Встреча губернатора Евгения Куйвашева с представителями малого и среднего бизнеса прошла сегодня на площадке Уральской торгово-промышленной палаты. Свердловская область находится в группе регионов-лидеров по объему и числу механизмов поддержки малого и среднего бизнеса. Встреча с предпринимателями в режиме вопрос-ответ была инициирована, в том числе, самим губернатором. Помимо традиционных для таких мероприятий просьб о налоговых льготах и содействии в привлечении кредитных ресурсов, бизнес вспомнил об ошибках при расчете кадастровой стоимости, а также о невозможности долгосрочной аренды муниципального имущества или земельных участков. Губернатор поставил ряд задач правительству по итогам встречи. Так, вопрос по снижению налоговых ставок, в частности, будет прорабатываться кабмином.
Член совета свердловской общественной организации «Опора России» Дмитрий Ханин
По словам члена совета свердловской общественной организации «Опора России» Дмитрия Ханина, в июле 2015 года федеральные власти дали возможность муниципальным администрациям снижать ставку единого налога на вмененный доход с 15% до 7,5%, однако муниципалитеты этой возможностью увеличения налогооблагаемой базы не воспользовались. То же самое происходит и на региональном уровне, считает бизнесмен.
«Субъект федерации может снизить ставку налога для плательщиков по упрощенной системе налогообложения с 6 до 1%. Речь не идет о тотальном снижении, а о каких-то выборочных направлениях», – отметил Дмитрий Ханин, добавив, что в соседней Челябинской области ставка налога по 12 видам деятельности снижена до 3%.
Евгений Куйвашев подчеркнул, что в 2014 году для бизнеса уже делались послабления. Помимо этого, 30% работающих жителей региона, занятых в сфере МСП, свидетельствуют о том, что условия для ведения бизнеса созданы комфортные. Тем не менее, глава региона поручил министру инвестиций и развития области Алексею Орлову «взять предложение на карандаш».
«Обсудим это на следующей встрече – на совете по взаимодействию с малым и средним бизнесом. Если будет возможность, сделаем послабления», – заявил губернатор.
Еще одно поручение касалось создания в регионе единого экспортного центра, через который будет осуществляться поддержка экспортоориентированных предприятий. Как подчеркнул директор ОАО «Артинский завод» Виктор Михайлов, такие предприятия, как правило, испытывают колоссальную финансовую нагрузку в связи с исполнением экспортных контрактов.
«Мы должны финансировать логистику, работу переводчика, страхование, и в итоге получается, что мы ничего не зарабатываем по контракту», – отметил Виктор Михайлов.
По словам президента Уральской торгово-промышленной палаты Андрея Беседина, на федеральном уровне уже создан новый инструмент – российский экспортный центр, через который будет выделяться федеральное финансирование. Для этого в регионе должна быть создана соответствующая структура. Количество средств, направляемых на региональный уровень, зависит от показателей субъекта. В УТПП отмечают, что общий объем финансовых средств будет секвестирован, однако в целом, это те деньги, за которые регион будет бороться. Региональный экспортный центр будет создан в сентябре. Соответствующее поручение губернатор Евгений Куйвашев дал Министерству экономики.
Президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин
Серьезные проблемы малого бизнеса оказались вызваны реализацией нового ФЗ 220, регулирующего пассажирские перевозки. По мнению представителей компаний-перевозчиков, сферу муниципальных перевозок ожидает коллапс, как только контролирующие органы в лице Автодорнадзора начнут проверки предприятий.
«У большинства перевозчиков нет маршрутных карт, штраф за отсутствие которых для юридического лица составляет 300 тысяч. Если сейчас Управление Автодорнадзора выйдет на проверки, будет коллапс: после таких штрафов перевозчики не смогут работать. Все сложности не из-за перевозчиков – нужно закон адаптировать к региональным условиям, Министерство транспорта не довело это до конца», – заявил губернатору директор компании-перевозчика в г. Полевском Сергей Вотинцев.
Отметим, новый ФЗ 220, вступивший в силу с января этого года, был призван упорядочить рынок пассажирских перевозок и обеспечить равный доступ всем его участникам. Так, ранее прибыльные маршруты, как правило, обслуживались частниками, в то время как муниципальные предприятия обязаны были брать на себя убыточные маршруты в отдаленные сельские территории. Закон также обязал транспортные компании получать лицензии на маршруты и иметь маршрутные карты. Однако реализация нормативного документа в области застопорилась. Так, на 29 июля в Екатеринбурге не было выдано ни одной маршрутной карты, хотя сейчас, возможно, ситуация уже изменилась, отмечает Сергей Вотинцев.
«ФЗ должен быть адаптирован к областным и муниципальным особенностям. У нас очень большой проблемой является то, что у большинства остановочных комплексов на трассах и в муниципалитетах не определен собственник, и нужны большие финансовые вложения для того, чтобы эти объекты привести в соответствие с требованиями законодательства: нужно оборудовать освещение, пешеходные переходы и так далее. Поэтому сейчас те остановки, которые не соответствуют требованиям, ГИБДД просто запрещает», – пояснил «Правде УрФО» Сергей Вотинцев.
По неофициальным данным, на приведение остановочных пунктов в соответствие с требованиями федерального законодательства, включая процедуры принятия на баланс, необходимо порядка 9 млрд рублей. Перевозчики считают, что причина в недоработках регионального Минтранса. Областной закон носит больше рамочный характер и отсылает предпринимателей к федеральному документу. Не хватает многих подзаконных нормативных актов, из-за отсутствия которых муниципалитеты не могут реализовать требования закона на практике. Так, не определены условия и критерии проведения конкурсов по маршрутам.
«Например, не определена степень значимости ряда характеристик компании-перевозчика. Что важнее – с новыми автобусами зайти на маршрут или с опытом работы? Будут ли добавляться баллы за то, что автобус будет перевозить инвалидов?» – добавляет предприниматель.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев
Евгений Куйвашев подчеркнул, что межмуниципальные перевозки полностью прошли процедуру лицензирования, маршрутные карты выданы. Что касается реализации ФЗ внутри отдельных муниципалитетов, то «отстающие», в числе которых может оказаться и столица Среднего Урала, будут рассмотрены на октябрьском заседании президиума правительства.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.