В Салехарде участились жалобы пожилых горожан на внезапное ограничение льготного проезда в общественном транспорте. В столице региона сократили число бесплатных поездок до 30 в месяц. Парламентарии, общественники и сами льготники заявляют о том, что этого количества категорически не хватает для комфортного пользования мерой социальной поддержки.
Ранее количество проездов в городском транспорте не было лимитировано. В 2016 году бумажные проездные заменили на электронные, считывающие количество поездок, но ограничений не установили. В январе 2017 года проблем с оплатой проезда также не возникало. С середины февраля некоторых льготников, исчерпавших на тот момент максимальное количество бесплатных поездок, уже заставляли оплачивать проезд. При этом средняя цена проезда в муниципальном автобусе в Салехарде составляет 25 рублей. «Для льготников это тоже деньги. Тем более их никто не предупредил, что так изменятся условия», – отмечает депутат Законодательного собрания ЯНАО Елена Кукушкина.
Фото: «Красный Север»
«На региональном уровне в законодательном собрании этот вопрос пока не обсуждался. Мы делали депутатские запросы в правительство автономного округа, чтобы детально разобраться в ситуации и понять причину сокращения льгот на проезд в общественном транспорте. Только сегодня нам в департаменте дали пояснения, ссылаясь на изменения законов. Сегодня же мы написали письмо на имя губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина с просьбой пересмотреть решение. Вернуть полностью бесплатный проезд вряд ли удастся, но мы рассчитываем хотя бы на увеличение количества льготных поездок», – полагает Елена Кукушкина.
На официальный запрос «Правды УрФО» в правительстве ЯНАО ответили, что с 1 марта 2005 года на территории автономии введен единый проездной билет на все виды общественного транспорта городских и пригородных маршрутов для категорий граждан, имеющих право на социальную поддержку. На такси эти условия не распространяются. Стоимость единого месячного проездного на городской транспорт с лимитом в 30 поездок составляет 174 рубля, на пригородный – половина установленного тарифа на одну поездку.
Единый проездной части льготников выдается бесплатно. В число групп населения, которые могут рассчитывать на получение данной поддержки, входят инвалиды, участники Великой Отечественной войны и их вдовы, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей. Бесплатный билет власти выдают также лицам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Житель блокадного Ленинграда», детям-сиротам, которые являются школьниками и студентами до 23 лет.
Как сообщили в пресс-службе правительства арктического региона, с 1 января 2017 года, учитывая требования законотворчества, все ранее принятые постановления, регулирующие предоставление льготного проезда, объединены. Кроме того, чиновники изменили порядок реализации единого проездного билета и определения сумм к возмещению автотранспортным предприятиям.
Администрация Салехарда
«С введением в АТП города Салехарда электронного учета фактических поездок граждан АТП из окружного бюджета возмещаются фактические расходы в зависимости от количества поездок льготными категориями граждан, но из расчета не более 30 поездок в месяц на человека. Вместе с тем в настоящее время рассматривается вопрос о наличии оснований увеличения количества поездок в месяц для возмещения соответствующих расходов», – попытались успокоить общественность в правительстве.
На официальном сайте муниципального автотранспортного предприятия (МАТП) Салехарда 23 января 2017 года между тем появилось сообщение, что по исчерпании 30 поездок карта будет временно блокироваться. Блокировка будет длиться до 1 числа следующего месяца для пассажиров, которым проездной билет выдается бесплатно, и до внесения 174 рублей для тех, кто оплачивает льготный проезд. «В целях адаптации пассажиров льготной категории указанные ограничения будут введены с 01.02.2017», – информирует сайт.
По словам общественников, пенсионеры, которых в первую очередь коснулись сокращения льгот, сайтом салехардского АТП пользуются чрезвычайно редко, а большинство не пользуется вовсе. Таким образом, высокое социальное напряжение среди льготников было вызвано внезапностью произошедшего. Многочисленные гневные звонки поступают в городской совет ветеранов войны, труда и правоохранительных органов.
«Почему мы должны сидеть запертые в четырех стенах? Для того чтобы передать показания счетчиков, нам нужно ездить, потому что не всегда можно дозвониться. Для оплаты коммунальных услуг нам нужно ездить. Пенсионеры все больные – постоянно нужно добираться до больниц и поликлиник. В магазинах приходится искать самые низкие цены, потому что пенсия небольшая – опять на транспорте. А цены на товары, в том числе насущно необходимые, одни из самых высоких в стране. Мы свое отработали, и теперь мы хотим пользоваться теми льготами, которые заслужили», – убеждают льготники.
По словам председателя совета Валентины Тверетиной, пенсионеры, узнавшие о введении дополнительной платы за проезд в общественном транспорте, заявили о намерениях по проведению протестных акций у здания правительства ЯНАО.
«Нам звонят и ругаются, кто-то даже матерится, но нам пока удается сдерживать этот натиск. Я прошу у каждого обратившегося потерпеть немного, пока мы выясняем ситуацию. По нашей просьбе городской департамент транспорта готовит анализ потребности в поездках с октября 2016 по январь 2017 года. По итогам этого анализа, если существенное количество льготников не будет укладываться в 30 поездок, будем обращаться к директору департамента социальной защиты населения ЯНАО Елене Карповой, поскольку это была ее инициатива, насколько нам известно», – сообщила глава городского совета ветеранов.
Социальное напряжение, по мнению общественников, вызвано отсутствием должного и своевременного информирования пенсионеров и других льготных категорий населения об изменении условий предоставления транспортных льгот. Усугубляет ситуацию и неравномерное введение изменений в ямальских муниципалитетах. Сейчас плата за проездной и ограничение в 30 поездок действует лишь в Салехарде и Надыме. Впрочем, уже в ближайшей перспективе секвестр коснется и других ямальских территорий. Непопулярная мера вызывает шквал критики со стороны социально незащищенных слоев, в авангарде которых выступают ветераны освоения Крайнего Севера.
«Получается интересная картина. Власти создают сомнительные фонды, принимают странные сметы для жилищного строительства и возведения соцобъектов, финансируют разные корпорации и дотируют частные компании. Об этом известно практически любому жителю ЯНАО. И на этом фоне не могут найти мизерные средства на поддержку ветеранов освоения Крайнего Севера. Наш регион – одна из самых бюджетообеспеченных территорий России. Почему же мы не можем претендовать даже на такие скромные меры поддержки, хотя социальная политика, по словам губернатора, всегда находится в числе основных приоритетов властей?» – задается вопросом в беседе с изданием один из представителей Союза ветеранов Ямала.
Пенсионеры, критикуя нововведения, предлагают несколько изменить решения региональных властей. Льготники предлагают увеличить количество поездок в едином проездном до 60. В эту концепцию укладывается понятие поездки как проезда туда и обратно. Кроме того, разделив 174 рубля на 30 поездок, активисты получили льготную стоимость проезда в 5,8 рубля и готовы платить даже 6 рублей за проезд свыше нормы в 30 поездок, а не 25 рублей (по стандартному нормативу) и не 23 (как ранее предлагали городские власти).
«Городские власти тут мало чем могут помочь, поскольку финансирование идет из регионального бюджета. В середине марта мы должны получить результаты анализа поездок от городского транспортного департамента, а также изучить все предложения, поступившие от пассажиров-льготников. До конца марта мы напишем обращение в правительство округа, чтобы решить вопрос», – добавила Валентина Тверетина.
Как ранее сообщала «Правда УрФО», эксперты считают, что на такие меры правительство региона пошло вследствие сокращения средств в региональном бюджете из-за длительного игнорирования окружными властями вопроса о диверсификации экономики. В результате на фоне резкого снижения цен на нефть и налоговой реформы бюджет автономии теряет десятки миллиардов рублей. По мнению экспертов, урезание льгот – только начало затягивания поясов в ЯНАО.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.