ЖКХ может не пережить выборы 2016 года

Субъекты опасаются роста бюджетных расходов на сдерживание коммунальных платежей

Правительство РФ утвердило предельные индексы роста коммунального платежа для населения. Цифры, по словам участников рынка, «станут удавкой на шее отрасли». В регионах УрФО максимальная планка роста платы за коммуналку колеблется от 4,3% в глубоко депрессивной Курганской области до 5,9% в стабильной Тюменской. Политологи между тем указывают, что решение жестко ограничить индексацию в большей мере носит политический характер. Поскольку повышение произойдет с 1 июля 2016 года, непосредственно перед выборами в Госдуму и региональные парламенты, а действия федеральных чиновников выглядят, как превентивная попытка сгладить социальное напряжение. Отраслевые эксперты тем временем прогнозируют, что поставщикам энергоресурсов придется сильно затянуть пояса, а бюджетам субъектов – изыскать дополнительные средства на субсидирование коммунальных платежей для населения. Так или иначе, небольшие компании ЖКХ даже при максимальной оптимизации 2016 год могут и не пережить.

Постановлением федерального правительства по РФ разброс индексов составил от 3 до 7,5%. Согласно документу, в Свердловской области предельная планка роста составит 5,7%, в Тюменской области – 5,9%, в Челябинской области – 4,4%, в ХМАО – 4,6%, в ЯНАО – 4,8%, в Курганской области – только 4,3%.

«Индекс по субъекту федерации определяет максимальный допустимый рост совокупного платежа граждан в среднем по соответствующему региону, служит основанием для утверждения руководителем субъекта максимальных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях. Индексы утверждены с учетом среднего роста платы граждан за коммунальные услуги в России с 1 июля 2016 года в размере 4%», – говорится в постановлении.

Эксперты указывают, что данные рамки ставят предприятия коммунального сектора на грань выживания, однако отмечают, что это было необходимо принять, с политической точки зрения, накануне выборов 2016 года. По мнению руководителя уральского отделения «Фонда развития гражданского общества» (ФоРГО) Анатолия Гагарина, в решении правительства определенно присутствует политический аспект, направленный на поддержание социальной стабильности, однако во многом оно обусловлено и необходимостью сдерживающего фактора.

«Во всех подобных постановлениях есть и политическая, и социальная составляющая – они взаимосвязаны между собой. Но мы понимаем, что тарифы необходимо сдерживать, следовательно, государству необходимо вмешиваться. Понятно, что политические силы всегда будут пытаться получить определенные электоральные дивиденды, присваивая себе заслуги. Это решение ориентировано на социальное спокойствие и стабильность, но это еще и попытка заставить поставщиков сокращать операционные расходы, внедрять энергосберегающие технологии. К прочему, в 2018 году также пройдут президентские выборы, соответственно, на значительную индексацию накануне этого события никто, скорее всего, тоже не пойдет», – считает Анатолий Гагарин.

Котельная

В то же время участники рынка склонны расценивать решение правительства как «удавку на шее отрасли». По словам заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Облкоммунэнерго» (Свердловская область) Татьяны Колохматовой, политика искусственного сдерживания тарифов приводит, в первую очередь, к накоплению убытков ресурсоснабжающих организаций, а не к повышению эффективности расходов.

«В тарифах на коммунальный сектор нет излишков, которые можно «ужать» с целью заставить отрасль эффективнее работать. Кроме того, такая политика в очередной раз подрывает доверие инвестора, рискнувшего вложить деньги в коммуналку с целью повышения эффективности и возврата средств в рамках периода окупаемости. При условии, что на 2016 год нет прямого ограничения роста тарифов на коммунальные услуги со стороны федеральных органов, регулятор будет ориентироваться при установлении тарифов на предельный индекс роста коммунального платежа в целом», – рассказала «Правде УРФО» Татьяна Колохматова.

Особенно остро проблема нехватки предельных индексов стоит в северных территориях УрФО, где себестоимость производства коммунальных услуг изначально превышает установленный тариф. Как рассказал «Правде УрФО» источник в правительстве ЯНАО, еще два года назад стоимость дизельного топлива, заложенного в тариф на коммунальную услугу в заполярных территориях, составляла 14 тыс. рублей за тонну, притом, что реальная его стоимость достигала 30 тыс. руб.

«Для таких территорий экономически обоснованный тариф изменил ситуацию кардинально. Он перешел из плоскости выживаемости в категорию развития. При этом нет оснований говорить, что расходы на ЖКХ в структуре себестоимости продуктов и услуг «прочих» потребителей коммунальных платежей зашкаливают. Необходимо заметить, эксперты неоднократно пересчитывали эти показатели, и можно с уверенностью утверждать: доля коммуналки в структуре себестоимости продуктов на Ямале – от 1 до 6%. Одновременно с ростом экономически обоснованных тарифов с 2010 года на Ямале «заморожены» тарифы для населения. Финансовое бремя вывода регионального ЖКХ из кризиса окружной бюджет полностью взял на себя. Субсидии на разницу в тарифах с 2011 по 2015 год выросли с 4,7 до 10,9 млрд рублей. В результате доля оплаты жилищно-коммунальных услуг населением снизилась с 62 до 35%», – сообщил собеседник издания. Чиновники правительства автономии не исключают, что меры поддержки продолжат действовать и далее, тем не менее, их дальнейшая реализация ограничена ресурсами дефицитного бюджета ЯНАО.

Правительство ЯНАО

Правительство ЯНАО

Отметим, помимо общих негативных тенденций в отрасли субъекты РФ сталкиваются с проблемами, связанными с тонкостями регулирования. Так, к примеру, в Челябинской и Тюменской областях предельный индекс не учитывает внедрение физического метода распределения топлива при комбинированной выработке с переходным периодом до 3 лет. Напомним, инициатором перехода на физметод стала генерирующая компания «Фортум» (контролируется финским концерном Fortum). Однако по словам региональных чиновников, предлагаемые изменения привели бы к многомиллиардным бюджетным потерям в связи с необходимостью сдерживания уровня комплатежа для населения. После продолжительных споров и судебных разбирательств компания заявила, что намерена частично урезать расходы в тарифной заявке на тепло для Челябинской и Тюменской областей, чтобы перейти на физический метод распределения топливных затрат. По оценке отраслевых экспертов, таким образом компания пытается добиться, чтобы новая система регулирования не привела к превышению предельных индексов роста коммунального платежа.

Министр тарифного регулирования правительства Челябинской области Татьяна Кучиц сообщила «Правде УрФО», что для Челябинской области значение индекса составляет 4,4% – ниже роста тарифов, определенных прогнозом социально-экономического развития РФ на 2016-2018 годы.

«При этом прогнозом не предусмотрен рост платежей граждан за коммунальные услуги, связанный с обязательным учетом при тарифном регулировании в 2016 г. перехода на физический метод, ликвидации перекрестного субсидирования между производством электрической и тепловой энергией, реализации инвестиционных программ организаций, а также введения нормы о включении предпринимательской прибыли в сфере теплоснабжения, – сообщила Кучиц. – Кроме того, не учитывается доведение платежей граждан за коммунальные услуги до 100% уровня, связанное с утверждением льготных тарифов в предыдущие периоды. В указанных условиях ограничение роста платежей граждан может быть обеспечено только при предоставлении бюджетных субсидий. Необходимая сумма субсидий и механизмы ее предоставления в настоящее время уточняются».

Квитанция

«Правда УрФО» уже сообщала, что ежегодное сдерживание тарифов на уровне значительно ниже экономически обоснованного уже привело к тому, что оператор сетей водоснабжения и водоотведения в Кургане ОАО «Водный союз» был вынужден вынести на заседание муниципальной думы вопрос о превышении предельных индексов и установлении адекватного тарифа. Компания ссылалась на то, что предельно минимизировала операционные расходы, хотя выручка практически вдвое меньше расходов, необходимых для жизнеобеспечения городского комплекса водоснабжения и водоотведения. Однако муниципальная дума не пошла на политически непопулярное решение, во многом, как полагают политологи, опасаясь роста социального недовольства перед выборами в 2016 году.

«Правда УрФО» следит за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

3 комментария к “ЖКХ может не пережить выборы 2016 года”

  1. Милена

    Уберите  надстройки,уменьшите аппетиты начальников,получают  оклады,премии и  конверты.Необходимо  полностью провести  аудиторскую  проверку. Столько  денег  найдете,сами  удивитесь.  Потому  что  предприятия  оказывающие  услуги  ведут  двойную  бухгалтерию. Очень  большая  сумма  идет на  содержание  и  ремонт  их  «Замков»

  2. Виталий

    В Курганской области рост тарифов и так опережает все области УРФО.а доходы самые низкие в УРФО.Подняв тарифы поставщики просто-напросто лишатся доходов.Ведь народу и так нечем платить,а тут еще повышение на фоне обнищания самой Курганской области.

  3. установите прямые платежи потребителями поставщикам энергоресурсов, без посредников. Ине надо будет никому выживать. И народ оббирать не придется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни