Екатеринбург и Челябинск потребовали полномочий и 30% НДФЛ

Версия для печати
Екатеринбург и Челябинск потребовали полномочий и 30% НДФЛ

Города-миллионники хотят статус Москвы и Санкт-Петербурга

Федеральный фонд «Институт экономики города» пытается ускорить очередную реформу местного самоуправления (МСУ). Предполагается, что города-миллионники должны получить новый «субрегиональный» статус, приравненный к городам федерального значения, вкупе с расширенными полномочиями и новой бюджетной обеспеченностью. Представители органов власти Екатеринбурга и Челябинска уже озвучили свое видение: 30% отчислений по НДФЛ, а также процент от налога на прибыль, на имущество и на транспорт должны пополнять бюджеты миллионников. Впрочем, сами же руководители на местах называют подобные требования утопией. Чиновники столицы Южного Урала, который уже реализует пилотный проект городской агломерации, напоминают о разногласиях внутри федеральных Минфина и Минэкономразвития, из-за которых города не смогут получить финансовое обеспечение расширенных полномочий. А в Курганской области и вовсе сообщают об ухудшении экономической ситуации в малых городах в случае реализации реформы. Лоббисты делают акцент на общем увеличении ВВП за счет городов-локомотивов и обещают включить реформу «в повестку» в 2018-2024 годов.

Круглый стол по вопросам расширения и дифференциации полномочий городов в рамках новой модели развития муниципалитетов РФ состоялся в Екатеринбурге. Организаторами диалога выступили представители двух уральских столиц – глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб и председатель думы Челябинска Станислав Мошаров, которые уже реализуют проект глобальной агломерации двух городов-миллионников. Последнее укладывается в новый тренд, запущенный фондом «Институт экономики города», который предложил новую систему дифференциации полномочий муниципалитетов: крупные города с населением более миллиона человек должны, по их мнению, получить новый статус и принципиально иную бюджетную обеспеченность.

При этом, как отмечает генеральный директор фонда Александр Пузанов, «Революции в системе мер бюджетных отношений» реформа не предполагает, хотя многие вещи потребуют внесения изменений в федеральное законодательство.

Екатеринбург

В частности, фонд «Институт экономики города» предлагает выделить городские поселения, городские округа и городские автономии, которые станут центрами городских агломераций с населением более 1 млн человек. Последних, по разным оценкам, от 15 до 20 городов в РФ. Они должны получить дополнительные полномочия.

При этом малые города со статусом городского поселения или городского округа также должны вернуть полномочия, ранее переданные на уровень субъекта. Помимо этого, городским округам предлагают расширить линейку возможностей в жилищных отношениях, в управлении транспортной инфраструктурой, по реализации инвестиционных проектов, а также в сфере образования и ЖКХ. Городские автономии, по мнению фонда, получат все вышеперечисленное, а также полномочия в сфере капитального ремонта. В частности, тогда города смогут сами устанавливать размер минимального взноса и реализовывать собственные программы капитального ремонта. В сфере ЖКХ городам на откуп по замыслу обязаны передать также формирование тарифов и сборов. Городские агломерации, к которым отнесут крупные города-миллионники, такие как Екатеринбург и Челябинск, получат право разработки и реализации стратегических документов управления территорией, а также по совместному территориальному и градостроительному планированию – все полномочия должны быть «законченными», – подчеркнул Александр Пузанов.

«Рынок складывается единый, и должны быть единые правила в границах одной агломерации. Также должны быть дополнительные полномочия по транспортной инфраструктуре в границах одной агломерации и возможность реализации межмуниципальных проектов», – добавил руководитель фонда.

Представители муниципальной власти практически всех регионов УрФО заверили, что готовы осилить любые полномочия, если на них будет выделено финансирование. В Свердловской области со стороны субъекта была обозначена позиция, что развитием территорий уже занимаются. Более того, обсуждается проект большой агломерации Екатеринбурга и Челябинска, который станет «агломерацией будущего». Как заявил замгубернатора Александр Высокинский, также есть понимание дальнейшего взаимодействия между ключевыми городами по всему округу.

«В правительстве области есть полное понимание того, что далее нужно говорить о развитии территорий. Государственные  программы планируются по отраслевому признаку, а люди живут в территориях. Однако все полномочия должны быть подкреплены финансированием. Правительство уже формирует единую методологию по городам и агломерациям. Мы уже делаем это вместе с Челябинском. В нашем стратегическом плане ХМАО и ЯНАО добывают нефть и газ, Челябинск и Свердловская область всех обеспечивают мощностями, а Курган, наверное, всех кормит», отметил Александр Высокинский.

Генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов

При этом проблема финансирования реформы или, точнее, перераспределения доходов в структуре межбюджетных отношений, на данный момент наиболее острая. Муниципалитеты требуют увеличить отчисления в местные бюджеты от НДФЛ до 30%, а также включить в структуру местных доходов налога на имущество, транспортного налога и налога на прибыль. Об этом заявил глава Арамильского ГО Владимир Герасименко.

«Нам постоянно добавляют полномочия, их уже более 300. Но при этом на тот же дорожный фонд дают абсолютные крохи, мы уже предлагали добавить туда транспортный налог с физлиц – мы могли бы делать хотя бы ямочный ремонт за этот счет. Нужно обращаться в Госдуму, чтобы все это получило законодательное продолжение», – подчеркнул глава.

Эти предложения на местах поддерживают разработчики реформы и ученые института экономики УрО РАН. «Предлагается закрепить за городами-миллионниками особый налоговый бюджетный статус субрегионального значения, или на уровне городов федерального значения. Предполагается передача дополнительных налоговых доходов в части налога на прибыль, на имущество и транспорт, а также наделение автономией в части утверждения налоговых ставок. Также предлагается разработать программу по развитию городов-миллионников и увеличению отчислений от НДФЛ», – заявила врио директора института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова.

На Южном Урале подобные перспективы изменения бюджетной обеспеченности муниципалитетов оценивают пока скептически. По словам руководителя аппарата городской думы Челябинска Юрия Чанова, федеральные Минфин, которому придется разрабатывать финансовое наполнение реформы, и Минэкономразвития, отвечающее за развитие территорий, пока не имеют единой позиции относительно дальнейшей судьбы МСУ. «Эта тема уже много обсуждается, и мы всегда упираемся в одно и то же. Мы можем разрабатывать все, что угодно, по передаче полномочий, но пока не будет единой линии между Минфином и Министерством экономического развития, ничего не будет. Это разные структуры, у них разная идеология и методология, они разрабатывают разные планы, как будто это конкурирующие структуры. И мы всегда упираемся, что нет подкрепления в бюджете», обрисовал контур проблемы Чанов.

В Челябинске, который разрабатывает пилотный проект челябинской агломерации с 2013 года, поддерживают реформу по дифференциации полномочий городов, однако вслед за свердловскими коллегами требуют скорее внести это в Госдуму.

Челябинск

Еще одним существенным риском для реализации предложенных инициатив называют последнюю поправку в ФЗ о местном самоуправлении, согласно которой полномочия местных органов власти могут быть переданы на уровень субъекта путем принятия регионального закона. А в Курганской области обозначают еще одну проблему – возможное ухудшение положения малых городов в случае активного развития агломерационных центров. Однако, как подчеркнул Александр Пузанов, реформа МСУ не самоцель. Города-миллионники за счет собственного развития должны увеличить ВВП России в целом, за счет чего улучшится экономическая ситуация и в малых городах. По его словам, реформа может появиться в повестке в ближайшее время.

«Раньше даже обсуждать подобные идеи было бесполезно. Но сейчас уже есть предпосылки к тому, что новый порядок по дифференциации полномочий городов войдет в повестку 2018-2024 годов», – отметил Александр Пузанов.

«Правда УрФО» будет следить за развитием ситуации

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.