УФАС оставило нелегалов на челябинских дорогах

Версия для печати

Рынок пассажирских перевозок не смог подстроиться под новый федеральный закон

Челябинские муниципалитеты оказались не готовы к реализации положений нового ФЗ №220, регулирующего рынок пассажирских муниципальных перевозок. Надзорные органы фиксируют многочисленные нарушения – местные администрации не в состоянии систематизировать отрасль и исключить нелегалов, а в ряде городских округов маршруты отдаются дружественным компаниям вне конкурсов. В столице Южного Урала после полугода саботажа реализации антикризисного плана в отставку отправлен глава управления транспорта. Фактически местная администрация сорвала реализацию основных требований федерального законодательства, в результате чего муниципальные транспортные предприятия по-прежнему находятся в предбанкротном состоянии, в то время как на улицах Челябинска нелегальные перевозчики продолжают прибыльный бизнес под прикрытием «экскурсионных туров».

Реализация положений нового ФЗ №220, регулирующего сферу пассажирских перевозок, в Челябинской области затормозилась на муниципальном уровне. Местные администрации фактически саботируют разработку нормативных документов. Ярким примером является Челябинск, где накануне в отставку был отправлен начальник Управления транспорта администрации города Олег Козлов (официальная причина – переезд в другой регион). Впрочем, нарушения фиксируются практически во всех муниципальных образованиях.

Отметим, ФЗ №220, регулирующий сферу пассажирских перевозок, вступил в силу в январе 2016 года, и с 1 июля 2016 г. его положения стали обязательны для исполнения на муниципальном уровне. Документом создаются единые правила на рынке для всех субъектов РФ и муниципалитетов. В частности, все перевозки делятся законом на регулируемые и нерегулируемые, тарифы на которые, в первом случае, устанавливаются органами власти, а во втором – самими перевозчиками. Закон призван исключить ситуации, при которых прибыльные маршруты доставались частникам, в то время как муниципальный транспорт работал на убыточных линиях.

Согласно ФЗ, каждый муниципалитет должен разработать собственный реестр маршрутов и перевозчиков. Однако в Челябинской области местные главы фактически саботировали это требование. По данным челябинского УФАС, муниципалитеты бездействуют, перевозчики заходят на маршруты без торгов.

«Муниципалитеты не составляют никаких реестров, не проводят торги по выбору перевозчика. Например, в Катав-Ивановском районе реестр маршрутов был принят в 2007 году, ситуация с того времени сильно изменилась. Перевозчики ездят без каких-либо торгов и совсем по другим маршрутам, без каких-либо разрешений. Сфера оказалась нерегулированной. Мы выдали предупреждение, обязав администрацию разработать реестр и провести торги. Предупреждение было исполнено», – обрисовала ситуацию заместитель руководителя челябинского УФАС России Наталья Сапрыкина.

В других городах наблюдаются схожие проблемы. Так, в Миассе реестр утвердили, однако по ряду маршрутов перевозчиками были обозначены компании-банкроты. В Златоусте проведены псевдоторги: 28 декабря 2015 года разместили извещение по конкурсу на выгодный маршрут, и уже 29 декабря требовалось предоставить очень большой пакет документов.

«Таким образом, в приоритете оказалось некое муниципальное предприятие, которое потом передало перевозки некоему обществу. Директор общества и директор МУПа являются супругами», – отметила Наталья Сапрыкина.

Возглавляет список проблемных территорий с точки зрения функционирования муниципального транспорта город Челябинск. Нормативно-правовая база все еще не приведена в соответствие с федеральным законодательством, муниципальный транспорт является сугубо убыточным, городские улицы заполнены нелегалами, которые после 1 июля выпустили на линии «экскурсионные автобусы», повторяющие прежние городские маршруты. Неэффективная работа Управления транспорта городской администрации уже стала причиной отставки главы управления Олега Козлова. Напомним, чиновник написал заявление по собственному желанию накануне, объяснив его переездом в другой регион на новое место работы. Обязанности руководителя управления пока исполняет его заместитель Наталья Кулакова. Кандидатуры на замещение кресла начальника управления пока не обозначены.

Депутаты городской думы, которые ранее неоднократно предлагали отправить Козлова в отставку, связывают его уход с провалом реализации требований нового ФЗ, а также неисполнением «дорожной карты» по повышению эффективности муниципальных перевозок.

«На прошлой неделе должен был быть подготовлен и проведен аукцион по выбору компании-подрядчика, которая занялась бы разработкой критериев для маршрутной сети согласно федеральному закону. Но аукцион провалился. Вероятно, это стало последней каплей, после чего Козлова «попросили». За то время, пока он руководил системой транспорта, очень многие процессы не были реализованы. Весь последний год депутаты в ручном режиме составляли «дорожную карту» по модернизации отрасли, требовали убрать дублирующие маршруты и вести борьбу с нелегальными перевозчиками. Но антикризисный план провалился. В нашем городе общественный транспорт может быть рентабелен. Нужно просто сделать его конкурентоспособным. Муниципального транспорта зачастую не дождешься, автобусы часто ломаются», – пояснил изданию депутат городской думы Челябинска Александр Галкин.

Отметим, парламентарии разработали «дорожную карту» по модернизации маршрутной сети. Так, Управлению транспорта были поставлены задачи по сокращению дублирующих маршрутов и числа частных перевозчиков, которые используют устаревшую технику и не поддаются никакому контролю. Это позволило бы вывести муниципальный транспорт на самоокупаемость. Однако управление транспорта фактически саботировало принятый гордумой антикризисный план.

Депутат гордумы, председатель постоянной комиссии по экономике, муниципальному имуществу и городской инфраструктуре Александр Вышегородцев также подчеркнул, что определенные нормативные акты, в частности, критерии определения маршрутов и методика расчета тарифов по регулируемым перевозкам, требуемые новым ФЗ, должны были быть приняты еще до 1 июня. Однако управление провалило эту работу. Впрочем, депутаты сообщают и о пробелах в федеральном законодательстве, из-за которых УФАС не позволяет администрации ограничить участие в перевозках «маршруточников».

«Нужно разрабатывать маршрутную сеть, определять критерии маршрутов по регулируемым и нерегулируемым перевозкам. Но тут возникают проблемы с УФАС и прокуратурой, поскольку когда мы вводим некоторые критерии, они, по мнению антимонопольной службы, носят ограничивающий характер. Так, мы хотим сократить количество маршруток, это небезопасный транспорт, но это рассматривается как ограничение конкуренции. Это недоработка федерального законодательства. Новый ФЗ №220 откровенно слаб, чтобы регулировать всю эту деятельность», – отмечает Александр Вышегородцев.

Доля нелегалов на транспортном рынке весьма существенная, отмечают в городской думе. При этом Управление транспорта фактически не вело с ними никакой борьбы.

«Они не платят налоги, не трудоустраивают водителей, я уже не говорю о том, проходят ли они какое-то освидетельствование на алкоголь перед выходом на линию. При прежнем руководителе контрольные рейды не проводились должным образом. Это было очень редко и, по странному совпадению, в эти дни с улиц пропадали нелегалы, как будто догадывались заранее», – поясняет Александр Галкин.

На этом фоне муниципальные предприятия находятся в предбанкротном состоянии, а в отношении МУП «Челябинский автобусный транспорт» введена процедура наблюдения, взыскивается задолженность по налогам. Основная масса задолженности «уходит корнями» в тот период, когда городом руководили Михаил Юревич, а затем его ставленник Сергей Давыдов. В городской думе уверены, что вывести МУПы на самоокупаемость возможно, однако городские чиновники с задачей не справились.

«Финансовое состояние муниципальных транспортных предприятий довольно плачевное. Разумеется, тому есть и объективные причины. Например, мы закупаем электричество по рыночным ценам. И чтобы сократить себестоимость трамвайных перевозок, необходимо признать МУП «ЧелябГЭТ» локальной монополией. Безубыточность городского транспорта можно обеспечить, если выполнить все те задачи, которые ставились депутатами перед Управлением транспорта», – резюмировал Александр Вышегородцев.

«Правда УрФО» будет следить за развитием ситуации.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.