбург, который позволит обеспечить часовую доступность между мегаполисами.

Как отметил, выступая перед участниками совещания, министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников, в 2018 году планируется подписать концессионное соглашение с инвестором по высокоскоростной магистрали. Ожидается что участие в проекте примет и китайская железнодорожная корпорация CREC. Согласно открытым данным, в топ-500 китайских предприятий она занимает 7-е место. Также компания включена в список из 225 лучших мировых подрядчиков. Концедентом, по словам министра, выступит Российская Федерация. Соглашение будет заключено сроком на 25-35 лет. Строительство, по планам чиновников, должно начаться к 2020 году. Ввод ВСМ Челябинск – Екатеринбург в эксплуатацию запланирован на 2023-2024 годы. Стоимость проекта первоначально оценивалась в 165 млрд рублей или 2,5 млрд долларов. Сейчас объем затрат уточняется.

«Было предложено 8 маршрутов. Один выбран для детальной проработки. Выполнены аэрофотосъемка и лазерное сканирование местности, просчитывается точная стоимость строительства», – пояснил Сергей Смольников.

По его словам, после утверждения объемов капзатрат будет определена и доля расходов, которую компенсирует концессионеру федеральная казна. Как подчеркивают экономисты, уже сейчас можно говорить, что трафик не покроет затрат инвестора.

Согласно одной из моделей финансирования, которая прорабатывается сейчас, в том числе, на федеральном уровне, предполагается, что 20% всех затрат обеспечит акционерный капитал. Треть необходимых средств концессионер привлечет в коммерческих банках, 16% – в банках развития, еще треть придется на кредиты и средства НПФ (облигационные займы), 12% намерены привлечь через инфраструктурные облигации, еще 2% с помощью краткосрочных займов.

Одной из важных составляющих проекта чиновники и экономисты называют присутствие значительной доли техники и оборудования для ВСМ местного изготовления. Согласно существующей сейчас концепции, на маршруте ускоренного регионального поезда будут курсировать «Ласточки» производства завода «Уральские локомотивы» (СП «Синары» и Siemens). Однако основной подвижной состав, тем не менее, будет импортным.

«Требуемые скорости – до 300 километров в час. И даже если «Ласточки» модернизируют, максимум – до 200 километров в час. Сейчас рассматриваются поезда, курсирующие по маршруту Москва – Санкт-Петербург, Siemens Velaro, но уже европейской модификации, где максимальная скорость движения – 350 километров в час. В экономическом обосновании у нас они указаны», – пояснил «Правде УрФО» руководитель экспертной группы Максим Фадеев. Он отметил, что европейская модель рассчитана на более узкую колею. Однако за время проектирования и строительства уральской ВСМ, рассчитывают авторы проекта, появится подходящая модификация.

Отметим, что поезда линейки Velaro собираются сейчас за рубежом, однако эксперт не исключает локализации производства в России в случае полноценного запуска программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ.

Рассуждая, в целом, о потенциальных эффектах формирования конурбации и реализации проекта ВСМ, эксперты выделяют три условных блока: «концентрация», «спецификация» и «синхронизация планов».

Если говорить о первом блоке и бюджетной составляющей, по предварительным расчетам Центра экономики инфраструктуры, в результате агломерационных и мультипликативных эффектов, при условии реализации ВСМ, прирост ВРП Свердловской и Челябинской областей до 2030 года составит 1,27 трлн рублей. Дополнительные доходы консолидированного бюджета РФ – более 290 млрд рублей. По данным экспертов, только в период прокладки магистрали бюджеты Челябинской и Свердловской областей получат дополнительно по 10 и 15 млрд рублей. В первые 10 лет эксплуатации объекта ожидается увеличение доходов на 75 и 85 млрд рублей.

Кроме того, объединение территорий позволит сформировать колоссальный по сравнению с нынешними реалиями рынок сбыта, который оценивается в 4 млн человек. Это, в свою очередь, скажется на инвестиционной привлекательности обоих субъектов (Свердловская область – 33-е место в рейтинге АСИ, Челябинская – 22-е), поскольку для крупного бизнеса объем рынка остается одним из ключевых факторов. Кроме того, вырастет мобильность граждан, что приведет к оживлению рынка труда. Среди прочих эффектов указывается увеличение заработных плат и обострение конкуренции за кадры.

«Уменьшается неравномерность зарплат. То есть предприятия, находящиеся в Челябинске, будут вынуждены поднимать оплату, иначе они рискуют потерять сотрудников, которые станут ездить на работу в Екатеринбург. Это в большей степени относится к малым городам, которые находятся между двумя миллионниками», – отмечают эксперты Центра экономики инфраструктуры.

При этом концентрация населения, как указывают экономисты, будет способствовать повышению производительности труда. По разным оценкам, рост может составить от 3 до 15%.

Скажутся данные процессы и на рынке недвижимости, капитализация объектов может вырасти от 31% до 70%. Например, оценивая влияние ВСМ на стоимость недвижимости, представители партнерства «Новый экономический рост» указывали на подъем в разных частях территорий от 19,5% до 57,4%.

Второй условный блок эффектов связан с возможной специализацией территорий. Каждый из крупных представителей конурбации, будь то Екатеринбург, Челябинск или Нижний Тагил, сможет встроиться в общую модель, делая упор на определенном направлении, что даст кумулятивный эффект.

«Возможна специализация муниципалитетов. Хотя Екатеринбург и Челябинск по экономике сильно похожи. Допустим, Екатеринбург будет превращаться в торгово-банковский город, чиновничий. А Челябинск сохранит свою промышленную направленность, чтобы не конкурировать, а за счет взаимодействия получать дополнительную синергию для обоих городов», – рассуждает представитель крупной финансово-промышленной группы.

К устранению «излишней, неконструктивной» межрегиональной конкуренции, по словам экономистов, должна привести и синхронизация планов территорий.

«Сейчас между двумя регионами существует совершенно неразумная конкуренция. Просто так выстроена наша территориальная модель развития. Каждая область пытается заманить к себе инвесторов, происходит перетягивание одеяла. Аналогичная ситуация с территориальным развитием. Оба субъекта живут по своим планам. При этом на границе между ними, например, могут разместить схожие производства, которые в итоге будут конкурировать. Синхронизация позволит избежать этого, как и многих других рисков. Например, экологических. Когда условно на Южном Урале размешается завод, который впоследствии оказывает влияние на окружающую среду Свердловской области. Абсолютно понятен и эффект экономии бюджетных ресурсов. В пример чаще всего приводится проблема ТКО. И Екатеринбургу, и Челябинску нужны полигоны. В текущей модели надо строить два объекта. Объединение планов и территорий позволит возвести один крупный, профинансировав его из двух бюджетов и решив проблемы центров», – обозначил свое видение ситуации собеседник, знакомый с разрабатываемыми концепциями.

В целом, как резюмируют эксперты, конурбация Екатеринбурга и Челябинска может стать третьим или даже вторым «региональным союзом» в стране, выступив определенным противовесом Москве и Санкт-Петербургу.

Между тем, как признаются экономисты и чиновники, сохраняется ряд существенных факторов, препятствующих объединению территорий. «Даже если абстрагироваться от конкретных сложностей, связанных с реализацией такого масштабного проекта, как ВСМ, в условиях жесточайшей ограниченности бюджетных средств, есть понимание, что процессы формирования конурбации будут проходить очень непросто», – отмечает высокопоставленный собеседник издания.

Среди таких причин эксперты называют особенности действующего федерального законодательства: на данный момент не прописано даже понятие агломерации, как и механизмы ее создания.

Второй немаловажный фактор – политический. «Существует понятная политическая конкуренция. Никто в данном случае не захочет делить пальму первенства – ни чиновники, ни группы влияния. Здесь нужны договоренности на самом высоком уровне. По сути, только воля федерального правительства будет способна ускорить данный процесс. Плюс очень сложно будет изменить существующую ментальность ряда управленцев и настроить их на межрегиональное сотрудничество. Эти процессы хорошо видны на примере Екатеринбурга и Челябинска, ведь идея объединения муниципалитетов обсуждается еще с начала 2000-х», – отмечает собеседник издания.

К прочему, аналитики выделяют и ряд экономических и территориальных противоречий. Один из них – насыщение территорий между двумя городами-миллионниками.

«Сказать, что мы создаем конурбацию, это, конечно, хорошо. Можно даже ВСМ реализовать, но если между территориями будет чистое поле, это – не конурбация, это – фикция. А разумных идей, чем насытить это пространство, я лично не видел», – отмечает экономист, знакомый с проектом.

Еще ряд факторов можно отнести к социальным. В частности, по оценкам политологов, объединение территорий может вызвать определенные социальные протесты. «Никто пока не проводил опросы среди жителей Челябинска и Екатеринбурга, а хотят ли они объединения. Не уверен, что все будут довольны таким решением», – отмечает собеседник издания.

Кроме того, противники агломерационных процессов указывают на вероятное «вымирание» территорий, которые окажутся за чертой конурбации. Впрочем, экономисты считают данный довод несостоятельным, указывая на неизбежность процессов притяжения капитала к центрам.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский, врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев и президент РЖД Олег Белозеров

Так или иначе, резюмируют эксперты, на данный момент можно говорить об активизации процессов, связанных с конурбацией Екатеринбурга и Челябинска, что видно и по продвижению проекта высокоскоростной магистрали, и по работе, сопряженной с формированием Челябинской агломерации и Большого Екатеринбурга. Так, буквально в начале июня в рамках Петербургского международного экономического форума ОАО «РЖД», Челябинская и Свердловская области подписали соглашение о сотрудничестве в реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали. Подписи под документом поставили президент РЖД Олег Белозеров, врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев и глава Южного Урала Борис Дубровский. Аналитики считают, что процесс объединения в конечном итоге неизбежен и будет обусловлен потолком роста данных территорий. Ускорить его, по оценкам экспертов, могут только установки официальной Москвы.

«Правда УрФО» следит за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Комментарии

Богоподобный град

Богоподобный град Екатеринбург, в случае конурбации с Челябинским городишкой, только потеряет.

От этих горе челябинцев уже

От этих горе челябинцев уже протолкнуться некуда, такое ощущение что половина населения их грязного городка переехало в Екатеринбург! Быдловатые, завистливые люди, желчь так и льется из них!Пол городка уже переехало в стольный град Екатеринбург, а всё ругают наш мегаполис, то дороги им не нравятся, то вода, то еще что нибудь навыдумывают. Сидели бы у себя в заводском городишке, играли бы в шашечки на своих широких и убитых дорогах, и не надо было бы стоять у нас в пробках, жили бы в своей дыре с противогазами, сделайте у себя в каждом доме по красному-белому и бухайте дешевое пойло, жизнь бы удалась. Удалось нам с компанией на майские праздники скататься до Челябинска! Это не город а помойка буквально! При чем, что были только в самом центре. Мусор разносит ветром по всему центру, пакеты летают по воздуху, все какое то заброшенное, разрушенное ( и это самый центр ), бомжатский подземный переход на площади, пустой город, все люди уезжали в сторону Екатеринбурга когда мы только ехали туда, конечно, как тут не уедешь из такой жопы, чтоб хотя бы немного отдохнуть и развеятся от всего этого. Грязные улицы, убитые но широкие дороги, везде алкашня какая то бротит, запустенье, за место реки грязное болото какое то, и только одинокий фонтан посреди этого болота старался из всех сил и радовал жителей и гостей этого гадюшника.

И не говорите! Последней

И не говорите! Последней каплей в моей жизни в Челябинске перед переездом во Владикавказ было страшное происшествие прямо посреди Кировки. Ко мне подошел какой-то оборванец и плюнул в меня, а когда я стала возмущаться, он негодяй стукнул меня прямо в ухо. Потом два дня ничего не слышала и синяк был на пол лица. А самое плохое что накануне у нас был в офисе корпоратив посидели с девочками. И все хоть и не говорили но думали что это я где-то поднабралась и пострадала после праздника. Фу люди! То ли дело Кавказ. Здесь я снова ожилаи почуяла себя Женщиной!! 

Я как пожилая женщина,

Я как пожилая женщина, которая отдала Челябинску 7 лет своей яркой биографии могу точно сказать что радовалась ужасно, когда наконец покинула эту дыру и переехала на благодатный юг - во Владикавказ. Но во мне до сих пор живет весь тот ужас и смрад, который олицетворяет этот мрачный город с помойкой в центре. Это гдеж еще такое видано? А воздух??? У меня после переезда голова еще год наверное раскалывалась от чистого кавказского воздуха. Голова не привыкла к такому. В Челябинске с яслей надо к противогазу привыкать. Екатеринбург другое дело. В нем чувствуется сила и мощь. И о городе заботятся. Надеюсь уважаемые екатеринбуржцы подтянут этот дикий край хоть к какому-то подобию цивилизованного мира. И конурбации быть. Но явно движущей силой должен быть Екатеринбург.   

Комментарии просто огонь!

Комментарии просто огонь! Очередно доказательство, что бардак в головах не только у чиновников. Объединение территорий - процесс неизбежный. Связи сложились исторически. Весь мир идет по этому пути. И только клоуны в Екатеринбурге и Челябинске считают себя особенными. Вот таки ослы и будут тормозить конурбацию. На митинги выходить. Путину писать. А чинуши, которые не видят дальше своего кармана, будут "народный гнев" активно подогревать: этож как - своя кормушка хоть и маленькая, но ближе к телу. В итоге, процесс который бы позволил "заработать" и ослам и чинушам, будет вязнуть в этом море идиотизма, как это происходит уже с десяток лет. Молодцы, что сказать. Вместо мозгов у большинства фикальная масса смешанная с чувством собственного превосходства. 

Вот поэтому Юревича и сняли и

Вот поэтому Юревича и сняли и продолжают гнобить. Он никогда бы никакого объединения не допустил. А этот, магнитогорский, что прикажут, то и сделает. Он тут жить не собирается с его миллиардами.

Гладко было на бумаге, да

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. И ваша дорога высокоскоростная нам не нужна. Только зря бюджетные деньги попилите. Лучше бы трассу четырехполосную нормальную построили. До сих пор между городами-миллионниками однополоска. Ни обогнать, ни объехать.

А давайте мы превратим

А давайте мы превратим Челябинск в торгово-банковский город, чиновничий. А Ё-бург пусть сохранит свою промышленную направленность, Тогда я согласна. А так получается, что свердловчане просто прибирают к рукам все наши денюжки, а нам оставляют грязные заводы, Маяки и ГОКи вместе с выбросами. Сейчас !уйвашев проталкивает Томинский ГОК, потом так же будет проталкивать Бергильдинский участок. Ну подумаешь,  отравят всю воду. Главное, чтобы е-катеринбуржским чиновникам сладко жилось.  К тому же Челябинск и по инвестиционной привлекательности выше, чем Ё-бург. Челябинцы, надо быть полными дураками, чтобы согласиться на это. Вот поэтому тут и намекается на федеральный центр. Ясно же, что по доброй воле никакого объединения не будет. Пусть объединяются с Курганской областью и хозяйничают там. Если курганцы согласятся, конечно.

В каком это месте такая дыра

В каком это месте такая дыра как провонявшая насквозь выбросами Челяба инвестиционно привлкательнее, чем стольный град Святой Екатерины, в тени которого вы постоянно находитесь и исходите завистью и неблагодарностью? Поведай-ка об этом. Екатеринбург - столица опорного края державы, со дня основания призванная повелевать окрестными сельпо. И примите это как данность. А ВСМ нужна, чтобы облегчить вам, дурням, дорогу до места работы и до крупных торговых центров, чтоб затариться на всякие праздники. Под Новый год не продохнуть бывает от гостей на улицах Достославного Екатеринбурга.

Ойй, столица... не смеши мои

Ойй, столица... не смеши мои пятки. Прикольно наблюдать, как на провинциальных сайтиках, 2 равноценных по сути города, меряются пиписьками. Вот Москва - столица! А вы сидите дальше в своих деревнях и не рыпайтесь. 

вот тебя бомбануло... да как

вот тебя бомбануло... да как высокопарно-то! Корону на панаму смени, а то голову совсем напекло и бредить начал. Жертва общества потребления.

Екатеринбург точно такой же

Екатеринбург точно такой же грязный и вонючий, как и Челябинск. Бываю в обоих городах и никакой разницы не вижу. Единственное, что в Челябинске дороги получше и пробок нет. А крупных торговых центров в Челябинске очень много. Не понимаю, зачем челябинцам ездить в соседний город за продуктами.

Что-то, я смотрю, повелевать

Что-то, я смотрю, повелевать у вас плохо получается. Да и некому с вашими-то руководителями из бывших слесарей. Вы хоть для начала дороги нормальные в городе сделайте, чтобы столицей называться. А то по вашим дорогам без мата не проедешь. Да и не бывать этому слиянию никогда. Сейчас, слава богу, не ваш пьяница Ельцин у власти.

Ты статью-то внимательно

Ты статью-то внимательно почитай, заодно и увидишь в какой ж.. твой ё-бург. """"Это, в свою очередь, скажется на инвестиционной привлекательности обоих субъектов (Свердловская область – 33-е место в рейтинге АСИ, Челябинская – 22-е)""""А от сверловчан и в Челябинске не продохнуть. И какая может быть зависть к грязному миллионнику, который возомнил себя столицей Урала. Вы сначала себе достойных руководителей выберите. А то на этих ваших без смеха не взглянешь.

Что и требовалось доказать.

Что и требовалось доказать. Как только появился один беспристрастный комментарий о столичной сути Екатеринбурга и его роли фактической третьей столицы России, как повылазили из своих продымленных провонявших нор критиканы, обитающие в одном совершенно неприспособленном для жизни Человека городке - Челябе. Вековая зависть вас гложет, и поэтому Небеса покарали вас Тефтелевым. Так что уймитесь уже и смиритесь с ролью заводской окраины Агломерации. Кесарю - кесарево, а быку - бычачье.  

Вас и столицей-то урала никто

Вас и столицей-то урала никто не считает, кроме вас самих. Куда уж вам до столицы России. Размечтались)))))))))))))

Тефтелевым нас не бог покарал

Тефтелевым нас не бог покарал, а господин Рашников, возомнивший себя богом. А вот вас !уйвашевым, видимо, действительно бог покарал. Однозначно))))) Ну а что касается третьей столицы , то ваш грязный Ё-бург с "черным небом" тут и рядом не стоял. Нижний Новгород и Новосибирск обгоняют вас по всем параметрам. А судя по вам, в Ё-бурге ещё и народишко гниловатый, глуповатый и завистливый. Куда уж таким до столицы-то.

Вижу, как исходите злобой вы

Вижу, как исходите злобой вы в ответ на правду-матку. В принципе, это характерно, для потомков каторжан, пришибленных отравленным воздухом разных Карабашей. Ну, ничего, надеюсь, проект реализуют и тогда все станет на свои места. Екатеринбург - эпицентр, организатор, мыслительный орган, столица и средоточие прогресса. Челябинск - мозолистые руки и резвые ноги, которые необходимы для выполнения предписаний.

Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.