РЖД подрывает экономику АПК Кургана

Аграрии жалуются на высокие тарифы при перевозках

Правительство Курганской области рассчитывает увеличить присутствие на внешних рынках за счет экспорта зерна в юго-восточную Азию. Однако чиновники наряду с амбициозными намерениями признают, что без новой техники, квалифицированного персонала и при наличии в регионе большого числа мелкотоварных хозяйств выйти на перспективные зарубежные площадки не удастся. С целью роста объемов экспортных и внутрироссийских поставок руководство Зауралья подписало меморандум с железнодорожным оператором ЗАО «Русагротранс», при этом пока не определив конкретных параметров. Губернатор Алексей Кокорин, комментируя соглашение, заявил, что работа с транспортной компанией сократит логистические затраты. Впрочем, аграрии поспешили указать, что Российские железные дороги тарифы на перевозки зерна снижать не спешат, а предоставление специализированных вагонов будет полезно лишь крайне малой доле экспортоориентированных участников рынка. Отраслевые эксперты, анализируя очередные попытки региональных чиновников найти способы спасения зауральского агропрома, уверены, что приоритетными вопросами, которые нужно решить предприятиям для реализации планов, являются снижение себестоимости продукции, повышение качества зерна и установка конкурентоспособной цены.

Правительство Курганской области утвердило меморандум с железнодорожным инфраструктурным оператором ЗАО «Русагротранс». Компания занимается транспортировкой аграрных и минерально-сырьевых грузов в специализированных вагонах, и, по словам губернатора Алексея Кокорина, позволит сократить транспортные расходы на перевозку зерна, простимулировав поставки зерновой продукции в другие регионы России. Глава Зауралья пояснил, что «Русагротранс» будет предоставлять зауральским сельхозтоваропроизводителям вагоны для экспорта зерна и создавать оптимальные схемы маршрутов перевозок. Первый замгубернатора Курганской области – директор Департамента агропромышленного комплекса Сергей Пугин с уверенностью отметил, что за счет взаимодействия аграриев с транспортной компанией удастся нарастить объемы железнодорожных перевозок, расширить географию поставок зерна и повысить конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках.

Реакция пресс-секретаря ЗАО «Русагротранс» Александра Чернова на официальный запрос издания с просьбой прокомментировать соглашение с правительством Курганской области оказалась неожиданной. Уполномоченный на общение с медиа представитель оператора отказался от диалога, объяснив свою категоричную позицию тем, что журналист – «не специалист в зерне», а также добавив, что он «из коммерческой компании и поэтому делает, что хочет». На официальном сайте транспортное предприятие, впрочем, предоставляет информацию о дифференцированных условиях перевозок. В зависимости от суммарного объема отправок на транспортных расходах можно получить скидку в 1,7-5% от верхней границы тарифов ЗАО «Русагротранс».

Сами аграрии инициативу восприняли со значительно меньшим энтузиазмом, нежели чиновники. По словам участников рынка, «предоставление вагонов позитивно, может быть, и скажется, но главной проблемой при транспортировке зерна остаются высокие железнодорожные тарифы». Вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Салман Бабаев ранее обозначил жесткую позицию по поводу льгот на перевозку зерна. Топ-менеджер транспортной монополии счел просьбы аграриев о снижении тарифов необоснованными. Впрочем, замглавы центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Сергей Тугаринов отмечал, что компания находится в постоянном диалоге с руководством Минсельхоза РФ и планирует найти решение, которое устроит и РЖД, и сельхозтоваропроизводителей.

Еще одну задачу, которую необходимо решить для роста объемов экспорта, называют представители Российского зернового союза. Эксперты считают, что аграриям жизненно необходимо «производить конкурентоспособную продукцию по конкурентоспособной цене».

«Соглашение с «Русагротрансом» – это лишь намерение, но надо полагать, у сторон есть представление о том, как реализовать его. Основной вопрос именно в тарифах. Нужно, чтобы аграриям было выгодно продавать. Как и в любом бизнесе, важно производить качественную продукцию и предлагать такую цену, на которую согласится покупатель, причем в нее уже должны быть включены и транспортные расходы», – отметил собеседник издания в аграрном объединении.

О необходимости повышения качества зерна говорил и директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ Петр Чекмарев. Важность данного критерия признают также в Департаменте АПК Курганской области, однако региональные чиновники усматривают ряд тормозящих этот процесс факторов. По словам специалистов, для повышения конкурентоспособности продукции, в том числе для выхода на внешние рынки и снижения себестоимости, необходимо внедрять новые технологии работы, использовать современную технику и удобрения, а также иметь квалифицированный персонал. В настоящее время чиновники лишь пытаются выявить уровень экспортного зерна. Сложность в данном случае состоит в том, что официальная статистика не разделяет транзит и реальный экспорт, а сами аграрии не выказывают желания раскрывать объемы экспорта, ссылаясь на коммерческую тайну. Тем не менее, представители исполнительной власти планируют получить данные по запросам, а затем экстраполировать их на другие хозяйства.

«Сейчас средняя цена отправки одной тонны зерна во Владивосток – около 4 тысяч рублей при стоимости, например, одной тонны фуражного – 6,5 тысячи рублей. Для Курганской области в качестве экспортных рынков больше всего подходит юго-восточная Азия, Китай. Но у нас в регионе при 300 организациях, занимающихся производством зерна, лишь 10% – крупные производители. В большей степени это мелкотоварные хозяйства, которые вагоны загрузить не смогут. А в Китае, например, очень жесткие требования к качеству и объемам. Одним из выходов на региональном уровне может стать сельхозкооперация. На федеральном уровне следует создать мощный хаб в районе Хабаровска, куда бы стекалась вся продукция и оттуда уже поступала за рубеж. А по отдельности мелкотоварным хозяйствам пробиться на рынок того же Китая нет никакой возможности. Еще перспективным направлением может стать Индонезия. Там большая потребность в зерне и недостаточно благоприятные условия для ее выращивания», – прокомментировал ситуацию источник издания, близкий к Департаменту АПК Курганской области.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий в Курганской области.

Справочно:

Валовой сбор зерна в Курганской области в среднем составляет около полутора млн тонн, а в 2016 году достиг 1,81 млн. С учетом расширения посевных площадей и роста урожайности Зауралье способно производить до двух с половиной млн тонн зерна. Сейчас Курганская область находится на 19-м месте в РФ по объему отправок зерна железнодорожным транспортом. Согласно прогнозному плану Департамента АПК, в 2017 году валовой сбор зерна (в весе после доработки) должен составлять от 1,4 до 1,8 млн тонн, в 2018 – от 1,4 до 1,9 млн тонн. В целом, объем отгруженной сельхозпродукции в 2017 году должен достичь 41,2-46,9 млн тонн. Алексей Кокорин в начале апреля 2017 года озвучивал данные о росте покупок аграриями новой сельскохозяйственной техники и оборудования. Кроме того, на 15% увеличились объемы внесения минеральных удобрений. При поддержке Минсельхоза России в 2016 году в Курганской области ввели 770 гектаров мелиорированных земель.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни