Лесной фонд ХМАО вырубают под нелегальные нефтепроводы

Опасные производственные объекты возводятся без разрешений Департамента строительства

Земли лесного фонда ХМАО незаконно эксплуатируют строители нефтепроводов. На территории трех районов автономии надзорные органы выявили объекты для транспортировки нефти с кустовых месторождений, возведенные без лицензий. В природоохранной прокуратуре указывают, что строительство и эксплуатация нелегальных опасных производственных объектов создает явную угрозу жизни и здоровью работников нефтепромыслов, а также окружающей среде. Постфактум Арбитражный суд Югры применил к нарушителям санкции в виде крупных штрафов. Эксперты и представители контролирующих инстанций отмечают, что проблема не исчерпывается незаконным строительством. На территории Югры функционируют десятки нелицензированных пересечений трубопроводами водных объектов. Кроме того, насчитывается немалое количество инфраструктуры, построенной с нарушениями в 1980-90-е годы и требующей легализации. Отраслевые специалисты предлагают разработать «дорожную карту», отдав контроль исполнения надзорным структурам.

В ходе проверки природоохранной прокуратуры ХМАО на землях лесного фонда Сургутского, Ханты-Мансийского и Нижневартовского районов были обнаружены построенные и эксплуатируемые без разрешений уполномоченных органов нефтесборные трубопроводы. Данная инфраструктура относится к категории опасных производственных объектов капстроительства, авария на которых способна принести серьезный вред жизни и здоровью людей, а также окружающей среде. В числе нарушителей оказались предприятия, базирующиеся в Мегионе и Нижневартовске – ООО «Юграспецмонтаж», ООО «Мегионтрубопроводмонтаж», ООО «Сибирьтрубопроводстрой-НВ» и ООО «МонтажЭнергоСервис».

В качестве наиболее типичного примера в арбитраже выделяют незаконно возведенный осенью 2015 года в границах Юганского лесничества в Сургутском районе нижневартовской компанией «Юграспецмонтаж» по заказу предприятия «КанБайкалРесорсез Инк» внутриплощадочный нефтепровод. В договоре между организациями указано, что за все нарушения законодательства административную и уголовную ответственность несет «Юграспецмонтаж». Таким образом, за отсутствие разрешения Депстроительства на возведение капитального объекта отвечать пришлось подрядчику. Компании предстоит выплатить штраф в 500 тыс. рублей, если не последует апелляция.

Нефтесборные трубопроводы выполняют внутрипромысловые функции по транспортировке нефти от буровых к резервуарам для собирания извлеченной нефти. Эксплуатация подобных объектов строго регламентирована. Для запуска трубопровода необходима исполнительная, проектная и испытательная документация, а также серьезный объем иных сведений: паспорт объекта, информация о производителях труб, марке стали, строительных организациях, разрешенном давлении, количестве и причинах прорывов. Без перечня разрешительных документов эксплуатация трубопроводов законодательно запрещена.

«Нарушения статьи 9.5 КоАП РФ для Югры – рядовая практика. Строители возводят объекты в надежде, что заказчик каким-либо образом урегулирует вопрос с надзорными органами. Тот, в свою очередь, практически всегда настаивает на включение в контракты пункта об административной или уголовной ответственности подрядчика за выявленные нарушения. Тем самым ответственность перекладывается на строителей. Вопрос, как обычно, лежит в экономической плоскости. Компании не желают тратить средства на получение лицензий и ждать согласований. Но часто получается, что скупой платит дважды. Стоит отметить, что, помимо нелегальных новостроев, на площадках существуют и старые трубопроводы с неясной принадлежностью и эксплуатируемые в отсутствие необходимых документов», – обрисовал изданию ситуацию на «кустах» представитель правоохранительных структур региона.

Отраслевые специалисты отдельно указывают на сохраняющийся в регионе фонд несоответствующей нынешним требованиям инфраструктуры, активно возводимой еще в советское время. С точки зрения экспертов, необходимо разработать методы ее легализации и четко распределить сферы ответственности. Эксплуатация фактически нелегальных объектов регулярно наносит серьезный вред окружающей среде.

«Полагаю, не в последнюю очередь законное функционирование таких объектов – зона ответственности Росприроднадзора. Разумеется, эксплуатация нефтепроводов не может вестись без необходимых лицензий, детальной проработки всех документов. Необходимо также понимать, когда возводились трубопроводы. Не секрет, что в округе существуют немалые объемы «исторического наследия» с 1980-90-х годов. Раньше было просто: «Партия сказала «надо» и трубопровод ударно построили. Сейчас понемногу стала выстраиваться система, меняется отношение к лесному фонду и безопасности объектов. На мой взгляд, здесь нужен взвешенный подход. Необходимо подписание соглашения, «дорожной карты», позволяющей легализовать эти объекты в установленные сроки. Надзорные органы должны контролировать этот процесс», – считает президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов.

Контроль эксплуатантов в округе осуществляет ряд организаций, каждая из которых отвечает за определенный участок работы. Как отмечают представители ведомств, «простоев в работе не бывает, нарушения регулярно фиксируют все компетентные органы». Однако ни штрафы, ни ограничения деятельности кардинально изменить ситуацию не могут. Ущерб от нелегальных трубопроводов измеряется миллионами рублей.

«Надзорную деятельность за нефтепроводами осуществляет целый ряд структур – Департамент строительства, Ростехнадзор и наше ведомство. У каждой своя сфера ответственности. Могу сказать, что подавляющее большинство нарушений, которые выявляет Росприроднадзор, относится к сфере пересечения трубопроводами водных объектов – их число значительно, с 20 до 63%, выросло в текущем году, – а также нарушений правил эксплуатации и порчи земель в результате разливов», – говорит глава регионального Росприроднадзора Роман Мишенин.

Ситуация с нелегальной нефтяной инфраструктурой перманентно находится в поле зрения экологического сообщества. В регионе действует целый ряд экоорганизаций, а также отдельные активисты в муниципалитетах. Зачастую именно их обращения становятся поводом для прокурорских проверок. Общественники сходятся во мнении, что «несмотря на регулярно проводящиеся проверки и санкции, положение дел в отрасли практически не меняется». Выход представители «зеленых» видят в «рассекречивании» информации об инфраструктуре промысловых участков, что позволит обеспечить должный контроль различных процессов, в том числе и строительных.

«Технологические карты нефтепромыслов такие, что даже сами рабочие не всегда могут в них разобраться. Трубы проложены, но неизвестно, сколько их, и где именно они проходят. Это одна из причин аварий, которые нередко происходят при проведении работ. Отвечает за эти карты Ростехнадзор. У каждого нефтепровода есть паспорт, в котором указаны срок прокладки, даты ревизии и ремонта. Предполагаю, что Ростехнадзор просто не может физически справиться с такой работой – протяженность их составляет тысячи километров. «Гринпис» в свое время обращался в различные инстанции вплоть до правительства РФ с просьбой обеспечить доступ к технологическим картам. В итоге получили ответ, согласно которому данная информация является секретной из-за возможных диверсий. Но, с другой стороны, ежегодно крадут сотни тысяч тонн нефти, делают тысячи врезок, несмотря на все ограничения», – говорит руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров.

По мнению эколога, передача технологических карт в доступ если не широкой общественности, то хотя бы коллегам из Росприроднадзора позволила бы улучшить контроль внутри промысловых нефтепроводов. Публикация данных и обеспечение транспортом поможет установить истинный уровень аварийности сети и определить очередность замены устаревших труб. Кроме того, можно будет получить четкую картину всех процессов на площадках, в том числе отслеживать законность строительства новых объектов.

В мае текущего года в Ханты-Мансийске прошло заседание федерального экологического совета под председательством главы Минприроды Сергея Донского. В ходе совещания министр анонсировал масштабные проверки нефтепроводов. Кроме того, по итогам встречи было принято решение о согласовании алгоритма действий Ростехнадзора и Росприроднадзора в сфере контроля промысловых нефтепроводов, однако на данный момент конкретные меры взаимодействия, в том числе и порядок доступа к картам, находятся на стадии проработки.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни