1 июня истекает срок доработки схемы теплоснабжения Тюмени, и согласно поручению губернатора Тюменской области Владимира Якушева к началу лета администрация регионального центра должна нивелировать все риски роста тарифов, исключить излишние, сверхдорогие объекты строительства и при этом «соблюсти интересы всех сторон». Как рассказал «Правде УрФО» замглавы администрации Тюмени Павел Перевалов, «документ находится в завершающий стадии, при этом все поручения главы региона в нем отражены».
«Та схема, которая была представлена на публичных слушаниях, находится в работе, мы готовы к ее завершению, корректировку почти закончили. Мы преследуем цели избежать роста тарифов сверх предельного индекса и сделать мероприятия, отраженные в документе, бесспорными для всех участников процесса, будь то владельцы генерации, магистральных трубопроводов или пользователи распределительных сетей. Конечно, мы не можем не ориентироваться на объективные изменения, которые происходят в городе. К примеру, мы корректируем в сторону уменьшения прогнозы по вводам объектов недвижимости, соответствующим образом корректируются прогнозы и по необходимой мощности. Ставилась задача уйти от конфликтных моментов, которые были представлены во всех трех вариантах схемы теплоснабжения», – пояснил Павел Перевалов.
Замглавы администрации Тюмени Павел Перевалов
Напомним, на публичные слушания было представлено три варианта схемы теплоснабжения, ни один из которых не удовлетворил «население Тюмени». Камнем преткновения в принятии документа стало теплоснабжение района Дома обороны и так называемой Затюменки. Первый проект предполагает строительство дополнительных магистралей и насосных от ТТЭЦ-1 и ТТЭЦ-2. Другой вариант во многом сходится с первым и предполагает возведение западного теплового комплекса (ЗТК) в контуре ТЭЦ-2, состоящего из нескольких цехов: повысительно-насосного цеха, цеха электрогенерации на собственные нужды с утилизацией тепла в сетевую воду и в перспективе, выходящей за границы схемы теплоснабжения, котельного цеха. Требуемый объем инвестиций для каждого оценивался в районе 20 млрд рублей.
Оба сценария, как подчеркивали профильные чиновники, интересны ОАО «Фортум» (контролируется финским концерном Fortum), владеющему генерацией и магистральными теплосетями в городе. К слову, проекты были разработаны «ВНИПИэнергопромом» по заказу администрации и в рамках соглашения оплачена финской компании. В качестве альтернативы предлагался еще один вариант, разработанный «Интер РАО – Инжиниринг» по заказу местного оператора распределительных сетей ПАО «СУЭНКО». Его стоимость озвучивалась кратно ниже – «в районе 9,6 млрд рублей». По словам заместителя главы администрации Тюмени, после публичных слушаний администрация занялась доработкой схемы с учетом озвученных замечаний. В частности, из проектов были исключены ТЭЦ-3 и западный теплосетевой комплекс с большой насосной станцией и дополнительной генерацией.
«Сейчас мы работаем над тем, чтобы с учетом всех корректировок от этих вариантов уйти и предложить потребителям тот сценарий, который обеспечит прирост на строительном рынке и при этом не будет избыточным. Еще один очень важный момент – вопрос платы за технологическое присоединение. В предыдущих вариантах документа стоимость составляла 7-8 млн рублей за одну гигакаллорию. При таком уровне мы прогнозировали уход от централизованной системы теплоснабжения. По факту она не должна превышать 5-6 млн рублей. Это опять же стало возможно, поскольку мы корректируем прогнозы», – заявил представитель администрации.
Перевалов отметил, что к строительству дополнительных источников и сетей можно вернуться через несколько лет, когда изменится рынок. Сейчас же за счет их исключения удалось значительно снизить стоимость мероприятий в схеме теплоснабжения, однако, по словам чиновника, гораздо важнее, что эти затраты могут распределиться таким образом, что отпадет необходимость бюджетного субсидирования.
«Главное то, как эта сумма разложится по источникам финансирования: что будет заложено в рамках существующих тарифных возможностей, что будет реализовано в рамках платы за техприсоединение, а что ляжет на бюджет. С учетом той работы, которую мы проводим сейчас, субсидирование вообще может отпасть. В ближайшее время документ в таком виде уйдет в Минэнерго РФ», – резюмировал Перевалов.
Руководитель невского филиала «ВНИПИэнергопром» Андрей Чистович между тем заявил, что администрация, по сути, не вела доработку схемы все это время, а взялась за работу якобы «меньше недели назад». Также, со ссылкой на протокол совещания у сити-менеджера Тюмени Александра Моора, руководитель проекта сообщил, что еще в апреле даже не шло речи о том, чтобы исключить дорогостоящие мероприятия из документа – было решено отодвинуть их на 2019 год. Вместе с тем, по словам Андрея Чистовича, в начале прошлой недели администрация резко изменила позицию, заявив, что эти мероприятия будут вычеркнуты. При этом, речи об их полном исключении раньше не шло.
«Мероприятия, предложенные в проекте схемы теплоснабжения, должны соответствовать росту тепловых нагрузок. В связи с уточнением роста нагрузок их можно несколько отодвинуть, но исключить нельзя, коль скоро схема теплоснабжения разрабатывается на 15-летний период. Отсутствие в схеме мероприятий по развитию при столь значительном росте нагрузок невозможно. В результате доработки проекта схемы мы кое-что оптимизировали, но по большому счету мы не так далеко ушли от той схемы, которая была на публичных слушаниях», – рассказал Андрей Чистович.
По словам руководителя филиала «ВНИПИэнергопрома», администрация пока все же взяла паузу в решении судьбы спорных мероприятий (строительство источников и магистралей). Изначально были договоренности с чиновниками отодвинуть их на 3 года, но «сейчас начались странные рассуждения» о том, как вообще их исключить из схемы. Если эти мероприятия уберут совсем, «это будет неправильно, и вряд ли такой документ пройдет Минэнерго РФ». «Сейчас документ находится у нас, и мы не получили отмашку ни от администрации, ни от УТСК как заказчика передавать его. Хотя сейчас уже 31 число», – добавил разработчик схемы.
Источник «Правды УрФО», близкий к администрации губернатора, предположил, что, вероятно, генерирующая компания, заключившая очередной контракт на доработку схемы с «ВНИПИэнергопромом», намеренно предоставила именно такой проект к концу срока исполнения поручения губернатора, чтобы у чиновников Тюмени не было времени его скорректировать. Разработчик предоставил практически ту же самую схему, не учтя позиции губернатора. Хотя Якушев потребовал от администрации доработать схему до июня и значительно ее облегчить: убрать все очень дорогие спорные мероприятия. На данный момент схема уменьшена примерно на 200 млн рублей. По сути, это неизмененный вариант с западным теплосетевым комплексом. Хотя было поручено убрать его и ТЭЦ-3, уделить максимум внимания регулировке и наладке теплоснабжения, оставить остро необходимые ремонты магистральных сетей. В течение последних двух дней администрация пытается в экстренном порядке привести схему в порядок силами 2-3 человек, но вряд ли они успеют это сделать», – рассказал источник в аппарате главы региона.
Таким образом, спустя почти полгода после публичных слушаний проблема с принятием схемы теплоснабжения фактически не сдвинулась с места. Изначальный проект, разработанный в интересах «Фортума», вернулся в администрацию. При этом качественно скорректировать его самостоятельно у чиновников Тюмени вряд ли выйдет из-за отсутствия квалифицированного персонала (именно по этой причине доработкой в очередной раз занимался «Энергопром»). В то же время Минэнерго РФ поставило рамки – передать проект схемы на согласование до 1 сентября 2016 года. Если рассматривать сценарий намеренного саботажа доработки схемы со стороны «Фортума», то ответственность, в первую очередь, ляжет на администрацию города за неисполнение поручения Якушева.
«Правда УрФО» отслеживает ситуацию на энергорынке Тюмени.