У Кокорина забирают бюджет из-за долгов

Версия для печати

Федеральный центр готовит запрет на получение кредитов регионами с высокой долговой нагрузкой

Курганская область рискует потерять самостоятельность при получении кредитов. В ближайшие пару лет правительству региона необходимо принять экстренные меры по сокращению долговой нагрузки, в противном случае опасения аналитиков реализуются, и Зауралье не сможет получать заемные средства без согласования с федеральным центром. Уже сейчас государственный долг субъекта РФ оценивается в 13,9 млрд рублей. При этом проект бюджета на 2017 год подразумевает увеличение объема средств для обслуживания госдолга на 200 млн рублей. Вместе с тем в документе говорится о сокращении расходов на ряд социально важных направлений, в том числе на жилищно-коммунальное хозяйство. Эксперты, оценивая финансовое состояние области и ее бюджетные перспективы, указывают, что на благополучии региона могут негативно сказаться проблемы в управлении финансами, а ситуация на внешних рынках и недополучение налоговых поступлений могут привести к разрастанию дефицита бюджета в 2017 году.

Завтра, 29 ноября, на очередном заседании Курганской областной думы депутаты обсудят проект бюджета на 2017 год и среднесрочную перспективу 2018 и 2019 годов. Однако уже сейчас члены парламента указывают на недостаточность средств региональной казны. Согласно проекту главного финансового документа Зауралья на следующий год, в целом доходы оцениваются в 35,7 млрд рублей, расходы – в 39,2 млрд рублей. При этом собственные доходы планируются в размере 24,9 млрд рублей. Соответственно, дефицит прогнозируется на уровне 3,5 млрд рублей.

По словам главы финансового ведомства Елены Лукашук, бюджет сформирован на основе 45 государственных программ региона, на реализацию которых планируется направить 37 млрд рублей (95% расходов). При этом правительство намерено сократить расходы на ЖКХ с 1,4 млрд (проект бюджета на 2016 год) до 935,8 млрд рублей в 2017 году. Аналогичная ситуация складывается с расходами на охрану окружающей среды, которые снизятся со 102,4 млн рублей до 96,9 млн рублей. Как пояснили в региональном управлении финансов, это связано с тем, что федеральные субсидии по данным направлениям еще не распределены. Чиновники не исключают, что в ближайшем будущем будут проведены корректировки в сторону увеличения финансирования на указанные направления. Урезание запланировано и по таким статьям, как общегосударственные расходы (с 2,4 млрд рублей в 2016-м до 1,4 млрд рублей в 2017 году), а также национальная оборона (с 29,1 млн до 28,7 млн рублей).

Эксперты в сфере ЖКХ не торопятся давать конкретных оценок тому, как скажется уменьшение финансирования на данной сфере, поскольку точные параметры поступлений из вышестоящего бюджета не определены. «Пока рано говорить о том, какие именно программы и направления подвергнутся сокращению. Но, тем не менее, любое урезание негативно сказывается на отрасли», – отметил представитель регионального отделения «Общероссийского народного фронта».

Сокращение расходов по ряду направлений также прокомментировал член комитета по бюджету, финансовой и налоговой политике Иван Евгенов. По словам депутата, это обусловлено недостаточностью средств в бюджете. «35 миллиардов для Курганской области недостаточно. Но других предложений нет. Может быть, такой бюджет подтолкнет правительство к переосмыслению своей работы и более серьезному подходу к формированию финансового документа. Для того чтобы деньги появились, необходимо засучить рукава и начать работать. Важно, что понимание этого появилось на разных уровнях власти. Сейчас главное выстроить правильный хозяйственный механизм. В первую очередь, необходимо развивать промышленность. Мне кажется, что 2017 год станет переломным для областного бюджета. Я думаю, что в ближайшее время губернатор и его команда примут решения, направленные на увеличение собственных доходов. Другого выхода нет», – отметил парламентарий.

Отметим, ранее председатель Курганской областной думы Дмитрий Фролов занял категоричную позицию в вопросе распределения дополнительных доходов, в частности, речь шла о помощи муниципалитетам. По словам главы регионального парламента, не стоит осуществлять дополнительные межбюджетные транши, поскольку муниципалитетам пора самостоятельно зарабатывать.

Аналогичная тенденция в отношении субъектов в настоящее время лоббируется и в федеральном центре. Так, по словам финансового аналитика группы компаний «Финам» Богдана Зварича, правительство РФ придерживается довольно жесткой политики в отношении регионов, указывая на то, что субъектам необходимо выходить на самоокупаемость. В связи с этим федеральные чиновники обсуждают экономические меры по стимулированию регионов к наращиванию собственных доходов. В качестве одной из мер предлагается запрет на самостоятельное кредитование субъектов с высокой долговой нагрузкой, к которым относится Курганская область.

Согласно составленной РИА «Рейтинг» оценке субъектов РФ по уровню долговой нагрузки в I полугодии 2016 года, отношение госдолга Курганской области на 1 июля 2016 года к налоговым и неналоговым доходам казны за 12 месяцев (1 июня 2015 – 1 июня 2016) составило 77,2%. При этом доля бюджетных кредитов достигла лишь 33,1%, коммерческих – 66,9%. Уже к августу 2016 года уровень госдолга увеличился на 2 миллиарда и составил 13,7 млрд рублей, а на начало ноября закредитованность региона превысила 13,9 млрд рублей. Стремительный рост показателя, по словам финансового эксперта, ведет к дополнительной нагрузке на бюджет, хотя деньги на обслуживание заемных средств можно было бы направить на исполнение социальных программ. К тому же, в дальнейшем области будет сложнее получить кредит в банках, поскольку высокая закредитованность влечет за собой повышенные риски и, соответственно, ставки.

Многие регионы сейчас находятся в аналогичной ситуации, поэтому в правительстве предложено разделить их на несколько категорий. В первую – с устойчивой долговой нагрузкой войдут субъекты с закредитованностью бюджета менее 50%, в среднюю – до 85% и в категорию с низкой долговой устойчивостью – свыше 85%. «Регионы со средней и низкой долговой устойчивостью потеряют самостоятельность при получении любых кредитов. В настоящее время согласование с Минфином необходимо лишь при выпуске облигаций. При этом от правительства разрешение на получение кредита регион может и не получить. Данная мера должна начать действовать с 2019 года. Теперь у субъектов с высокой долговой нагрузкой есть лишь два года для того, чтобы снизить ее уровень», – отметил аналитик.

Еще одним важным показателем для федерального центра в настоящее время является эффективность использования бюджетных средств. Вместе с тем рост госдолга говорит о том, что с эффективным управлением финансами у региона есть проблемы. Между тем Курганская область наряду с другими регионами РФ должна снизить уровень дефицита, а в идеале – вовсе выйти на бездефицитный уровень и на самоокупаемость, а затем начать закрывать свои долги. Для стимулирования регионов к переходу на безубыточную работу правительство страны готово выдавать гранты областям, которые смогут повысить инвестиционную привлекательность и снизить долговую нагрузку. «В федеральном центре считают, что субъектам пора жить по средствам и повышать инвестиционную привлекательность, поскольку это позволит привлечь бизнес, создать рабочие места, соответственно, обеспечить увеличение налоговых поступлений в бюджет», – добавил аналитик.

Однако в ближайшее время на фоне общей экономической ситуации в стране не приходится говорить о скором улучшении финансового состояния Курганской области. Более того, с действующим проектом бюджета Зауралья сопряжены существенные риски разрастания дефицита. «На увеличение дефицита может повлиять ситуация на внешних рынках, если например, цены на нефть пойдут вниз. При этом повышение расходов не так вероятно, как существенное недополучение налоговых поступлений в бюджет, что неминуемо скажется на разрастании дефицита», – заключил аналитик.

«Правда УрФО» следит за ситуацией в Курганской области.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Комментарии

По всем показателям

По всем показателям Курганская область заняла самое последнее, позорное место.Просто это стараются не афишировать.А с учетом нынешнего кризиса никаких улучшений ближайшие 5 лет можно не ждать.Это точно!

Как же так, налоговая

Как же так, налоговая областная на 13 месте по стране по результатам работы 3-го квартала, а тут такое. 

Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.