Прокурор Свердловской области Сергей Охлопков поручил прокурору Екатеринбурга Светлане Кузнецовой проверить законность действий городской администрации по организации новой системы муниципальных перевозок. В частности, сотрудники прокуратуры проанализируют доступность общественного транспорта для жителей различных районов города, а также доступность социально значимых объектов. Результаты мероприятий станут известны в середине февраля.
Собственным изучением новой схемы также займутся в ЗакСО и гордуме Екатеринбурга – в органах власти планируется организовать соответствующие рабочие группы. «На ровном месте создана ситуация народного бунта, и людей нужно успокоить. Думаю, что даже ценой отказа от подобной реформы», – заявил сегодня в соцсетях депутат ЗакСО Дмитрий Ионин.
Ситуация вокруг новой транспортной схемы, презентованной горожанам еще летом в ходе выставки «ИННОПРОМ», накалилась в начале января после того, как мэрия Екатеринбурга опубликовала постановление о ликвидации 114 маршрутов общественного транспорта, включая трамвайные, автобусные и троллейбусные, а также о появлении 46 новых. Никакого пояснения к документу дано не было. Горожане сделали вывод, что большинство городских маршрутов будет отменено без какой-либо замены. Критика общественности обрушилась на авторов схемы, специалистов фонда «Город.PRO», разработавших новую сеть по заказу администрации Екатеринбурга. Контракт с мэрией у урбанистов закончился еще в августе 2016 года. Директору фонда Ларисе Бузуновой в соцсетях начали поступать угрозы физической расправы. За несколько дней петицию против транспортной реформы подписало 6 тыс. человек. Губернатор Евгений Куйвашев уже призвал администрацию города активизировать информирование граждан и начать обсуждение изменений в формате общественного диалога.
По мнению источника издания в одной из транспортных компаний города, шумиха в соцсетях могла быть искусственно подогрета представителями перевозчиков, которые в случае реализации нововведений будут выдавливаться с рынка. В связи с этим «любой конфликт вокруг схемы, включая петицию по сбору подписей против, им очень выгоден».
Согласно новой схеме, транспортные средства средней вместимости, такие как маршрутные такси или автобусы типа «Богдан», сохраняются только на подвозящих маршрутах в спальных районах города. Эти направления могут обслуживать частники по итогам соответствующих торгов. Однако вся центральная часть города будет отдана под большие автобусы, которые на данный момент есть в парке только у ЕМУП «МОАП». Общественники Екатеринбурга уже высказывали опасения ухода частного бизнеса с рынка в связи с новыми правилами. Официально представители транспортного комитета мэрии Екатеринбурга судьбу предпринимателей не комментируют, подчеркивая, что все маршруты будут разыграны на торгах, на исход которых город повлиять не может.
К разработке новой транспортной схемы также подтолкнули требования федерального закона 220-ФЗ, вступившего в силу с января 2017 года. Документ призван упорядочить рынок пассажирских перевозок и обеспечить равный доступ всем его участникам. Ранее прибыльные маршруты, как правило, обслуживались частниками, в то время как муниципальные предприятия обязаны были брать на себя убыточные направления в отдаленные сельские территории. Согласно проекту новой схемы, поступления с прибыльных маршрутов могут частично распределяться в пользу компаний, обслуживающих рейсы на отдаленных от центра города территориях, компенсируя убытки перевозчиков. Кроме того, низкопольные автобусы, на которые будет заменен весь транспорт в центре города, также обязательны в рамках подготовки к ЧМ-2018.
Транспортную готовность столицы Урала к мундиалю уже в ближайшее время оценит спецкомиссия FIFA. Первый визит инспекторов Международной федерации футбола охватил Москву, Санкт-Петербург, Казань и Сочи, готовящиеся принять в 2017 году Кубок конфедераций, однако уже в следующую группу городов-хозяев ЧМ-2018 попадет Екатеринбург. Удобство передвижения по маршрутам больших групп населения станет одним из приоритетных направлений проверки.
«Исходя из работы комиссии в городах первой четверки, изучать будут досконально. И для руководства столицы Урала вопрос безболезненного внедрения новой транспортной схемы становится жизненно важным. Вне всякого сомнения, любые недоработки и болевые точки будут отражены в отчетах, которые лягут на стол федеральным кураторам ЧМ-2018. В случае провалов оргвыводы последуют наверняка», – полагает один из участников осенней инспекции FIFA.
В фонде «Город.PRO» на данный момент принципиально отказываются от каких-либо комментариев, ссылаясь на истечение срока действия договора с мэрией Екатеринбурга и отсутствие каких-либо иных договоренностей с администрацией.
Непосредственные участники транспортного рынка в своих оценках расходятся. Один из собеседников «Правды УрФО» полагает, что схему необходимо внедрять. Конфликт на данный момент вызван исключительно непрофессионализмом городской администрации.
«Все дело в том, что мэрия опубликовала документы об отмене почти всех автобусных маршрутов. Они обязаны были сделать это, чтобы расторгнуть договоры с перевозчиками. По закону, они должны опубликовать соответствующие документы за 6 месяцев. Все это растиражировали СМИ, при этом администрация не сопроводила информацию дополнительными разъяснениями. Полноценной картины сейчас также нет, как я понимаю, схема еще до конца не разработана», – пояснил изданию один из руководителей предприятия-перевозчика.
Администрация Екатеринбурга в своей информационной кампании пока ограничивается лишь небольшими новостями на официальном сайте мэрии. Пресс-конференция замглавы города по транспорту Евгения Липовича в минувшую пятницу прошла фактически в обстановке секретности: анонсирование мероприятия не производилось, а к диалогу были допущены лишь максимально «лояльные» городским чиновникам СМИ.
По словам другого собеседника издания в транспортной компании, схема «абсолютно невыгодна» частникам, однако «комментировать это никто не будет», проще «заказать Липовича», – цитирует своих коллег представитель автопредприятия. «Все как воды в рот набрали – просто ждут и надеются, что ничего в итоге работать не будет», – заключил источник «Правды УрФО».
Замглавы Екатеринбурга по транспорту Евгений Липович
По словам общественного эксперта по Екатеринбургу Андрея Старцева, схема действительно рискует не заработать в случае, если администрация города не примет до 1 июля трех регламентов.
«Должен быть принят четкий регламент по временным интервалам и организации выделенных полос для общественного транспорта. Все расчеты, заложенные в схему, хороши, но ничего не будет работать без выделенных полос. Должен быть разработан и утвержден регламент по повременной оплате проезда, разработаны четкие тарифы, а не то, что сейчас говорят то про 60 минут, то про 90. И должен быть принят регламент по руководству в аварийных ситуациях. Как будет организовано транспортное сообщение во внештатных ситуациях, в случаях обрыва проводов или потери напряжения на линии», – пояснил Андрей Старцев.
По нормативам, трамвай перевозит 12 тыс. человек в час, автобус – 8 тыс. человек и троллейбус – 5 тыс. человек. Андрей Старцев подчеркивает, что администрация города должна подобно расписать, каким образом будет организовано движение автобусов в район аварийной ситуации.
«Нужно понимать, что в случае проблем на трамвайной линии нужно организовать в полтора раза больше автобусов. Как это будет выглядеть, например, в мороз, в пробке? На ЖБИ выдвинется колонна автобусов? Пока эти моменты неясны, и это вызывает панику у людей. Мэрия должна вести активную пропаганду, а она этого не делает абсолютно», – отметил общественный деятель.
Фонд «Город.PRO» обещал учесть пожелания горожан и доработать схему. Анонсировано, что новый скорректированный документ будет представлен в январе.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
1 комментарий к “Прокуратура готовит транспорт Екатеринбурга к ЧМ-2018. Итоги подведет FIFA”
«общественного эксперта по Екатеринбургу Андрея Старцева»
Что, …? Кого, …? Это вообще что за должность такая?