ФНС отбирает у «ЮТэйр» оборотные средства

От услуг авиакомпании отказались госструктуры и военные

Авиакомпании «ЮТэйр» пригрозили арестом счетов в случае, если она не погасит долги по налогам еще за 2011 год. Перевозчик пытается в суде оспорить взыскание, а также отложить на неопределенный срок «контрмеры» налоговиков – юристы авиакомпании убеждают, что если из оборотных средств будет изъято чуть более 200 миллионов рублей долга, под угрозой окажется исполнение госконтрактов по перевозке пенсионеров, военных и обслуживанию объектов нефтегазовой инфраструктуры на территории Тюмени, ХМАО и ЯНАО. В свою очередь эксперты заявляют, что «ЮТэйр» – не единственное предприятие, могущее «тянуть» этот функционал. Тем более что транспортник только за текущий год сумел растерять свыше половины клиентов из госкомпаний и органов власти. В случае же, если «ЮТэйр» лишится своего превосходства на рынке региональных перевозок Западной Сибири и Урала, источники ждут падения цен и улучшение качества предоставляемых услуг. А пока только за полугодие «ЮТэйр» показала чистый убыток на сумму около 2 млрд рублей.

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам намерена ограничить работу ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр». Уточним, что в середине 2016 года ФНС вынесла постановление по доначислению налога на прибыль и на добавленную стоимость за 2011 год, а также постановила взыскать пени и штрафы за просрочку. В общей сложности ведомство требует передать в федеральный бюджет более 208 миллионов рублей. Согласно материалам Арбитражного суда Москвы, в настоящее время «ЮТэйр» пытается оспорить это решение. Иск был принят к рассмотрению 23 сентября, а первое заседание намечено на 18 октября текущего года. Параллельно юристы авиакомпании потребовали наложить обеспечительные меры в виде приостановления действия принятого нормативного акта, так как взыскание этих средств в бюджет «причинит значительный ущерб» предприятию.

Представители «ЮТэйр» в ходе судебного заседания о наложении обеспечительных мер заявили, что в случае ареста счетов «из оборота будет изъят значительный объем денежных средств, что поставит компанию в нестабильное финансовое положение». Кроме того, рассчитаться с контрагентами и сотрудниками будет невозможно. В противовес этому собеседник издания, близкий руководству «ЮТэйр», на просьбу прокомментировать вероятное влияние жесткой позиции ФНС на актуальное положение авиапредприятия попросил «дать возможность в течение короткого промежутка времени детально разобраться в ситуации». Впрочем, каких-либо «штормовых потрясений» в компании он не ожидает, хотя присутствие «внешних факторов» косвенно признает.

«Предлагаю взять в этом вопросе небольшую паузу. Буквально вчера состоялось совещание по развитию перевозчика. Определенное представление есть, но конкретные меры будут озвучены чуть позже. Тем не менее, могу сказать, что в работе «ЮТэйр» присутствуют элементы стабилизации, и полагаю, внешние факторы не будут оказывать сильного влияния на текущие процессы. Контрактовка на перевозки жителей Севера, газовиков и нефтяников, в частности, идет в штатном режиме, и я не вижу здесь моментов напряжения», – оптимистично настроен топ-менеджер.

Все же суд приостановил действие распоряжения налоговиков до завершения разбирательства. Но решающим здесь стал другой фактор: «Исходя из специфики деятельности заявителя в качестве исполнителя по государственным контрактам с территориальными органами Пенсионного фонда РФ на перевозку пенсионеров и инвалидов, госконтракта с Минобороны России на перевозку военнослужащих и другими обязательствами, связанными с полетами на Крайнем Севере. (…) Нарушение нормального функционирования общества может нанести ущерб государственным интересам», – заявил судья.

Впрочем, госструктуры уже значительно сократили сотрудничество с «ЮТэйр». В 2016 году речь идет о контрактах лишь на 400 миллионов рублей. В 2015 только с Минобороны РФ был заключен договор на перевозку военнослужащих на 350 миллионов рублей. В общей сложности объем госконтрактов в прошлом году составил более 2,2 миллиарда рублей.

По мнению участников рынка, в настоящее время «ЮТэйр» все сложнее сохранять лидирующие позиции в региональных перевозках Тюмени, ХМАО и ЯНАО. «Если раньше было суждение, что кроме них никто не сможет покрыть эту территорию со сложным климатом, условиями, сегодня многие говорят, что за «ЮТэйр» продолжают держаться только из-за ее связи с Богдановым (Владимир Богданов – совладелец «Сургутнефтегаза». – Прим. ред.). В случае, если на этот рынок допустят другие авиакомпании, хуже ситуация с перевозками точно не станет. Могут оказывать эти же услуги «Таймыр», «Архангельский авиаотряд», «Оренбуржье» и другие. Цены сразу упадут», – подчеркнул собеседник издания в авиабизнесе Югры.

Ранее «Правда УрФО» подробно рассказывала, что «ЮТэйр» постепенно теряет клиентов. На рынок авиаперевозок Ямала и Югры зашло «Оренбуржье», осенью 2016 года начавшее рейсы в Советский, Когалым, Надым, Ханты-Мансийск, Урай, Нижневартовск, Тюмень, Новый Уренгой и Сургут.

При этом в экспертном сообществе убеждены, что ФНС продолжит плотную работу по взысканию долга с перевозчика. Велика вероятность, что вскоре налоговики подадут апелляцию на решение о принятии обеспечительных мер. Связывают это с тенденциями, продиктованными необходимостью выполнения «майских указов» президента Владимира Путина. Взятые государством социальные обязательства, по требованию  Минфина, подтолкнули фискальные ведомства – налоговую службу и таможню – к предельному ужесточению подхода к наполнению госбюджета. Рассчитывать на «снисхождение», убеждены собеседники «Правды УрФО», не сможет никто. В первую очередь, это касается налогоплательщиков со «шлейфом» задолженностей.

«Для бюджета в целом сумма в 200 миллионов, конечно, – молекула в ведре воды, в то время как для «ЮТэйр» – весьма существенна, и конечно, негативно скажется на состоянии компании. В Минфине действуют по принципу «с каждой овцы клок – наберется на моток». И я уверен, что деньги будут выбивать до последнего. Гайки сейчас закручиваются до предела. Мы наблюдаем проведение жесткой фискальной политики по взиманию любых средств с любых налогоплательщиков. В сегодняшней ситуации ведомству крайне важно отрапортовать об исполнении бюджетного плана», – считает политолог Анатолий Корнеев.

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев и совладелец «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов

Уточним, еще в 2015 году власти ХМАО-Югры и Тюменской области вынуждены были «взять на себя» спасение авиаактива от банкротства. Объем непокрытых убытков на тот момент составлял 40 миллиардов рублей. Из бюджетов регионов были выделены средства на покупку допэмиссии акций «ЮТэйр». В итоге Югра стала владельцем 38,8% ценных бумаг, Тюменская область – 8,4%. За счет допэмиссии перевозчик смог реструктуризировать кредиты в общей сложности на 160 миллиардов рублей. За первое полугодие чистый убыток сократился на 46%, достигнув 1,8 миллиарда рублей.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни