«Криминальные группировки» отнимают ОСАГО у страховых компаний

Участники страхового рынка сообщают о «криминализации» рынка автоюристов

Лавинообразно растущий рынок услуг автоюристов приобретает в УрФО новые «угрожающие, а порой и криминальные черты». По мнению страховщиков, многомиллиардные выплаты по ОСАГО, возросшая конкуренция и «законодательный вакуум» привели «к откровенно нечистоплотному поведению части игроков». Участники рынка сравнивают действия так называемых защитников прав автолюбителей с поведением «криминальных группировок». Автоюристы в ответ резонно замечают, что объем их работы прямо пропорционален количеству нарушений прав автовладельцев страховыми компаниями. Рассуждения же о растущих убытках по ОСАГО участники рынка называют «разговорами в пользу бедных». Между тем сформировавшиеся перекосы могут вылиться в очередной удар по карману автовладельцев. Если «страховое лобби» сейчас на федеральном уровне не урегулирует данную ситуацию, по мнению участников рынка, грядет новое повышение тарифов.

Уже не новая для автостраховщиков проблема с деятельностью автоюристов приобретает новые масштабы. Участники рынка Уральского федерального округа сетуют на приобретение данным сегментом криминальных черт и ограничение доступности ОСАГО для граждан. Так, согласно статистике Российского союза автостраховщиков, несмотря на положительную тенденцию по сокращению судебных разбирательств в целом, доля нестраховых выплат в ОСАГО (то есть выплат автоюристам) за последние 5 лет растет лавинообразно. Если в 2011 игроки этого рынка получали 15% от судебной страховой выплаты, то в 2015 году этот показатель составил 43%.

«Это означает, что если суд постановил выплатить водителю 50 тыс. рублей, то он на руки получит примерно половину от этой суммы, остальное достанется посреднику», – приводятся на сайте РСА слова президента союза Игоря Юргенса.

Речь идет о колоссальных средствах. Согласно данным участников рынка, общий объем выплат ОСАГО по суду в 2015 году составил 18,4 млрд рублей по стране. Для сравнения, в 2011 году этот показатель был на уровне 5,8 млрд рублей.

По словам собеседника издания в руководстве крупной страховой компании, попавший в ДТП автовладелец «в подавляющем числе случаев не успевает добраться до страховой, а юристы предлагают свои услуги уже чуть ли не на дороге». Далее пострадавшему предлагают оформить либо доверенность на представление в суде, либо договор цессии.

«Долг у человека могут выкупить за 35 тыс. рублей, убедив в том, что больше он от страховой не получит, а дальше автоюристы подают иск уже к компании на сумму в разы больше, включая туда самые разнообразные затраты. По факту, ничего криминального в этом нет, но человека зачастую целенаправленно вводят в заблуждение, а отрасль фактически «паразитирует» на страховщиках, наращивая их убытки», – рассказывает представитель страховой, сравнивая происходящее с временами, «когда криминальные группы скупали доллары у населения по дороге в банк».

По словам руководителя представительства РСА в УрФО Вячеслава Тарасова, фигурирующие в таких судебных исках затраты не учтены в структуре страхового тарифа, что, в свою очередь, приводит к нарастанию убытков страховщиков. Последние из-за нерентабельности этого направления вынуждены от него отказываться, что приводит к образованию вакуума: «людям просто негде купить полисы, застраховать свою машину».

Руководитель представительства РСА в УрФО Вячеслав Тарасов

Среди наиболее проблемных территорий в этом вопросе участники рынка обозначают Челябинскую область, добавляя, что в связи с большими оборотами вопрос также серьезно стоит в Свердловской и Тюменской областях. Как отмечает Вячеслав Тарасов, сложившаяся с автоюристами ситуация толкает сектор на определенные изменения в законодательстве, которые обязательно будут приняты. Пока ситуация не отрегулирована, рассказывает представитель страхового сообщества, «в исках появляется стоимость экспертного заключения в районе 20-30 тыс. рублей, хотя фактически оно стоит 3-4 тысячи».

«Юридическая защита должна быть, и гражданин должен понимать, что если его права нарушены, он может обратиться за услугами к человеку с соответствующим образованием. Однако получается, что автоюристы включаются в процесс еще до того, как право автовладельца теоретически может быть нарушено. В этой ситуации страховые фактически отодвинуты от исполнения своих прямых обязанностей», – размышляет Вячеслав Тарасов.

С этим мнением согласен председатель союза автостраховщиков уральского региона «Белый соболь» Олег Ципулин. По его словам, с появлением единой методики оценки ущерба и определением стоимости запчастей существенной разницы между выплатами страховщиков и средствами, требующимися на ремонт автомобиля, нет. Это доказывает и уменьшение количества жалоб, поступающих в профильные союзы на размеры выплат.

По оценкам обоих экспертов, развиваться ситуация в этой части вопроса, вероятно, будет в приоритете выплаты в натуральном виде (то есть ремонт автомобиля) над денежной, что является общемировой практикой. РСА уже активно работает в этом направлении: в апреле текущего года союз уже направил в ЦБ, Минфин и Госдуму блок поправок в закон по расширению применения натурального возмещения в ОСАГО. Пока же, как отмечают страховщики, объемы и конкуренция на рынке автоюристов только растут, «а их методы закалачивания денег все больше выходят за разумные пределы».

«Когда автоюристов стало очень много, у них началась очень жесткая конкуренция за клиентов. И появились неадекватные действия, на грани УК РФ. Так, я знаю примеры, когда они уничтожают имущество страховщиков, разрисовывают офисы выплат, умышленно вводят в заблуждение автовладельцев относительно объема выплат, чтобы подешевле купить долг. Значительная часть этих компаний не платит налоги, постоянно меняя вывески и данные регистрации», – рассказывает представитель страховой компании.

Сами автоюристы скептически относятся к обвинениям, хотя и не отрицают, что на рынке появились недобросовестные игроки. В приватных разговорах они замечают, что если бы «страховые компании не допускали массовых нарушений прав автовладельцев, пытаясь минимизировать свои издержки, то у них просто не было бы столько работы». Рассуждения о растущих убытках по ОСАГО юристы называют «разговорами в пользу бедных», добавляя, «что страховые значительно завышают в своих оценках их доходы от судебных выплат».

Участники страхового рынка своей вины в формировании этой ситуации не отрицают, указывая, что, к сожалению, автовладельцы за предыдущие годы получили негативный опыт общения со страховыми компаниями, однако сейчас ситуация изменилась. Как отмечают независимые эксперты, вышеописанные перекосы, возникшие на рынке, рискуют опять больно ударить по карману автовладельцев: «Страховые могут начать обратную игру – заявить об убыточности ОСАГО, разрушении страховой системы, что, вероятно, приведет к очередному росту тарифов».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитие событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни