Таможни УрФО похоронили украинский импорт

В ведомстве прогнозируют окончательный уход производителей пограничного государства с уральского рынка

Рынки УрФО в ближайшее время практически полностью потеряют украинских поставщиков. Вводимые с 1 января 2016 года экономические меры в виде режима наибольшего благоприятствования вместо зоны свободной торговли, а также продуктового эмбарго окончательно закроют доступ производителям с Украины на территорию федерального округа. Таможни готовятся к тщательным мерам контроля украинских товаров, а эксперты предрекают сложности торговым предприятиям, специализирующимся на поставках стальных труб, изделий из пластмасс, бумаги и картона, а также продуктов питания. Впрочем, ограничительные меры в определенной степени могут стимулировать рост производства в регионах. Политологи между тем рассуждают об обоснованности мер, защищающих рынок от проникновения несертифицированных товаров из ЕС под видом украинских в случае сохранения статус-кво.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о введении с 1 января 2016 года продуктового эмбарго в отношении Украины в качестве ответных мер на присоединение к санкциям. Дополнительно с января в отношении украинских производителей начинает действовать режим наибольшего благоприятствования, аналогичный товарам из стран ЕС, вместо договора о зоне свободной торговли. На практике данный документ предваряет рост импортных пошлин на товары украинских производителей в дополнение к антидемпинговым до 25-30% от стоимости, что приведет к практически полному выводу страны из списка торговых партнеров РФ и регионов УрФО, в частности. К соответствующим мерам готовятся в таможнях УТУ. Стоит отметить, что до 2015 года Украина занимала второе после Азербайджана место среди стран бывшего СССР во внешнеторговом секторе Свердловской области.

«В настоящий момент к нам не поступало официальных распоряжений со стороны ФТС, однако исходя из итогов переговоров на высшем уровне, вероятно, они появятся в ближайшее время. Поток товаров с Украины за последний год стремительно уменьшается. Главным образом, остается промышленное оборудование, но и его заметно меньше. Стоит ожидать, что с 1 января на украинские товары будут введены пошлины, аналогичные продукции, происходящей из стран ЕС, что фактически сведет их поставки к нулю. Полагаю, что если их не ввести, то на наш рынок под видом украинских пойдет поток товаров из ЕС. В любом случае, к нововведениям мы готовы», – рассказал «Правде УрФО» сотрудник в руководстве одной из таможен в системе УТУ.

Заместитель начальника одного из уральских таможенных органов добавил к словам коллеги, что «даже отсутствие прямых указаний со стороны ФТС и подчиненных структур не изменит требований, изложенных в постановлении правительства». По словам представителя фискального ведомства, «сотрудники в отделах оформления и досмотра уже проинструктированы, и готовы уделить повышенное внимание всем товарам, ввозимым с Украины».

Согласно данным украинского статведомства, экспорт в Россию по итогам первого полугодия 2015 года превысил 6,5 млрд долларов в стоимостном измерении. В первую очередь, это продукция черной металлургии, локомотивы, различные котлы промышленного назначения, реакторы для нефтехимии и другое промышленное оборудование, комплектующие и запчасти. В значительно меньших объемах ввозились пищевая продукция и товары народного потребления. В регионах УрФО до 90% ввозимой продукции из Украины оформлялось в екатеринбургской и челябинской таможнях, хотя, как говорят сами сотрудники, «основная масса товаров оформляется непосредственно на границе и попадает на Урал уже «очищенной». Тем не менее, в ведомстве на протяжении последнего года отмечают заметное снижение украинского импорта, а в некоторых таможенных органах и практически полное его исчезновение.

«В Кольцово случаи оформления товаров из Украины стали единичными. Сейчас если что-то и идет, то запчасти в небольших количествах. Брокеры сами не стремятся брать их в оформление, даже несмотря на то, что каких-то мер усиленного контроля по отношению к таким товаров не вводилось», – сообщил изданию источник в пограничной таможне.

Участники внешнеэкономической деятельности, специализирующиеся на поставках на территорию УрФО украинских товаров, нововведения воспринимают неоднозначно, хотя признают, что «их следовало ожидать». Некоторые из импортеров успели диверсифицировать поставки, другим пришлось свернуть свою деятельность почти до нуля.

«До начала года на Урал из Днепропетровска ввозили стальные трубы достаточно активно. Продукция была востребована компаниями, которые ведут деятельность в сфере прокладки трубопроводов. Стоимость украинских труб была процентов на 10 ниже, чем российских, даже с учетом затрат на перевозку и оформление. Однако нынешняя экономическая и политическая ситуация «схлопнули» это направление. Знаю, у коллег даже были серьезные проблемы с получением уже оплаченного товара. Попытались найти новые направления – китайское, в частности. Однако китайские трубы не дешевле, плюс покупательная способность заказчиков снизилась. Сейчас почти ничего не везем. Одним словом, кризис», – сетует представитель одного из уральских поставщиков.

Впрочем, падение поставок стальных труб с Украины с 1 млрд долларов в стоимостном эквиваленте в 2011 году до немногим более 65 млн в 2015 году, по оценкам аналитиков, имеет и стимулирующие свойства. В частности, сокращение может послужить толчком для замещения рынка продукцией производителей УрФО либо диверсификации импорта. Кроме того, как считают политологи, у участников ВЭД было достаточно времени для просчета возможных убытков от потери украинского направления.

«Самое пикантное в этой ситуации то, что те же комплектующие на Украине производились зачастую на заводах, принадлежащих гражданам России. Мне известно минимум о четырех таких предприятиях, которые потеряли владельцы. С вводом ограничений могут быть какие-то временные задержки с поставками, но не критичные. Полагаю, что в проигрыше останутся лишь те, кто необоснованно рассчитывал на продление действия существующих договоров. Основные участники рынка давно понимали неизбежность принятия такого решения и готовились. Предполагаю, что мы сможем оперативно заменить украинские товары, чему способствует исторически сложившаяся на Урале промышленная кооперация, способная решить задачу. Решение о вводе режима наибольшего благоприятствования вместо зоны свободной торговли правильное, поскольку при сохранении ситуации к нам пошел бы под видом украинских поток товаров из ЕС без пошлин по схожей с Белоруссией схеме, откуда нам везут якобы белорусские креветки», – оценил перспективы руководитель уральского филиала «Фонда развития гражданского общества» (ФоРГО) Анатолий Гагарин.

Отметим, что по данным Уральского таможенного управления, в 2014 году Украина выпала из числа топ-10 внешнеторговых партнеров регионов УрФО. Объемы импорта к 2015 году сократились на 42,7%. Переориентация участников ВЭД, по наблюдениям сотрудников ведомства, направлена на азиатский и внутрироссийский рынок, несмотря на более высокую стоимость аналогичных товаров. «Полагаю, что в следующем году мы констатируем практически полное исчезновение украинской продукции с рынка УрФО», – заключает собеседник издания в руководящих структурах таможенного управления.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни