Совет Федерации поправил «Фортум» и «Т Плюс»

Сенаторы поддержали позицию Завального по реформе рынка теплоснабжения

Депутаты Госдумы и сенаторы Совфеда от регионов УрФО предлагают жестко ограничить привилегии теплоснабжающих компаний в ходе реформы рынка тепла. Члены Федерального Собрания уже заявили полпреду Игорю Холманских о рисках многократного повышения тарифов на тепло и составили перечень поправок к новой модели рынка тепла. В частности, из возможных «пилотных» регионов предлагается исключить Тюмень, а остальным дать полное право в любое время принять и отказаться от нового метода регулирования. Более того, в отдельных субъектах вообще считают реформу нецелесообразной и требуют отказаться от нее. Крупные генерирующие компании, в свою очередь, отстаивают изначальную редакцию документа и указывают, что поправки убивают ее основную идею – создание долгосрочных правил игры и формирование интереса к отрасли у инвесторов. По их заявлениям, безденежье и старая модель рынка очень скоро уничтожат этот сектор ЖКХ. А пока к умеренно позитивной оценке реформы, озвученной профильной комиссией Госдумы, присоединились и члены Совета Федерации.

Члены Совета Федерации РФ заявили полпреду президента в УрФО Игорю Холманских о рисках кратного увеличения стоимости тепла в уральских регионах. По их мнению, к таким последствиям может привести реформа теплоснабжения в той редакции, в которой она прошла первое чтение в Госдуме. По словам сенаторов, Совфед уже подготовил целый перечень поправок, минимизирующих риски негативных последствий реформы. Как рассказала «Правде УрФО» один из авторов поправок сенатор от Челябинской области Ирина Гехт, основные опасения членов Совфеда связаны с возможной монополизацией рынка, увеличения полномочий единых теплоснабжающих организаций и снижения роли местных властей.

«Последствия могут наступить довольно серьезные. Основной риск – это рост тарифов для населения и как следствие увеличение бюджетных обязательств по субсидированию жителей. К прочему, реформа теплоснабжения может привести к снижению конкуренции. По подсчетам моих коллег, теплотарифы в отдельных территориях, например, Тюмени, могут вырасти в два раза», – отмечает сенатор Ирина Гехт.

Сенатор от Челябинской области Ирина Гехт

В основном, речь идет о вступлении отдельных муниципалитетов в ценовую зону и регулирование по методу «альтернативной котельной». Эта методика предполагает уход от госрегулирования и создание псевдорынка тепловой энергии. Реформой предлагается установить предельную планку стоимости тепла, в пределах которой должна возникнуть конкуренция.

Одно из значительных изменений предполагает сделать исключение при реализации реформы для сложноустроенных субъектов, к которым относится Тюменcкая область. Таким образом, в случае если этот пункт будет учтен, нововведение автоматически пройдет мимо Тюмени. Очевидно, что в принятии этой поправки заинтересованы власти северного региона, которые, вероятно, и инициировали ее появление в общем списке предложений. Напомним, что за применение метода «альткотельной» в Тюмени, а также Челябинске выступает ОАО «Фортум», однако агрессивная бизнес-политика генератора приводит к многочисленным конфликтам с властями регионов.

Согласно поправкам (копия документа находится в распоряжении «Правды УрФО»), члены Совфеда предложили согласовывать переход на регулирование по методу «альткотельной» не только с правительством региона, но и с представительным органом власти, если появляется необходимость превышения предельных индексов роста тарифов. В случае же, если тарифные последствия и, соответственно, нагрузка на бюджет будут превышать изначально оговоренные объемы, регионам предлагается дать право выйти из ценовой зоны и регулировать отрасль традиционными методами. Возможность выхода, по мнению сенаторов, необходимо предусмотреть для ситуаций, когда все инвестиционные проекты по повышению качества и надежности выполнены, во избежание рисков того, что единая теплоснабжающая организация продолжит для расчетов с потребителями применять максимальную предельную цену, получая сверхприбыль.

Кроме того, члены Совфеда попытались минимизировать риски дифференциации тарифов в рамках одного города. Так, предельную тарифную планку стоимости тепла предлагается устанавливать либо для каждой системы теплоснабжения, при наличии ЕТО, либо отдельно для зоны теплоснабжения, если одна ЕТО работает в нескольких системах. К примеру, согласно схеме теплоснабжения, несколько зон определено в Челябинске, что уже неминуемо приведет к разным тарифам для жителей соседних улиц.  

К прочему сенаторы указывают на риски злоупотребления полномочиями ЕТО в части развития исключительно собственных сетей и получения преференции при подключении новых потребителей. Во избежание таких последствий предлагается обязать ЕТО согласовывать договор техприсоединения с теплоснабжающей компанией, к сетям которой осуществляется подключение. При этом выбор такой компании должен полагаться на экономический эффект для потребителя, по принципу наименьших затрат.

Между тем ответственность ЕТО также предлагается повысить за счет увеличения штрафных санкций – компания должна выполнять мероприятия, отраженные в схеме теплоснабжения, в противном случае штрафы будут назначаться в расчете из выручки ЕТО: от 0,3% до 3%. При повторном нарушении в течение года штрафсанкции возрастают до 1-15% от сумы выручки, правда, за какой период, в поправке не уточняется. Впрочем, учитывая, что годовая выручка, к примеру, АО «УТСК» (принадлежит АО «Фортум», является ЕТО в Тюмени и Челябинске) за 2015 год составила более 10 млрд рублей, можно судить, что обсуждаемый объем штрафов довольно серьезный.

По словам сенатора от Тюменской области Степана Киричука, все поправки направлены председателю комитета Госдумы РФ по энергетике Павлу Завальному. Ожидается, что предложения будут рассмотрены 6 февраля на заседании профильного комитета.

«Всего мы составили 23 поправки. Скорее всего, 14 из них пройдут без дискуссии в силу их очевидности. Однако по остальным 9 мы ожидаем серьезные споры, поэтому сложно говорить, будут они приняты или нет. В основном они касаются участия органов власти в регулировании, утверждении схем теплоснабжения, тарифообразовании. Мы хотим, чтобы представительные органы региональной власти участвовали в реализации реформы, так как бюджеты утверждают депутаты, и любые вопросы повышения его расходной части должны проходить через думу. Вероятно, добиться этого будет сложнее всего», – считает Степан Киричук.

Замгубернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин заявил «Правде УрФО», что регион поддерживает поправки сенаторов, так как они снижают озвученные риски. Однако власти соседней Челябинской области занимают более жесткую позицию. По словам вице-губернатора Южного Урала Сергея Шаля, правительство региона вообще не видит необходимости в кардинальном реформировании отрасли.

«Помимо инициативы сенаторов, есть поправки, которые вносили депутаты Госдумы, в том числе Анатолий Литовченко. Позиция Литовченко нам ближе, так как она более конкретно и жестко сформулирована. В существующей же редакции есть компромиссы, которые несут серьезные риски. Мы считаем, что не нужно заниматься реформой, поскольку не видим ее необходимости. Действующие механизмы регулирования не требуют изменения, так как обеспечивают возможность привлечения инвестиций. Это показывает наш опыт», – отметил Сергей Шаль.

Депутат Госдумы от Челябинской области «единоросс» Анатолий Литовченко рассказал «Правде УрФО», что его законодательная инициатива, в основном, затрагивает минимизацию бюджетной нагрузки в случае перехода на «альткотельную».

«Меня в этой ситуации волнует то, что принятие изменений в ФЗ «О теплоснабжении» может привести к росту тарифов в отдельных регионах, к примеру, той же Челябинской области. Повышение, учитывая ограничение по населению, в результате ложится на бюджет. То есть частные компании будут компенсировать инвестиции за счет государственных средств. Второй момент, который вызывает много вопросов, – создается преимущество для крупных генерирующих компаний. В связи с этим, нарушается закон о конкуренции, что может отразиться на качестве услуг», – пояснил позицию Анатолий Литовченко.

Свердловская область продолжает поддерживать внедрение «альткотельной» на территории Екатеринбурга. Бывший премьер региона Денис Паслер обращался к министру энергетики РФ Александру Новаку с предложением «рассмотреть Екатеринбург в качестве пилотного муниципалитета, на территории которого не ранее 2017 года возможно применение новой модели рынка тепла» (копия обращения от декабря 2015 года находится в распоряжении редакции). Так или иначе, сегодня правительство Свердловской области занимает более сдержанную позицию по отношению к реформе, нежели соседи. Во всяком случае, Екатеринбург не высказывал явной критики и не конфликтовал с действующей ЕТО, контролируемой ПАО «Т Плюс» Виктора Вексельберга.

Источники в правительстве Свердловской области связывают позицию экс-премьера Дениса Паслера с тем, что он, по сути, являлся человеком, лояльным Вексельбергу. После ухода главы кабмина в отставку о желании попасть в пилотный проект говорят уже власти Екатеринбурга. Руководство города поддержало переход к целевой модели рынка тепла. По словам замглавы администрации муниципалитета Алексея Кожемяко, новые механизмы регулирования позволят решить проблему недофинансированности отрасли, что говорит о готовности мэрии обкатать нововведения, а один из вариантов – концепция «альтернативной котельной». К плюсам такого подхода профильные чиновники относят ограничение непрерывного роста тарифов на тепловую энергию, создание конкуренции на рынке, что в конечном итоге положительно повлияет на баланс интересов потребителей и производителей тепла.

В свою очередь основные двигатели реформы – генерирующие компании – говорят о том, что вносимые поправки существенно искажают суть изменений. В ПАО «Т Плюс» «Правде УрФО» заявили, что считают требования к ЕТО достаточными, а предложения сенаторов в части их ужесточения – избыточными.

«Текущая редакция законопроекта уже дает муниципалитетам и субъектам РФ необходимые полномочия для принятия решений о переходе на новую модель ценообразования. Указанные поправки создают избыточные бюрократические барьеры по модернизации объектов теплоснабжения как для местных органов власти, так и для потенциального инвестора в инфраструктуру. Законопроект уже предусматривает участие муниципалитета в разработке схем теплоснабжения: он выступает заказчиком и согласовывает проект схемы, разработанный ЕТО. Оборотные штрафы за нарушение обязательств ЕТО, являющегося по определению естественным монополистом, уже предусмотрены антимонопольным законодательством. Предложение по возможности исключения региона из перечня ценовых зон противоречит сложившейся логике долгосрочного регулирования по сохранению тарифной модели в течение всего инвестиционного периода. Кроме того, возможность «выхода» из ценовой зоны снижает ответственность региона и ЕТО за реализацию принятой схемы теплоснабжения и выполнение инвестиционных обязательств», – считают в ПАО « Т Плюс».

Впрочем, в компании признают, что ряд поправок имеет смысл учесть при доработке законопроекта. К примеру, закрепление обязательств ЕТО в соглашении с муниципалитетом о реализации схем теплоснабжения.

Так или иначе, по информации источников издания, к первому чтению в парламенте законопроект поддержали 66 регионов РФ. Как сообщил «Правде УрФО» глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, сейчас идет сбор всех предложений, поэтому дата второго чтения еще не определена.

«Еще не все фракции провели обсуждение законопроекта, пока эту работу завершила только «Единая Россия». Коллеги из других партий обещали закончить обсуждение к 15 февраля. После этого будет собрана рабочая группа, которая проработает все предложения: законопроект сложный, замечаний поступает очень много, зачастую они дублируются. Потом комитет опубликует список принятых и отклоненных поправок и только затем реформу рассмотрят во втором чтении», – пояснил Павел Завальный.

«Правда УрФО», напомним, подробно рассказывала, что при подготовке к первому чтению профильные комитеты Госдумы сделали умеренно позитивные заключения относительно реформы теплоснабжения, но признав необходимость нивелировать перечень рисков.

«Основными достоинствами предлагаемого метода «альтернативной котельной» являются возможности прекращения прироста тарифов в процентах от предшествующего уровня, оценки необходимости повышения тарифов не по предъявляемым затратам, а по конкурентоспособности системы теплоснабжения, некоторой имитации ценовой конкуренции, создания предпосылок для снижения стоимости тепла от самых дорогих энергоисточников», – говорится в заключении комитета Госдумы по энергетике. По мнению Павла Завального, дальнейшая проработка законопроекта возможна только с условием исключения озвученных рисков. К аналогичным выводам пришел и комитет Госдумы по ЖКХ. С чем генераторы в итоге и согласились.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации на рынке.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

2 комментария к “Совет Федерации поправил «Фортум» и «Т Плюс»”

  1. Сергей

    Областные и муниципальные власти как всегда боятся что либо менять. Даже наладить теплосети в городах и сделать деятельность теплоснабжения организации прозрачной не желают.

  2. Сергей Тюмень

    Критикуя — предлагайте. Так или иначе всегда общей точкой отсчёта должны быть тарифы и счета за отопление. В крупных городах надо вытеснять с рынка услуг котельные на угле и мазуте, будущее как раз за такими компаниями как «Фортум» и забывать об этом не стоит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни