Мэрия Екатеринбурга освоит 75 миллиардов на «ЭКСПО-2025»

Версия для печати

Эксперты обсудили концессионные соглашения в областном центре

Администрация Екатеринбурга представила сегодня перечень инвестиционных проектов, которые планирует реализовать в ближайшей перспективе за счет концессионных соглашений. Самый масштабный из них, строительство второй ветки метро стоимостью в 75 миллиардов рублей, по мнению экспертов, «будет возможен только в случае победы Екатеринбурга в борьбе за «ЭКСПО». Кроме того, свои планы по совершенствованию транспортной инфраструктуры города обозначило ЗАО «РСГ-Академическое», сообщившее о намерении протянуть трамвайную ветку до микрорайона. Как полагают аналитики, трамвайное движение позволит разгрузить центральные улицы мегаполиса и «частично закроет нарастающую потребность в подземном транспорте». Кроме того, администрация планирует реализовать масштабный проект по сокращению свободных парковочных мест в центре города. Часть соглашений чиновники планируют заключить уже в этом году, впрочем, аналитики указывают «на дефицит длинных денег у инвесторов» и «отсутствие на данный момент успешного опыта в концессии».

Мэрия Екатеринбурга сегодня в ходе заседания координационного совета по инвестициям, прошедшего на выставке «ИННОПРОМ-2017», презентовала перечень проектов, реализовать которые планируется посредством заключения концессионных соглашений. Прежде всего, чиновники горадминистрации рассказали о перспективе строительства второй ветки метро от ВИЗа до ЖБИ. Впрочем, инвесторы проекта стоимостью 75 млрд рублей, ожидаемо, названы не были.

На мероприятии городские проектировщики заявили о катастрофической ситуации на дорогах города, отметив, что центральные улицы Ленина и Малышева уже полностью исчерпали свою пропускную способность. По данным заместителя генерального директора «Уралгипротранс» Владимира Веселовского, средняя скорость движения на этих участках в часы пик – 13 км/час. В стесненных условиях, как отметил менеджер, пропустить пассажиропоток может только метро.

В то же время, по словам заместителя главы администрации Екатеринбурга по стратегическому развитию Андрея Корюкова, соединение улиц Ленина и Татищева и прокладка трамвайного пути поставила вопрос «об эффективности строительства второй линии метрополитена» – возможно, часть нагрузки все же сможет взять на себя наземный транспорт.

При этом в разговорах чиновники не скрывают, что «однозначно вопрос по метро, вероятно, будет решен только в случае победы заявки Екатеринбурга на «ЭКСПО-2025». Тем не менее, проектная документация уже частично разработана, а также просчитана экономика проекта под потенциального концессионера.

Как заявил сегодня глава комитета мэрии по финансам Алексей Прядеин, администрация города уже не рассматривает варианты бюджетного финансирования и привлечения кредитных ресурсов, которые также тяжким бременем лягут на бюджет.

Наиболее оптимальным считается заключение концессионного соглашения сроком на 20-30 лет. По замыслу чиновников, концессионер должен привлечь «длинные» деньги, например, через Пенсионные фонды – государственные или частные. «Как правило, это средства различных фондов, в том числе пенсионных. Это может быть как частный, так и государственный фонд. Нам главное, чтобы они вкладывали эти деньги в нашу инфраструктуру», – пояснил «Правде УрФО» глава департамента.

По плану мэрии, концессионер получает право эксплуатации метрополитена на 20-30 лет, за счет чего будет компенсировать свои расходы. По словам Андрея Корюкова, тариф на проезд в этом случае может быть скорректирован в сторону увеличения. Тем не менее, по истечении указанного срока окупится только часть затрат – порядка 45 млрд рублей, еще 30 млрд рублей предстоит покрыть из бюджета. «Это может быть сделано за счет софинансирования из бюджетов всех уровней, – отметил Алексей Прядеин. – Без оператора, который будет готов вкладывать средства в течение 20-30 лет, мы проект не реализуем», – резюмировал глава финансового департамента.

Замглавы администрации Екатеринбурга по стратегическому развитию Андрей Корюков

Согласно проекту, разработанному в «Уралгипротранс», протяженность второй ветки должна составить 17 км или 13 станций. Строить линию планируется в два этапа. Первый предполагает прокладку тоннеля от станции «Металлургическая» до «Площади 1905 года» (всего 7 станций), стоимость в ценах на 1 квартал 2017 года составляет 30 млрд рублей. По данному этапу уже выполнены инженерные изыскания, разработана проектная документация.

Второй этап – это строительство пяти станций от «Площади 1905 года» до ст. «Каменные палатки». Стоимость этой части строительных работ – 45 млрд рублей. По словам Владимира Веселовского, планируется использовать самые современные методики метростроения, что позволит снизить как затраты, так и сроки строительства, и стоимость эксплуатации.

«Используются самые современные методики: перегонные тоннели и станции будут находиться в одном тоннеле на двух этажах. Станции будут строиться 1-2 месяца вместо 1-2 лет, как это делалось ранее. Впоследствии будет возможен переход к движению без машинистов. Благодаря автоматизации, территории будут сокращены в три раза, количество перекладываемых инженерных сооружений также сократится в три раза, срок строительства будет снижен в 1,5 раза, стоимость эксплуатации уменьшится на 20%», – пояснил Владимир Веселовский.

Как отметили чиновники, в случае проведения в Екатеринбурге «ЭКСПО» первый этап может быть удлинен до 7,5 км (против 5,3 км по первоначальному плану), до станции «Верх-Исетская». Стоимость первого этапа возрастет до 39 млрд рублей.

«В случае победы заявки Екатеринбурга и размещения площадки «ЭКСПО» на западе строительство метро становится неизбежным. Доставить участников и гостей выставки без метро будет невозможным», – подчеркнул представитель «Гипротранса».

Вместе с тем, эксперты не исключают, что реализация всех запланированных проектов по строительству трамвайных линий, включая трамваи по ул. Татищева, до Верхней Пышмы и в Академический, может решить вопрос с разгрузкой центральных улиц, и проблема строительства метрополитена станет менее актуальной.

В частности, ЗАО «РСГ-Академическое» сегодня официально заявило о старте работ по строительству бесконтактной линии инновационного трамвая до Академического. Не исключено, что проект также будет реализован за счет концессионного соглашения с администрацией Екатеринбурга.

«Накануне мы пообещали президенту Владимиру Путину пустить трамвай в Академический в течение 3-4 лет. В ближайшее время мы представим техзадание на проектирование инновационного трамвая на бесконтактной сети. Это будет существенная экономия средств – не нужно прокладывать линии и ставить подстанции. Есть система, которой будет достаточно для подзарядки аккумуляторов и последующей эксплуатации трамвая в течение рабочего дня. Будет ли это концессия или какой-то проект в рамках программы Министерства транспорта, мы это решим совместно с администрацией Екатеринбурга и правительством области», – заявил генеральный директор ЗАО «РСГ-Академическое» Виктор Киселев.

Как рассказал председатель комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Игорь Федотов, концессия является наиболее перспективным способом реализации проекта.

Общая стоимость инвестиций – 1,1 млрд рублей, срок окупаемости – 10 лет. Новая трамвайная линия должна пройти по ул. Вильгельма де Геннина от ул. Академика Сахарова до Токарей. Отметим, проектную документацию за собственные средства уже разрабатывает ОАО «Уралгипротранс». По оценкам специалистов института, срок строительства линии – не менее 18 месяцев. Проект предполагает реализацию в два этапа. Первый – строительство линии по Вильгельма де Геннина и Шаумяна и замыкание во временное полукольцо на ул. Волгоградской. Второй – строительство по ул. Токарей. В «РСГ-Академическое» подчеркивают, что начинать необходимо со второго этапа, то есть с ул. Токарей.

Академический

«Мы уже говорили, что первый этап ведет в никуда. Когда мы создаем транспортную сеть, нам важно, чтобы жители пересели с автомобилей на общественный транспорт. Но по первому этапу мы людей заводим в тупик на Волгоградскую, в этом случае люди не пересядут на трамвай. Мы должны начинать со второго этапа и замкнуть кольцо возле театра оперы и балета», – отметил Виктор Киселев.

Еще один транспортный вопрос администрация города также будет решать через концессии – мэрия намерена окончательно закрыть пространство в историческом центре для свободной парковки автомобилей путем создания от 8 до 11 тыс. платных парковочных мест. Администрация города готова заключить соответствующее концессионное соглашение уже в этом году.

По словам Игоря Федотова, предполагается увеличить существующую систему платных парковок с 2497 до 8000 мест. Это потребует 250 млн рублей инвестиций, на которые должно быть размещено не менее 5500 новых парковочных мест, 216 паркоматов и закуплено 8 новых автомобилей видеофиксации нарушений.

Концессионное соглашение, параметры которого уже разработали в мэрии, предполагается заключить на срок до 7 лет. Период реализации – 2017-2024 годы. Стоимость одного часа парковки будет стоить 30 рублей. Выручка концедента составит 20%. Все благоустройство, уборку, а также подключение к источникам энергии должен будет осуществить концессионер. Мэрия ведет переговоры с несколькими инвесторами.

Один из них, компания «Национальные телематические системы», готов даже перевыполнить план и построить в центре Екатеринбурга 11 150 парковочных мест. Как рассказал заместитель генерального директора компании НТС Кирилл Терентьев, исторический центр Екатеринбурга будет поделен на 7 парковочных зон, установят 250 паркоматов. Создание системы платного парковочного пространства приведет к увеличению скорости движения в центре на 15-20%. Предлагаемую администрацией Екатеринбурга схему концессии компания поддерживает. Возможно, что договор заключат уже в этом году.

Из череды транспортных и дорожных концессий выделяется лишь один проект, уже запущенный городским «Водоканалом». МУП намерено построить межмуниципальное предприятие по сушке и переработке иловых осадков, остающихся после очистки сточных вод. Итоговая продукция нового цеха – топливные брикеты, которые пойдут на продажу цементным заводам. Как рассказал главный инженер МУП «Водоканал» Евгений Буженинов, цех планируется разместить на площадке возле южной аэрационной станции в мкрн Химмаш. Производственная мощность предприятия – 400 тонн в сутки, из которых 250 тонн, или 63%, будет поставлять Екатеринбург. Оставшаяся часть в 150 тонн – с очистных сооружений городов-спутников. За счет проекта предлагается полностью устранить угрозу техногенной катастрофы по затоплению земельных участков отходами очистных сооружений.

«Ежегодно на территории Свердловской области под полигоны требуется дополнительно 16 га земли, которые изымаются из оборота. К 2017 году в регионе уже не осталось земельных участков под размещение отходов. Через 20 лет масса иловых осадков составит 3 млн тонн, что грозит экологической катастрофой», – подчеркивают в «Водоканале».

Общая стоимость проекта – 1,3 млрд рублей. Из них 670 млн выделено «Водоканалом» на создание проектной документации и закупку нового оборудования. Оставшиеся 630 млн рублей планируют привлечь за счет средств частного инвестора или бюджетного финансирования. Возможно создание совместного предприятия с «Водоканалом» и частным инвестором. Начало окупаемости проекта для инвестора – через два года, «Водоканал» сможет вернуть свои затраты через 8 лет.

Кроме того, Евгений Буженинов заявил о возможности заключения концессионного соглашения, в котором концедентом выступит МУП «Водоканал». Концессионер сможет выкупить предприятие по истечению срока концессии или вернуть его в муниципальную собственность. При этом в «Водоканале» в очередной раз заявили о необходимости увеличения тарифа на водоотведение.

«Прирост тарифа в Екатеринбурге и городах-спутниках на водоотведение составит 1 рубль 68 копеек за кубометр. Здесь должна быть поддержка федерального или областного бюджета для компенсации роста тарифов, чтобы не было шоковой терапии», – заявил представитель ЕМУП. Поиски инвестора еще ведутся, однако в администрации Екатеринбурга готовы объявить конкурс уже в ближайшее время.

«Правда УрФО» будет следить за развитием ситуации.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.