Правительство Курганской области утвердило меморандум с железнодорожным инфраструктурным оператором ЗАО «Русагротранс». Компания занимается транспортировкой аграрных и минерально-сырьевых грузов в специализированных вагонах, и, по словам губернатора Алексея Кокорина, позволит сократить транспортные расходы на перевозку зерна, простимулировав поставки зерновой продукции в другие регионы России. Глава Зауралья пояснил, что «Русагротранс» будет предоставлять зауральским сельхозтоваропроизводителям вагоны для экспорта зерна и создавать оптимальные схемы маршрутов перевозок. Первый замгубернатора Курганской области – директор Департамента агропромышленного комплекса Сергей Пугин с уверенностью отметил, что за счет взаимодействия аграриев с транспортной компанией удастся нарастить объемы железнодорожных перевозок, расширить географию поставок зерна и повысить конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках.
Реакция пресс-секретаря ЗАО «Русагротранс» Александра Чернова на официальный запрос издания с просьбой прокомментировать соглашение с правительством Курганской области оказалась неожиданной. Уполномоченный на общение с медиа представитель оператора отказался от диалога, объяснив свою категоричную позицию тем, что журналист – «не специалист в зерне», а также добавив, что он «из коммерческой компании и поэтому делает, что хочет». На официальном сайте транспортное предприятие, впрочем, предоставляет информацию о дифференцированных условиях перевозок. В зависимости от суммарного объема отправок на транспортных расходах можно получить скидку в 1,7-5% от верхней границы тарифов ЗАО «Русагротранс».
Сами аграрии инициативу восприняли со значительно меньшим энтузиазмом, нежели чиновники. По словам участников рынка, «предоставление вагонов позитивно, может быть, и скажется, но главной проблемой при транспортировке зерна остаются высокие железнодорожные тарифы». Вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Салман Бабаев ранее обозначил жесткую позицию по поводу льгот на перевозку зерна. Топ-менеджер транспортной монополии счел просьбы аграриев о снижении тарифов необоснованными. Впрочем, замглавы центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Сергей Тугаринов отмечал, что компания находится в постоянном диалоге с руководством Минсельхоза РФ и планирует найти решение, которое устроит и РЖД, и сельхозтоваропроизводителей.
Еще одну задачу, которую необходимо решить для роста объемов экспорта, называют представители Российского зернового союза. Эксперты считают, что аграриям жизненно необходимо «производить конкурентоспособную продукцию по конкурентоспособной цене».
«Соглашение с «Русагротрансом» – это лишь намерение, но надо полагать, у сторон есть представление о том, как реализовать его. Основной вопрос именно в тарифах. Нужно, чтобы аграриям было выгодно продавать. Как и в любом бизнесе, важно производить качественную продукцию и предлагать такую цену, на которую согласится покупатель, причем в нее уже должны быть включены и транспортные расходы», – отметил собеседник издания в аграрном объединении.
О необходимости повышения качества зерна говорил и директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства РФ Петр Чекмарев. Важность данного критерия признают также в Департаменте АПК Курганской области, однако региональные чиновники усматривают ряд тормозящих этот процесс факторов. По словам специалистов, для повышения конкурентоспособности продукции, в том числе для выхода на внешние рынки и снижения себестоимости, необходимо внедрять новые технологии работы, использовать современную технику и удобрения, а также иметь квалифицированный персонал. В настоящее время чиновники лишь пытаются выявить уровень экспортного зерна. Сложность в данном случае состоит в том, что официальная статистика не разделяет транзит и реальный экспорт, а сами аграрии не выказывают желания раскрывать объемы экспорта, ссылаясь на коммерческую тайну. Тем не менее, представители исполнительной власти планируют получить данные по запросам, а затем экстраполировать их на другие хозяйства.
«Сейчас средняя цена отправки одной тонны зерна во Владивосток – около 4 тысяч рублей при стоимости, например, одной тонны фуражного – 6,5 тысячи рублей. Для Курганской области в качестве экспортных рынков больше всего подходит юго-восточная Азия, Китай. Но у нас в регионе при 300 организациях, занимающихся производством зерна, лишь 10% – крупные производители. В большей степени это мелкотоварные хозяйства, которые вагоны загрузить не смогут. А в Китае, например, очень жесткие требования к качеству и объемам. Одним из выходов на региональном уровне может стать сельхозкооперация. На федеральном уровне следует создать мощный хаб в районе Хабаровска, куда бы стекалась вся продукция и оттуда уже поступала за рубеж. А по отдельности мелкотоварным хозяйствам пробиться на рынок того же Китая нет никакой возможности. Еще перспективным направлением может стать Индонезия. Там большая потребность в зерне и недостаточно благоприятные условия для ее выращивания», – прокомментировал ситуацию источник издания, близкий к Департаменту АПК Курганской области.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий в Курганской области.
Справочно:
Валовой сбор зерна в Курганской области в среднем составляет около полутора млн тонн, а в 2016 году достиг 1,81 млн. С учетом расширения посевных площадей и роста урожайности Зауралье способно производить до двух с половиной млн тонн зерна. Сейчас Курганская область находится на 19-м месте в РФ по объему отправок зерна железнодорожным транспортом. Согласно прогнозному плану Департамента АПК, в 2017 году валовой сбор зерна (в весе после доработки) должен составлять от 1,4 до 1,8 млн тонн, в 2018 – от 1,4 до 1,9 млн тонн. В целом, объем отгруженной сельхозпродукции в 2017 году должен достичь 41,2-46,9 млн тонн. Алексей Кокорин в начале апреля 2017 года озвучивал данные о росте покупок аграриями новой сельскохозяйственной техники и оборудования. Кроме того, на 15% увеличились объемы внесения минеральных удобрений. При поддержке Минсельхоза России в 2016 году в Курганской области ввели 770 гектаров мелиорированных земель.