«Дочка» ВЭБа оплатит объединение Екатеринбурга и Челябинска

Челябинское правительство и ФЦПФ создают проектную компанию

Проект скоростной магистрали ОАО «РЖД» Екатеринбург – Челябинск получил сегодня новое развитие. Правительство Челябинской области и дочка «Внешэкономбанка» «Федеральный центр проектного финансирования» подписали соглашение о создании проектной компании. Главная цель новой структуры – подготовка «всех вводных», необходимых для частного инвестора-концессионера, который будет реализовывать проект. При этом затраты на СМ с учетом прогнозных цен и денег на строительство депо могут составить порядка 165 млрд рублей. Как отмечают независимые эксперты, привлечь такие средства с рынка будет крайне сложно. Если же проект «сработает», федеральные аналитики прогнозируют прирост ВРП субъектов в 1,27 триллиона рублей и дополнительные доходы консолидированного бюджета РФ в размере более 237 миллиардов.

Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области подписало сегодня соглашение с «Федеральным центром проектного финансирования» (является дочерним обществом «Внешэкономбанка») о создании проектной компании – «Уральская скоростная магистраль». Хозяйственное партнерство, как рассказывают в правительстве Южного Урала, будет заниматься разработкой предварительного технико-экономического обоснования, организационно-правовой схемы и структуры финансирования проекта, которые необходимы для концессионера. В свою очередь последний как частный инвестор займется реализацией проекта скоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург – Челябинск.

Ранее правительство региона подписало постановление, в рамках которого вклад Челябинской области в складочный капитал нового хозяйственного партнерства был определен в размере 50 млн рублей. В целом, по информации ФЦПФ, капитал структуры на текущий момент сформирован в размере 100 млн рублей. Более того, дополнительное обеспечение может быть предоставлено центром проектного финансирования в виде займа. Также рассматривается привлечение ключевых инвесторов на этапе подготовки проекта.

Челябинск

Добавим, что схожая структура была создана в свое время правительством Свердловской области, однако зоной ее интереса стал проект СМ Москва – Казань. Как пояснили изданию в правительстве региона, проекты по созданию скоростных магистралей активно рассматриваются на уровне субъекта, но для их реализации необходима четкая структура вложений, которой пока не существует.

«Как только будет такое понимание данного вопроса, мы готовы встречаться со всеми заинтересованными сторонами на любых площадках», – рассказали изданию в правительстве Свердловской области.

Как добавляют власти Челябинской области, в задачи проектной компании также будут входить поиск инвесторов и формирование пула индустриальных предприятий, заинтересованных в реализации проекта. Отметим, что скоростной магистрали предстоит найти крайне весомые суммы, особенно при условии, что строительство будет обеспечиваться за счет собственных средств инвестора и привлеченного финансирования.

Согласно предварительным расчетам, обозначенным в программе организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в РФ, стоимость строительства магистрали в ценах 2015 года – 122,6 млрд рублей. При этом с учетом прогнозных цен на период 2016-2019 гг. стоимость проекта с привлечением возможных затрат на строительство депо может составить порядка 165 млрд рублей. Впрочем, как признаются в приватных разговорах чиновники региональных правительств, и эта сумма может значительно вырасти по результатам разработки предварительного технико-экономического обоснования.

Согласно программе РЖД, привлечение внебюджетных средств возможно за счет таких механизмов, как инфраструктурные облигации и создание федерального внебюджетного фонда и региональных фондов развития скоростных магистралей, действующих по аналогии с дорожными фондами. В свою очередь, реализация проекта СМ Екатеринбург – Челябинск, вероятно, будет осуществляться за счет средств, привлеченных у частных инвесторов, и проектного финансирования, обеспеченного выпуском долговых ценных бумаг.

В случае реализации проекта, по оценке «Центра экономики инфраструктуры», прирост ВРП Свердловской и Челябинской областей за период 2016-2030 гг. составит 1,27 триллиона рублей. В свою очередь, дополнительные доходы консолидированного бюджета РФ до 2030 года могут составить более 237 млрд руб.

Такие прогнозы подтверждаются и международным опытом. Согласно оценкам зарубежных исследователей, которые прописаны в программе РЖД, удвоение размера города (или агломерации) соответствует росту общей факторной производительности в среднем на 3-8% в зависимости от страны и сектора экономики. При этом капитализация земли и объектов недвижимости растет с размером города, по разным оценкам, с эластичностью в 31-70%.

Как отмечают эксперты, аналогичные методы расчета используются, например, для оценки экономических эффектов от создания ВСМ-2 Лондон – Глазго в Великобритании.

По словам президента ХП «Новый экономический рост» Михаила Дмитриева, такие проекты имеют огромное значение для запуска несырьевой модели роста.

«На стадии инвестирования они имеют значительный мультипликатор инвестиционного спроса, способствующий росту обрабатывающей промышленности, включая промышленность стройматериалов, производство скоростных пассажирских поездов в Екатеринбурге и высокотехнологичных рельсов в Челябинске. На стадии эксплуатации проект создает огромные агломерационные эффекты, которые обеспечат рост инвестиций, занятости и производительности преимущественно в несырьевых отраслях, локализованных в зоне влияния формирующейся екатеринбургско-челябинской конурбации», – отметил Михаил Дмитриев.

Вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров добавил, что реализация такого инфраструктурного проекта позволит поддержать конкурентоспособность региона, что обеспечит достойное качество жизни людей.

 «Если сегодня мы не будем претендовать на роль макрорегионального лидера, то завтра рискуем обнаружить себя на экономических и технологических задворках. СМ Екатеринбург – Челябинск, безусловно, – очень амбициозный проект, но при этом он основывается на холодном математическом расчете. Челябинская область, как, впрочем, и все остальные регионы, не может застыть в своем развитии: она будет либо двигаться в ногу со временем, либо постепенно приходить в упадок. Мне по душе первый сценарий, но для его реализации придется потрудиться», – подчеркнул Гаттаров.

Вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров

Илья Пономарев, управляющий директор ФЦПФ, со своей стороны, акцентировал внимание на том, что предварительные расчеты свидетельствуют о финансовой эффективности и инвестиционной привлекательности проекта для частного бизнеса. По его словам, при эффективном разделении рисков между частным инвестором и государством, в проект возможно будет привлечь инвестиции, необходимые для его реализации.

«Правда УрФО» следит за развитием событий.

Справочно:

Проект скоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск предполагает строительство новой двухпутной линии с прохождением трассировки через три ключевых станции: Екатеринбург, Касли и Челябинск. Предварительно общая протяженность магистрали составит около 238 км. Движение по данному маршруту будет осуществляться как скоростными, так и ускоренными региональными поездами. Время в пути скоростного поезда составит 1 ч 10 мин, ускоренного регионального поезда – 2 ч 15 минут. Маршрут ускоренного регионального поезда пройдет через Екатеринбург, аэропорт Кольцово, Сысерть, Снежинск, Касли, Кыштым и далее вдоль существующего участка Кыштым – Челябинск. В городе Касли планируется создание мультимодального пересадочного узла.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни