ОНФ полетел в ЯНАО вслед за сибирской язвой

Версия для печати
ОНФ полетел в ЯНАО вслед за сибирской язвой

У Севера не хватает денег на инфраструктуру и обновление санавиации

Депутаты парламентов ХМАО и ЯНАО фактически одновременно заявили о кризисе санитарной авиации. Медицинская помощь населению отдаленных поселков, стойбищ и так далее становится все дороже, и как следствие, «качество этих медуслуг зачастую не поддается критике». Нагрузку на бюджет усиливают неразвитая конкуренция между перевозчиками и использование ресурсоемких вертолетов модификаций Ми-8. В связи с этим у регионов недостает средств для развития инфраструктуры и обновления парка, а по мнению представителей депкорпуса, «эти условия ведут к снижению оперативности и доступности медицинской помощи для жителей отдаленных районов». Авиаэксперты отмечают, что ограниченная мобильность санитарной авиации повышает риск возникновения чрезвычайных ситуаций и, как правило, приводит к пандемии, человеческим жертвам и значительным экономическим потерям. Для ликвидации вспышки сибирской язвы в ЯНАО летом 2016 года власти даже были вынуждены привлечь вооруженные силы.

Чиновники правительства ЯНАО сегодня отрицают наличие любых проблем в работе санитарной авиации. «Как таковых проблем на сегодняшний день нет, все вопросы носят текущий характер и решаются в текущей деятельности учреждения. Опыт ЯНАО в оказании санавиационной помощи трудно переоценить», заявили «Правде УрФО» в пресс-службе губернатора ЯНАО.

Иначе к сложностям, сформированным в сфере медпомощи, относятся в Центре медицины катастроф ХМАО-Югры, где изданию рассказали, что основная проблема санавиации – высокая стоимость, связанная со слабым развитием рынка этих услуг. «Тем не менее в Югре использование авиации для жителей труднодоступных и отдаленных территорий является единственной возможностью оказания экстренной медицинской помощи при внезапных заболеваниях и угрожающих жизни состояниях. Правительством автономного округа делается все возможное, чтобы эта помощь оказывалась на должном уровне и для всех, кто в ней нуждается», – прокомментировали ситуацию в профильном учреждении.

В 2017 году Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа консолидированно планируют направить на работу санитарной авиации около 1,4 млрд рублей. Из бюджета ХМАО на эти цели направят 573 млн рублей, в ЯНАО – 740. В рамках софинансирования из федерального бюджета автономии в целом получат порядка 23 млн рублей. Однако выделяемых денег по-прежнему не хватает для решения проблем, которые с каждым годом обостряются на отдаленных территориях, приравненных к Крайнему Северу и Арктике.

Каждая из проблем санитарной авиации, по мнению депутатов ЯНАО, негативно отражается на доступности медпомощи для жителей отдаленных территорий, негативно сказывается и дороговизна авиаперевозок. «Власти выделяют немалые деньги на развитие санитарной авиации, но этих средств недостаточно. Кроме того, не хватает и кадров, и техники. А медицинская помощь на Ямале нужна не только жителям отдаленных поселков, но и вахтовикам, которые приезжают работать на месторождения», – отметила депутат Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Кукушкина.

Еще одну проблему, влекущую за собой повышенные риски, назвал коллега Кукушкиной по парламентской работе Валерий Степанченко. Депутат считает, что в суровых климатических условиях Крайнего Севера необходимо максимально тщательно подходить к подготовке летного состава. В противном случае могут последовать потери не только технические, но и человеческие. На Ямале известны случаи, когда при выполнении стандартных санитарных заданий происходили крушения техники.

«Для того чтобы подготовить членов экипажа вертолета, способных эффективно использовать имеющуюся технику, необходимо 7 лет. А иначе не будет квалифицированных специалистов. Даже военные потеряли вертолет при ликвидации последствий сибирской язвы, поскольку не были готовы к ямальским условиям», – отметила Степанченко.

По мнению коллег парламентария, необходимо менять и структуру воздушного парка. Сейчас на санитарные задания вылетают вертолеты, которые считаются высокозатратным транспортом. Например, по данным регионального отделения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) в ХМАО, средняя стоимость вертолетного вылета составляет около 115,4 тыс. рублей. Таким образом, отсутствие легких и сверхлегких самолетов в парке санавиации кратно увеличивает нагрузку на бюджет.

Помимо высокой стоимости для Югры и Ямала, как и для большинства отдаленных территорий России, характерна ощутимая нехватка вертолетных площадок и взлетных полос. Руководитель аналитической службы портала «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что для эффективной работы у каждого медучреждения, оказывающего помощь тяжело больным и раненым, доставляемым санавиацией, нужны специальные посадочные площадки. Это позволит доставлять пациентов более оперативно, сокращая длительность шоковых состояний и снижая риск тяжелых последствий.

По данным правительства ЯНАО, бессменный исполнитель госконтракта на выполнение санитарных заданий – авиакомпания «Ямал» – располагает вертолетными площадками, расположенными в 1-5 км от медорганизаций на всей территории округа. Тем не менее члены ямальского Заксобрания говорят, что существующей транспортной инфраструктуры недостаточно. На проблему обращает внимание и депутат Госдумы, входящий в кадровый резерв президента РФ, Владимир Сысоев. «Основная проблема санавиации округов связана с наличием площадок для воздушного транспорта, необходимых для быстрой эвакуации пациентов. К тому же северным территориям необходимо оперативно подготовить предложения и план развития санитарной авиации, чтобы подавляющая часть средств шла на нуждающийся в обновлении парк воздушных судов», – подчеркнул депутат.

В 2017 году обновлением парка, как выяснилось, намерено заняться только правительство ХМАО-Югры. «В первую очередь планируется решать вопросы вовлечения в процесс санитарно-авиационных эвакуаций на территории автономного округа современных самолетов и вертолетов», – заявили представители исполнительной власти региона.

Тем не менее остается проблема технической оснащенности воздушных судов, выполняющих санзадания. Руководитель аналитической службы портала «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что при увеличении количества летных часов на санзадания, авиакомпании будут заинтересованы в закупке высокотехнологичного оборудования на воздушные суда. Так, на самолетах и вертолетах санитарной авиации необходимы приборы для мониторинга основных параметров жизнедеятельности, дефибрилляторами, аппаратами искусственной вентиляции легких, не говоря уже о креплениях для носилок. Собеседники издания указывают на то, что на Ямале далеко не все суда, вылетающие к пациентам в отдаленные районы, оборудованы высокотехнологичным медицинским оборудованием, позволяющим проводить экстренные реанимационные действия.

Более того, соцработники отмечают, что развитие санитарной авиации должно стать приоритетным направлением в муниципалитетах. Однако в городах и районах Югры ситуация складывается с точностью до наоборот – районные чиновники игнорируют финансирование реконструкции и строительства вертолетных площадок и взлетных полос на отдаленных территориях из-за «более актуальных проблем».

Таким образом, несмотря на многомиллионные бюджетные вливания, в северных регионах по-прежнему сохраняются риски позднего обнаружения очагов заболеваний и оперативного реагирования. Собеседники издания медработники указывают, что «печальные примеры уже известны всей стране». Одной из косвенных причин вспышки сибирской язвы на Ямале летом 2016 года называют недостаточную оперативность санитарной авиации и неэффективность в сфере государственно-частного партнерства в рамках выполнения санитарных заданий.

Вместе с тем работу санитарной авиации в ЯНАО и эффективность расходования бюджетных средств на данную сферу проверят эксперты регионального отделения ОНФ. Добавим, развитие санавиации попало в федеральную повестку после заявления президента России о выделении на эти цели 3,3 млрд рублей в 2017 году.

«Правда УрФО» следит за развитием ситуации.

Справочно:

В каждом из четырех отделений санавиации ЯНАО на дежурстве находятся вертолеты Ми-8 и Ми-8МТВ авиакомпании «Ямал». Всего для санзаданий в округе используется 17 вертолетов Ми-8, что, по оценкам чиновников, «в полной мере обеспечивает потребность вылетов по заявкам санитарной авиации на всей территории Ямала». В ХМАО заключены госконтракты на авиационные работы с авиакомпаниями «ЮТэйр», «СКОЛ» и «Нижневартовскавиа». В круглосуточном дежурстве находятся 4 вертолета Ми-8Т и один легкий самолет Cessna Grand Caravan 208B.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.