Менеджеры РЖД «пустили под откос» бюджеты в УрФО

Версия для печати

Структура госмонополии наращивает убытки

Внутренние конфликты в дочерней структуре РЖД, представленной в ряде субъектов УрФО, вскрыли «системные перекосы» в самой госмонополии. Категорическое нежелание местных менеджеров «вставать на нормальные коммерческие рельсы» вкупе с вероятной «тотальной коррупцией», по мнению инсайдеров, загнали «Железнодорожную торговую компанию» в финансовый тупик. Эксперты указывают, что актив за последний год в разы увеличил убытки, «провалившись» почти по всем направления деятельности. Работа менеджеров привлекла и внимание силовиков, которым уже поступил ряд сигналов о «схемах с субарендой». Между тем близкие к РЖД бизнесмены считают, что ЖТК – лишь одна из иллюстраций проблем, существующих в дочерних и зависимых структурах госкомпании. По их мнению, «обещанная новым руководством оптимизация бизнеса не привела к коренным изменениям», а «сложившаяся критическая ситуация в ряде предприятий напрямую связана с бездействием московского «генералитета» «Российских железных дорог».

Менеджеры подконтрольных РЖД структур, представленных в Уральском федеральном округе, подготовили для железной дороги новые убытки на сотни миллионов рублей. «Неэффективность бизнес процессов» и вероятную «тотальную коррупцию» источники издания, близкие к госкорпорации, иллюстрируют на примере ОАО «Железнодорожная торговая компания» (ЖТК, 99,99% принадлежит ОАО «РЖД»). Общество располагает екатеринбургским и челябинским филиалами, а также рядом объектов в Тюменской области и ХМАО-Югре. Как утверждают инсайдеры среди менеджеров монополии, «вопреки анонсированной президентом РЖД Олегом Белозеровым оптимизации бизнес процессов, ситуация в ЖТК усугубляется: убытки растут, имущественный фонд «разваливается», а все попытки «вывести актив в нормальное коммерческое русло» натыкаются на бездействие московского «генералитета».

Президент РЖД Олег Белозеров

Согласно открытым данным, ОАО «Железнодорожная торговая компания» по итогам 2015 года получила чистый убыток в размере 636,3 млн рублей при существовавшей запланированной прибыли в 20,5 млн рублей. По сравнению с 2014 годом убыток вырос 7,8 раза (в позапрошлом году отрицательный финансовый результат ЖТК составлял 81,2 млн рублей). Снизился и ряд других показателей: в 2014 году выручка составляла 6,5 млрд, в 2015 – 5,8 млрд, разница более 700 млн рублей. Выполнение бюджета по продажам, по оценкам экспертов, также было провалено – в позапрошлом году недополучено до плана 336,6 млн рублей, в 2015 – 833,8 млн (рост фактически в 2,5 раза).

Рассматривая работу предприятия по основным видам деятельности, аналитики отмечают серьезное провисание результатов. Согласно годовому отчету, выручка ЖТК в 2015 году от организации питания для нужд ОАО «РЖД» составила 2 млрд (в 2014 году – 2,3 млрд). При этом результат от продаж выразился в убытке в размере 102,9 млн рублей (в 2014 была прибыль 37,4 млн). Выручка от торговли на линейных станциях за прошлый год составила 959,8 млн рублей, результат продаж – минус 203 тыс. (в 2014 году прибыль от продаж – 20,5 млн). По направлению «организация торговли и питания прочим контрагентам» за 2015 год получено средств в размере 1,67 млрд (2014 год – 2 млрд). Результат от продаж составил минус 111 млн рублей против 71,5 млн убытка по итогам 2014. Прибыльной по завершению года по факту оказалась только сдача имущества в аренду. Выручка – 1,2 млрд, результат от продаж – 200,29 млн. (в 2014 положительный баланс – 317,5 млн). Таким образом, ЖТК по основным видам деятельности сработала фактически в ноль, конечный убыток, согласно отчетности, сформирован за счет создания резервов по сомнительным долгам – 350 млн рублей, расходов на законсервированные и не участвующие в производстве объекты – 114,6 млн рублей, а также прочих расходов среди которых судебные выплаты, РКО, выплаты совету директоров – суммарно 122,4 млн рублей.

Источники издания, близкие к РЖД, рассказывают, что в монополии давно существуют планы по продаже убыточного хозяйства ЖТК. «На компании висит огромное количество объектов в удручающем состоянии, значительная часть точек торговли и питания не приносит прибыли, они просто не могут конкурировать с малым и средним бизнесом. Были попытки поставить все это на «нормальные коммерческие рельсы»: часть объектов распродать, ЖТК сделать франчайзером: на пункты питания привлекать ИПшников, которые бы под контролем торговой компании пользовались франшизой. Это, с одной стороны, позволило бы развить МСБ, с другой, снизило бы огромные затраты. Однако со сменой руководства в головной структуре все процессы в ЖТК были заморожены. В компанию пришел Сергей Шабанов, считающийся человеком нового старшего вице-президента РЖД Сергея Мальцева. Компания продолжает генерировать убытки, и итоги по 2016 году, вероятно, будут еще хуже. Если в прошлом году екатеринбургский и челябинский филиалы сработали в относительный плюс (21,6 млн рублей и 2,2 млн рублей соответственно), то в текущем году результат, может быть отрицательный», – рассказал собеседник издания, знакомый с деятельностью ЖТК.

Отметим, что согласно годовому отчету торговой компании, на 2016 год у нее запланирована прибыль в размере 21,6 млн рублей. Впрочем, как указывают инсайдеры, на 2015 год в плане также была прибыль, а по факту получился убыток размером более полумиллиарда.

Другой источник, близкий к дочке РЖД, полагает, что убытки, вероятно, будут увеличены за счет ухудшающегося состояния объектов, предназначенных для сдачи в аренду. «Зданий в неудовлетворительном или откровенно плохом состоянии у компании очень много. Это и строения в Верхней Пышме и бывшая база ОРС в Екатеринбурге, здание бывшего хлебокомбината на Минометчиков, объекты в Сургуте и Златоусте и так далее. При вымывании оборотных средств, которые можно было бы направить на приведение в нормативное состояние объектов, вряд ли что-то изменится», – рассказывает источник в ЖТК.

Не способствует эффективной деятельности компании, по словам инсайдеров, и «вероятная коррупция в организации», по их личным оценкам, «достигшая колоссальных размеров». По словам источников, например, «схемы с субарендой» уже попали в поле внимания правоохранительных органов. «Насколько я знаю, по Екатеринбургу направлено несколько заявлений в тюменское линейное отделение МВД на транспорте с просьбой оценить действия директора местного филиала Марины Куреневой на наличие состава преступления по статьям 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» и 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» (копия обращения имеется в распоряжении редакции. – Прим. ред.). Впрочем, по моей информации, дела так и не были возбуждены в связи с тем, что ущерба от сдачи в аренду недвижимости по, вероятно, заниженной стоимости выявлено не было», – рассказывает источник, близкий к правоохранительным органам.

Один из бизнесменов, приближенных к РЖД, пожелавший остаться неизвестным, отмечает, что ЖТК, судя по всему, продолжит существовать в старой «крайне сомнительной парадигме». «Новая команда сказала, что бороться с коррупцией здесь не надо. «Свердловская железная дорога» на ситуацию в торговой компании повлиять не может в связи с отсутствием полномочий. С другой стороны, именно на ней лежат обязанности по контролю. В свою очередь, московское руководство, видимо, устраивают убытки и вероятное обогащение местных менеджеров», – прокомментировал собеседник издания.

В ОАО «ЖТК» не смогли оперативно прокомментировать деятельность компании в 2016 году, «Правда УрФО» направила официальный запрос на имя директора общества Сергея Шабанова.

Между тем источники издания, близкие к железной дороге, отмечают, что ЖТК – только одна из иллюстраций существующих «системных перекосов» в дочерних и зависимых структурах ОАО «РЖД».

«В 2015 году РЖД декларировали прибыль по МФСО в размере 8 млрд рублей вместо 99 млрд убытка по 2014 году. Но давайте посмотрим, за счет чего сформирован этот финрезультат. Если взять консолидированный отчет о прибылях и убытках за прошлый год, мы увидим, что доходы от грузоперевозок выросли на 7,7%, а это обусловлено, как признаются в самих РЖД, в первую очередь, индексацией тарифов на 10%. При этом доходы от пассажирских перевозок снизились на 0,5%. Доходы от предоставления логистических услуг выросли на фоне выручки дочерней компании GEFCO от международных операций и существенного ослабления среднего курса рубля в 2015 году. Не стоит забывать, что в декабре 2015 года группа продала 25% плюс одну акцию компании The Breakers Investments B.V. (ЗАО «Трансмашхолдинг») за денежное вознаграждение в размере 162 миллиона евро, или 12,5 млрд рублей. То есть фактически финрезультат был получен не за счет каких-то кардинальных изменений в госмонополии, ожидаемых со сменой руководства РЖД. Соответственно, возникает вопрос к эффективности новых менеджеров», – комментирует собеседник издания.

Кардинально противоположного мнения придерживается гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Как отметил эксперт в разговоре с обозревателем «Правды УрФО», деятельность Олега Белозерова на посту президента РЖД связана с постоянным сокращением убытков компании.

«Я вижу очень много происходящих событий, и за год, пока Белозеров работает, нет каких-то противоречивых ощущений. Идет очень серьезное сокращение убыточных и проблемных направлений. Бюджет у компании бездефицитный, денег у государства они не просят. А те сообщения, которые попадают в прессу относительно привлечения госсредств, скорее, «пробные шары» со стороны противников текущего руководства, чем реальность. Сейчас идет планомерное сокращение убыточных сегментов», – прокомментировал Безбородов.

Другой собеседник издания, близкий к госмонополии, отмечает, что внутри железных дорог «сейчас активно обсуждается вероятная смена Белозерова». По его словам, разговоры активизировались после того, как стало известно, что Михаил Фрадков в ближайшее время возглавит совет директоров РЖД, заменив на этом посту вице-премьера Аркадия Дворковича, которому инсайдеры и «прочат кресло главы монополиста»

«Правда УрФО» следит за развитием событий.

Справочно:

ОАО «Железнодорожная торговая компания» образовано в 2007 году на базе имущества «Дорожных центров рабочего снабжения» (ДЦРС) – филиалов ОАО «Российские железные дороги». Основные виды деятельности – организация общественного питания и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами.

Компания обладает собственными и арендуемыми торговыми площадями, также предлагает торговые площади в аренду.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.