РЖД ликвидирует курганский актив вместе с рабочими

Версия для печати

«Петуховский ЛМЗ» оказался на грани банкротства

Курганское предприятие «Российских железных дорог» ОАО «Петуховский литейно-механический завод» рискует стать банкротом. Закрытие промышленного объекта лишит работы почти 400 человек. За ситуацией на заводе совместно следят региональный Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики, Союз промышленников и предпринимателей по Курганской области и зауральская трудовая инспекция, однако финансовое положение ЛМЗ остается критическим, а счета уже заблокированы банком. Руководство предприятия, впрочем, как и правительство региона, тем не менее, рассчитывает на новые контракты с РЖД. Отраслевые эксперты оценивают выбранную стратегию как крайне ненадежную. По мнению участников рынка, в условиях политики «Российских железных дорог», нацеленной на «тотальную экономию на всем, могут выжить лишь гиганты отрасли, а мелкие производства никто спасать не будет». Для «Петуховского ЛМЗ», по мнению аналитиков, есть несколько сценариев дальнейшей деятельности: найти новые рынки сбыта, перепрофилировать производство или уйти в банкротство.

Менеджмент ОАО «Петуховский литейно-механический завод» рассказал о планах по выводу градообразующего предприятия из кризиса. Свою стратегию управленцы представили на заседании антикризисной комиссии в региональном Департаменте промышленности, транспорта, связи и энергетики. В качестве основной меры руководство предлагает загрузить ЛМЗ работой, заключив новые контракты. По словам представителей отраслевого ведомства, у сторон есть понимание дальнейшей поэтапной работы в этом направлении. Однако раскрывать подробности ни на заводе, ни в департаменте не спешат.

В промышленном ведомстве уточнили, что масштабные планы руководства «Петуховского ЛМЗ» по заключению новых договоров находятся в режиме ожидания, поскольку счета предприятия заблокированы по инкассовым поручениям кредиторов. Разблокировать их планируется в конце марта, после чего предприятие должно расплатиться с основными кредиторами – налоговиками и энергетиками. Согласно данным системы «Контур.Фокус», в рамках исполнительных производств необходимо погасить 8,3 млн рублей долгов по налогам и сборам. В УФНС по Курганской области о ходе переговоров и точной сумме задолженности рассказать отказались, объяснив это налоговой тайной. В ведомстве отметили, что работа с должниками идет на постоянной основе.

Второй крупный кредитор литейно-механического завода АО «ЭК «Восток» идет на некоторые компромиссы в диалоге с представителями промышленного предприятия.

«Петуховский литейно-механический завод» является одним из крупнейших должников за электроэнергию в Курганской области. По состоянию на начало года долг превышал 16,5 миллиона рублей, предприятие занимало третью строчку нашего рейтинга неплательщиков не только в Зауралье, но и по всей территории обслуживания энергосбытового холдинга «Восток». В настоящее время ведутся переговоры о погашении долга. Найден вариант, который может устроить все стороны, что позволит предприятию погасить накопленную задолженность перед энергетиками. Окончательные договоренности еще не достигнуты, поэтому о деталях говорить преждевременно. Но выражаем надежду, что в скором времени мы придем к соглашению, и завод перейдет в число добросовестных клиентов энергосбытовой компании «Восток», – заявили в пресс-службе холдинга.

Председатель совета директоров ОАО «Петуховский литейно-механический завод» Александр Сельменских в ходе заседания антикризисной комиссии назвал потерю рынка обслуживания локомотивов основной причиной образования задолженности по налогам и сборам. Это произошло после передачи «Российскими железными дорогами» данного сегмента сервисным организациям. Часть вагонного комплекса была передана от РЖД частным компаниям, что лишило зауральское предприятие гарантированного заказа. По словам Александра Сельменских, литейный завод, будучи «дочкой» РЖД, обязан соблюдать требования в области закупок, аналогично госкорпорациям. Это значит, что у предприятия для победы и участия в закупочных процедурах не должно быть долгов. К моменту публикации материала с генеральным директором завода «Правде УрФО» связаться не удалось, поскольку телефоны в приемной не отвечали в течение рабочего дня.

«Увлечение конкурсными процедурами «Российских железных дорог», как и других федеральных структур и корпораций, привело к потере петуховским дочерним предприятием части профильных заказов. Формализм на каком-то этапе начал превалировать над частными целями даже внутри холдинга. Причем эти закупки идут даже не по 44-му закону, а по 223-му, который более гибкий. Можно делать закупки у единственного поставщика. Заказчик имеет возможность заказывать то, что ему нужно», – прокомментировал ситуацию собеседник издания, близкий к правительству Курганской области.

Серьезную причину накопления долгов перед энергетиками назвал директор филиала АО «Энергосбытовая компания «Восток» Игорь Пушкарев. Топ-менеджер отметил, что трансформаторная подстанция, питающая завод, даже при минимальной загрузке обходится предприятию очень дорого. В качестве решения проблемы содержания высокомощной подстанции заместитель губернатора – директор Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области Александр Константинов предложил полностью загрузить энергообъект.

«Петуховский ЛМЗ»

Кроме того, «Петуховский ЛМЗ» оказался в списках должников и у государственной трудовой инспекции по Курганской области. К началу 2017 года госинспекторы труда добились погашения задолженности перед сотрудниками предприятия на 2,4 млн рублей. По данным контролирующего ведомства, в январе текущего года инспекторы провели плановую проверку соблюдения трудового законодательства. Специалисты не установили грубых нарушений в работе предприятия. В Гострудинспекции «Правде УрФО» также сообщили, что с начала 2017 года от сотрудников литейно-механического завода жалоб не поступало. Не обращались представители ЛМЗ и в Союз промышленников и предпринимателей. В отраслевой организации отметили, что следят за ситуацией на предприятии по публикациям в СМИ, но не более того. Это обусловлено отсутствием петуховского завода в числе членов профсоюза.

Несмотря на оптимистичные прогнозы топ-менеджмента предприятия и региональных чиновников, эксперты машиностроительной отрасли склонны оценивать шансы на выживание «Петуховского ЛМЗ» при текущей стратегии работы, как ничтожные. Однако варианты для спасения все же есть.

«Сейчас очень много профильных предприятий, даже в соседних областях – те же «СТМ-Сервис» – «Синара – Транспортные Машины», структуры группы компаний «ЛокоТех» (АО «Желдорреммаш» в Екатеринбурге) и другие. Гиганты еще могут выжить, а на такие мелкие активы, как «Петуховский ЛМЗ», всем плевать. РЖД экономит на всем и сокращает все, что надо и не надо. При такой политике тотальной экономии головной компании шансы выжить у предприятия минимальны. А при банкротстве петуховского завода РЖД просто спишет это в дополнительные убытки и все. Руководству ЛМЗ нужно либо искать других потребителей, другие рынки и уходить от РЖД, либо начать выпускать другую продукцию, либо банкротиться. Рассчитывать на новые контракты с РЖД не стоит. Все, что связано с железной дорогой, будет умирать», – считает один из отраслевых экспертов.

В некоторых аспектах с участниками рынка соглашаются и аналитики, также предлагая несколько сценариев для дальнейшей работы зауральского завода. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов, считает, что предприятию необходимо совместно с РЖД решить вопросы взаимодействия и относительно прошлого, и того, как будет строиться сотрудничество в будущем. Это важно, поскольку позволит сторонам снять спорные вопросы между собой, если они есть, и договориться о том, как дальше развиваться – оставаться поставщиком продукции для РЖД или же искать заказы в других отраслях.

«Что касается будущего предприятия, то, учитывая его профиль и расположение, оно может быть вполне успешным. Во-первых, потребности в ремонте локомотивов никуда не уйдут, их нужно ремонтировать и РЖД, и частным владельцам, которых в стране становится больше. Во-вторых, рядом находится Казахстан, который также развивает железнодорожный транспорт, и завод может предложить свои услуги на этом рынке. В-третьих, можно предложить свои услуги другим отраслям, в первую очередь – различным сегментам машиностроения, учитывая имеющееся оборудование и накопленный опыт. Естественно, потребуется проводить модернизацию завода, повышать эффективность деятельности, возможно, продать ряд непрофильных активов, но конкретные решения и очередность действий должны решать акционеры. Повторю, несмотря на сложную ситуацию, предприятие может работать дальше, справиться с проблемами ему по силам», – считает аналитик.

В правительстве Курганской области признают, что с потерей «Петуховского литейно-механического завода» в регионе уйдет 50% предприятий, работающих на железнодорожную отрасль. Останется только «Шадринский автоагрегатный завод», специализирующийся на данной сфере производства. В целом, для Зауралья предприятие приносит менее 1% промышленного оборота. Однако для самого Петухово оно градообразующее и якорное – для Петуховского района. Пока руководство завода и сотрудники регионального правительства не говорят о сокращении штата, «поскольку все основные увольнения в прошлом, а теперь людям некуда идти и есть, на что надеяться».

Как ранее сообщала «Правда УрФО», генеральный директор ОАО «Петуховский литейно-механический завод» Сергей Щурик считает нынешнее сложное положение результатом многочисленных просчетов своих предшественников. При этом если в ближайшие 3 года предприятие не сможет обеспечить себя работой, то ему не удастся даже сработать в ноль. Отметим, с начала 2017 года в отношении ЛМЗ поступил новый иск с требованиями о банкротстве. С финансовыми претензиями выступило челябинское ООО «Пром-Комплект», специализирующееся на продаже черного металла.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Справочно:

Учредителями ОАО «Петуховский литейно-механический завод» являются ОАО «Российские железные дороги» (владеет 285,46 млн рублей уставного капитала) и АНО «Центр организационного обеспечения структурной реформы на железнодорожном транспорте» (1 тыс. рублей уставного капитала). Держатель акций – АО «Регистраторское общество «Статус». Генеральный директор – Сергей Щурик. В списке аффилированных лиц на 31 декабря 2016 года находились Александр Сельменских (председатель совета директоров ЛМЗ, первый заместитель начальника по экономике, финансам и корпоративной координации ЮУЖД), Юрий Колесник (член совета директоров, начальник приволжской дирекции инфраструктуры), Максим Новак (член совета директоров, заместитель начальника департамента экономики (ЦЭУ)), Юрий Федосов (член совета директоров, начальник отдела сводной отчетности и контроля в департаменте управления дочерними и зависимыми обществами (ЦУДЗ)), Сергей Костин (член совета директоров, заместитель начальника департамента корпоративных финансов (ЦФ)). В число аффилированных лиц входит ОАО «Российские железные дороги», которое имеет право распоряжаться более чем 20% голосующих акций и назначать более 50% состава совета директоров.

Завод производит части железнодорожных локомотивов, трамвайных вагонов и подвижного состава. На предприятии изготавливают путевое оборудование, электромеханическое оборудование. Сотрудники ЛМЗ также восстанавливают и оснащают железнодорожные локомотивы, трамвайные вагоны. Учитывая специализацию завода на ремонтах подвижного состава и путевого гидравлического инструмента, основным потребителем выступает ОАО «РЖД». Поставки осуществляются через структурные подразделения «Росжелдорснаб» (филиал ОАО «РЖД»). Преимущества предприятия – логистически выгодное положение, широкий профиль выпускаемой продукции и возможность быстрой перенастройки производства. Слабые стороны – высокий износ оборудования, устаревшие технологии производства, нехватка высококвалифицированных кадров. Наиболее существенными рисками для предприятия являются высокая конкуренция и потеря крупного клиента в лице ОАО «РЖД».

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Мнения

Верните грузоперевозки в РЖД

Верните грузоперевозки в РЖД.Частники не плохо живут. Просто надо не подписать приказ. Понимаю - чиновникам придется работать. Сократите штат чиновников. До смешного доходит.Ездил раньше.Здаешь например ширину колеи.Я что мерять буду? Впереди состава побегу и мерять буду. И такого половина.Пока не проплатишь - не сдашь.А вот вагон практически никто не знает.Обирают по всей дороге - ездил в коммерции.Возил продукты питания.Вот и продукты питания становятся золотыми.Никто в убыток себе работать не будет.

Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code