Команда Тефтелева выедет из мэрии Челябинска по результатам ШОС

Версия для печати

Правительство области грозит мэру «взять ситуацию в свои руки»

Дефицитному бюджету Челябинска грозят очередные многомиллионные издержки. В администрации мегаполиса ждут привлечения к субсидиарной ответственности в рамках банкротства МУП «Челябинский автобусный транспорт». Масштабных финансовых вливаний из бюджета потребует и спасение самого предприятия, которое, по оценкам представителей депкорпуса, «город просто не имеет права потерять». Как утверждают аналитики, в предбанкротном состоянии находится и другое транспортное МУП – «ЧелябГЭТ», чьи долги также превышают полмиллиарда рублей. При этом системный кризис общественного транспорта Челябинска вышел далеко за пределы внутренних проблем города, хотя в преддверии крупных международных мероприятий саммитов ШОС и БРИКС пред муниципальными властями стоит задача выстроить «цивилизованную» транспортную систему. Если администрация Челябинска попробует ее саботировать, утверждают в правительстве региона, «по персоналиям, неспособным выполнять поставленные задачи, будут сделаны окончательные оргвыводы». К этому понуждает Федеральная налоговая служба.

Победные заявления подчиненных главы Челябинска Евгения Тефтелева о «цивилизованной» оптимизации общественного транспорта и финансовом оздоровлении муниципальных предприятий столицы Южного Урала в реальности обернутся транспортным коллапсом и многомиллионными потерями из кризисного бюджета. В частности, как утверждают эксперты, с большой долей вероятности, администрация будет привлечена к субсидиарной ответственности в рамках банкротства МУП «Челябинский автобусный транспорт» (ЧАТ), долги которого на данный момент составляют более 500 млн рублей.

Исполняющий обязанности конкурсного управляющего МУПа, член Союза арбитражных управляющих «Саморегулируемая организация «Дело» Владимир Рождественский заявил «Правде УрФО», что сегодня 89% реестра кредиторов предприятия контролирует Федеральная налоговая служба.

Основной причиной банкротства МУПа независимый эксперт называет «тотальную недофинансировать со стороны городских властей».

«Предприятие оказалось зажато между социальными функциями, которые обязано выполнять, и тарифными решениями. В 2010 году, когда организация создавалась на основе имущества другого муниципального предприятия, признанного банкротом, была установлена стоимость проезда в 15 рублей. Она действовала до декабря 2015 года. При этом еще в 2010 расчетная цена 1 поездки составляла 19,45 рубля, и с того времени ни разу не пересматривалась и не индексировалась. И даже эту разницу никто предприятию в полном объеме не возвращал. Давали ровно столько, сколько есть возможность в муниципалитете выделить. При этом стремительно росла стоимость обслуживания техники, которая на половину представлена иностранными автобусами, или автобусы укомплектованы импортными узлами и агрегатами. А цены на проезд не менялись. Администрация просто заставляла предприятие заниматься благотворительностью или «проеданием» собственного имущества», – дал свою оценку работе МУПа Владимир Рождественский.

Именно сумму недофинансирования, которую, по словам экспертов, легко будет выявить в рамках конкурсного производства, вероятно, предъявят администрации как собственнику в качестве субсидиарной ответственности.

Как утверждают аналитики, сейчас есть три сценария банкротства. Первый – наиболее негативный для пассажирских перевозок Челябинска: имущество предприятия будет раздроблено и распродано, вероятно, за копейки в рамках торгов. Впрочем, все опрошенные изданием эксперты, считают его наименее вероятным, поскольку администрация «ни при каких условиях не пойдет на убийство общественного транспорта».

Второй сценарий предложен кредиторам временным управляющим. Как рассказывает Владимир Рождественский, он заключается в создании на базе должника акционерного общества путем замещения активов акциями, которые впоследствии будут проданы с торгов. Этот вариант, по оценкам опрошенных изданием депутатов думы Челябинска, является наиболее приемлемым для муниципалитета, поскольку позволяет сохранить и имущественный комплекс, и, возможно, контроль над предприятием. Впрочем, в этом сценарии, по словам экспертов, также «есть свои тонкие места». Продажа акций будет осуществляться на торгах, что не дает 100% гарантии сохранения контроля в руках администрации. Далее, неясным остается вопрос, как «заводить» на акционерное общество субсидии и другие виды господдержки. К тому же, «где изыскать в кризисном бюджете значительные средства на выкуп ценных бумаг?»

И последнее: в ходе процедуры банкротства «предстоит, так или иначе, останавливать деятельность предприятия, чтобы не аккумулировать долги по текущим платежам. Это, в свою очередь, грозит городу транспортным коллапсом».

Третий возможный сценарий – урегулирование спора без продажи имущества. Как отмечают эксперты, он также потребует немалых усилий и финансовых вливаний со стороны администрации Челябинска. Как рассказывает Владимир Рождественский, для заключения мирового соглашения с кредиторами и ФНС, а последняя является контролирующим кредитором должника, городским властям необходимо будет как минимум погасить текущие платежи и задолженность по второй очереди НДФЛ, что суммарно составляет порядка 100 млн рублей. При этом, как подчеркивают депутаты, этот вариант не решит системных проблем, а только лишь позволит отсрочить расчеты.

Отметим, что администрации Челябинска уже приходилось в срочном порядке изыскивать в бюджете более 100 млн рублей, чтобы закрыть обязательства по транспортному МУПу. «Правда УрФО» рассказывала, что Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города был привлечен к субсидиарной ответственности в рамках банкротства унитарного предприятия «Челябинскавтотранс», признанного несостоятельным еще в 2011 году. В тот момент ситуация спровоцировала серьезный конфликт между депутатским корпусом и администрацией. Последняя вышла к городской думе Челябинска с предложением перераспределить бюджет и срезать часть расходов на сумму по исполнительным листам. Но парламентарии категорически отказались делать это, предложив администрации найти дополнительные источники доходов бюджета для закрытия долгов. Хотя впоследствии решение о субсидиарной ответственности было оспорено и продолжает рассматриваться в судах.

Усугубляют и без того критическую ситуацию финансовые сложности второго муниципального транспортного предприятия – «ЧелябГЭТ». Как утверждают участники рынка, оно также находится в предбанкротном состоянии и может «повторить судьбу ЧАТа». Напомним, в начале текущего года налоговики подали заявление о признании должника несостоятельным, и включении в реестр требований кредиторов 559,4 млн рублей. Однако весной Арбитражный суд Челябинской области отказал уполномоченному органу во введении наблюдения на предприятии. Решение было оспорено, и летом 2016 кассационная инстанция отправила дело на новое рассмотрение. На данный момент заявление о признании должника банкротом уже принято к производству – следующее заседание по делу состоится в конце ноября.

Согласно финансовому анализу системы «Контур.Фокус», по итогам прошлого года «ЧелябГЭТ» демонстрировал ряд негативных тенденций: его активы уменьшились на 11,6%, собственный капитал – на 167,6%. Также у предприятия наблюдался стабильный недостаток оборотных средств. По итогам года МУП получило чистый убыток в 232,6 млн рублей. Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения к выручке организации, за 2015 год составил минус 21,7%. В целом, финансовое состояние унитарного предприятия оценено аналитиками как «очень плохое».

При этом городские власти декларируют, что трамваи и троллейбусы станут приоритетным видом транспорта в новой маршрутной сети, которую сейчас готовит муниципалитет. Об этом, в частности, говорит глава Челябинска Евгений Тефтелев – «оптимизация транспортной системы идет в рамках подготовки к проведению в городе крупнейших мероприятий саммитов ШОС и БРИКС». Градоначальник заявил, что у муниципалитета есть замысел по вступлению в федеральные программы. «Главная цель – обеспечить доступность трамваев и рентабельность этого предприятия», – прокомментировал Тефтелев.

Глава Челябинска Евгений Тефтелев (справа) на «ЧелябГЭТ»

Оценивая сложившуюся ситуацию с общественным транспортом, представители депутатского корпуса городской думы отмечают, что наилучшим сценарием будет именно акционирование ЧАТ. «В целом надо понимать, что любой вариант развития событий будет в пользу бизнесмена Александра Карелина, активно участвующего в транспортном рынке. Он при любом раскладе остается в выигрыше», – отметил в приватной беседе один из депутатов.

Председатель постоянной комиссии по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре думы Челябинска Александр Вышегородцев в разговоре с обозревателем «Правды УрФО» отметил, что «прорабатывается сразу несколько вариантов вывода из кризиса предприятия «Челябинский автобусный транспорт», в частности, выкуп имущественного комплекса администрацией и привлечение инвестора». По оценкам эксперта, мэрия и депутатский корпус активно изучают все возможные сценарии и риски. Председатель комиссии также добавил, что акционирование МУПа не означает переход его «в частные руки». В целом, опрошенные парламентарии считают, что автобусное предприятие будет «однозначно сохранено», однако пока затрудняются сказать, каким именно образом.

«Проблемы складывались годами. Сыграли свою роль и пробелы федерального законодательства: 220 ФЗ об организации перевозок появился только в прошлом году. Я вообще не понимаю, как можно было сделать этот рынок таким доступным. Условно, любое частное лицо может купить пару старых машин и стать перевозчиком. Такого нет нигде. Накапливались и проблемы, связанные с перевозкой льготников. Во времена, когда с бюджетом все было хорошо, муниципалитет взял на себя эти социальные обязательства. Но теперь Челябинск, наверное, единственный из крупных городов, который продолжает их исполнять. Надо смотреть на проблему взвешено. Доходы бюджета составляют порядка 10 млрд рублей. На обеспечение транспорта необходимо 3 млрд – то есть 30%. Естественно, взять эти деньги неоткуда. Отсюда и проблемы. Но если их не решить, будет коллапс. Мы не можем позволить Челябинску опуститься», – отметил в разговоре с изданием один из городских депутатов.

Источники «Правды УрФО» в правительстве региона добавляют, что ситуация с транспортными предприятиями столицы Южного Урала, находится на особом контроле. «К саммитам ШОС и БРИКС мы должны получить нормально работающий, экологичный общественный транспорт, который будет занимать порядка 50% рынка. При необходимости мы, конечно, включимся в решение проблем. Чиновники, неспособные справляться с поставленными перед ними задачами, понесут ответственность», – резюмировал ситуацию один из высокопоставленных лиц правительства области.

«Правда УрФО» наблюдает за действиями чиновников Челябинска.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.